В Лондоне памятники и памятные знаки буквально на каждом шагу.
Самые разные - от королей и королев в полный рост
до синих памятных знаков: здесь жил, ну, например, писатель Моэм
или красавчик Брумель, знаменитый лондонский денди,
или медных табличек на уличных скамейках: В память о дорогом Джоне, Шейле, Майкле - тех, кто когда-то гулял по этим дорожкам.
А в церквях и соборах, на улицах и переулочках - скульптуры и бюсты совсем незнакомых людей, но почти всегда с подробной подписью, растолковывающей, в чем заслуги данного джентльмена.
Подписи эти неформальные, и чтение их занятие весьма увлекательное. Вот в соборе Святого Павла памятник британскому маршалу, воевавшему с французами в Египте - какой рассказ! Я зачиталась и все себе представила почти воочию. Так - по памятникам - вполне можно выучить историю Соединенного Королевства и узнать, чьими руками и героическими поступками (а иногда и наоборот - не героическими) она творилась. А ведь для кого-то это рассказ о собственном пра-пра-дедушке. Стыдно после такого расти подлецом или трусом. Надо подтягиваться. И подтягиваются ведь! И хранят память и благодарность - добрая половина (а то и больше!) памятников поставлена на деньги, собранные обычными людьми (и это тоже всегда отмечается).
И вот, в этот раз в заснеженном Лондоне я вдруг поняла, что в родном отечестве мне остро не хватает ПАМЯТИ. Памяти исторической. Более того, с горечью сознаю, что память эта ныне сознательно уничтожается. Если в советские годы история подгонялась под удобные схемы, то теперь она просто мешает. Потому что человек, наделенный памятью - это Гражданин. И ему уже не все равно, и управлять им уже невозможно. А вот не помнящими родства, а поэтому лишенными и чести и совести - можно манипулировать как угодно. Когда узнаешь, какая путаница в головах нынешних школьников - кажется сначала, что это просто невероятно. Невозможно так быстро забыть! А вот и можно, выходит. И не только Сталин уже в героях, но и Гитлер. Хотя когда, кто и с кем воевал, не каждый, сдающий ЕГЭ, вспомнит.
Как-то, лет десять назад, пришлось мне выступать в знаменитом Кириллове - том самом, где Кириллово-Белозерский монастырь. Для начала беседы спросила детей: «Скажите, какие у вас в городе памятники». И услышала в ответ: «У нас два памятника: Ленину и матери». Такое вот грустное краеведение...
Мне кажется, что у нас ощущается острая нехватка положительных примеров. Не просто напоминаний, что жил-был такой-то полководец или даже ученый, композитор, пр. А просто: вот наш земляк, замечательный человек, сделал то-то и то-то - потомкам на радость и в назидание. Нет памяти о простых хороших достойных людях. Почти нет.
Вот например. Мне кажется, что в городе Крымске следовало бы поставить памятник «Волонтеру» - мне бы, по крайней мере, очень хочется и очень важно, чтобы он там был. Именно как положительный пример гражданского поведения, а даже не как «спасибо», которое, впрочем, тоже нужно. И как память об удивительной человеческой отзывчивости и деятельном сопереживании. Нужны памятники незаметным героям - пожарным, врачам, учителям, меценатам - не ради их славы и чьего-то тщеславия, а для поднятия уровня достоинства в обществе. А пока мы не умеем, стесняемся, забываем отмечать хорошее, его легче мазать черной краской, как это делается повсеместно, вот хотя бы с теми же волонтерами...
Или с Джорджем Соросом, чьими деньгами была спасена отечественная культура и наука в лихие 90-е. Теперь те, кто тогда делили «отечественный пирог», чтобы скрыть свое корыстолюбие, поганят его имя на всех углах. И хоть бы кто возразил! Нет памяти, нет совести.
Нам вбивают в головы ненависть к придуманным «врагам», а мы не замечаем, как забываем тех, кто сделал нам добро.