почему нельзя стирать на невском

Nov 05, 2015 08:33



акция ненашевой-боклер-апахончич в рамках длинного перформанса ненашевой "милитаризированный викенд", вне всяких сомнений, - очень яркое и важное событие уже в силу одного того факта, что антивоенный арт-активизм почти полностью отсутствует или «не выходит на улицу», а происходит на полузакрытых междусобойчиках в андерграундных галереях. мужество и самоотверженность художниц не требуют лишних слов.




1. участницы в испачканной настоящей кровью и краской условно-военной одежде набрали воды в реке мойке



2. участницы с тазами с водой проследовали по набережной мойки и невскому проспекту до пешеходной улицы малая конюшенная



3. участницы выстроились в линию, сняли с себя камуфляжную форму (под ней оказались темные платья и юбки) и начали стирать одежду в тазах грубым мылом





4. в акцию вмешался наряд полиции, который дежурил в двух шагах

5. поддерживая умиротворяющий и объяснительный диалог с сотрудниками полиции («это антивоенный перформанс-стирка») участницы продолжали стирать в течение нескольких минут







6. участницы собрали одежду и тазы и собрались уходить, но пройдя несколько метров переменили решение и решили повесить мокрый камуфляж «сушиться» на ограждение тротуара



7. полиция вновь вступила в диалог с участницами с целью их задержания. задержание проводилось сотрудниками полиции в количестве около шести человек.

8. надев снова на себя мокрую камуфляжную форму и не выливая воду из тазов, художницы проследовали в полицейскую машину.

9. участницы были доставлены в отдел полиции номер семьдесят восемь на улице чехова, пятнадцать



10. спустя примерно три часа после составления протоколов об административном правонарушении по статье «загрязнение города» художницы вышли из отдела, по прежнему не расставаясь с наполненными водой тазами.

уже само шествие от мойки к месту стирки трех женщин с тазами, наполненными водой, выглядело весьма выразительно и пестрело многослойными метафорическими ассоциациями. каждый должен нести свой крест - каждый должен нести свой таз. вода, расплескивавшаяся из тазов вызывала сильную досаду, ассоциировалась с тратой, с неизбежными потерями.

контраст значительно символически нагруженной военной одежды с бытовым объектом - тазом с водой, подчеркнутый их цветовым контрастом (красный/хаки) создавал визуальное напряжение и ощущение тревоги.

ритм, заданный тройным повтором женских фигур с тазами в камуфляже подчеркивал театрализованную условность и торжественность происходящего, вызывал ассоциации с праздником, карнавалом и парадом.

спустя считанные секунды девушки выстроились в линию и поставили тазы на землю последовало вмешательство полиции. двое полицейский встали между невским проспектом и женщинами, стоящими на коленях перед тазами, стремясь, очевидно блокировать зрительный контакт с потоком прохожих, идущих по невскому. этим пространственным вмешательством они создали дополнительный смысл: девушки стояли на коленях, поза, ассоциирующаяся с молитвой или покаянием, девушки стояли на коленях перед размытой символической фигурой (богом, обществом, народом, перед лицом высшей справедливости, почтенной публикой) - символический адресат коленопреклоненной позы не был обозначен явно - и его место заняли сотрудники полиции. нависая над коленопреклоненными девушками полицейские создали недвусмысленный образ господства и доминирования.

отмечу ради справедливости, что поведение полицейских по отношению к художницам было корректным и уважительным.

девушки невозмутимо продолжали стирать, перемежая подчеркнуто приземленные речи (у меня вот тут не отстирывается) с автоинтерпретациями (это антивоенный перформанс, это антивоенная стирка).

затем сотрудники полиции предложили девушкам собрать тазы и мокрую одежду и уйти. девушки сначала подчинились требованиям полиции, но затем, после совещания, решили развесить одежду на ограждении тротуара, как будто бы для просушки. это и послужило поводом к задержанию. полицейские заговорили о «нарушении благоустройства» и «загрязнении» - перевернув смысл действий девушек - «стирка обернулась загрязнением», как напишет ненашева в фейсбуке. семантическая инверсия или перверсия смысла, осуществленная полицией, равно как и сам факт ее повышенного внимания к акции продолжал обогащать метафорические, ассоциативные и смысловые цепи интерпретаций.

девушки надели мокрую форму снова на себя, тем самым устранив формальный повод к задержанию, однако, оно все равно последовало после долгих шутливых и добродушных препираний в духе пьесы хармса «елизавета бам».

как читатель помнит, главную героиню пьесы, елизавету бам, арестовывают и уводят двое странных персонажей, но действия ее конвоиров носят карнавальный характер несколько зловещей, но одновременно забавной и приносящий всем наслаждение игры. так и здесь, задержание и лишение свободы сопровождалось доброй шуткой.

вишенкой на торте стало позволение проследовать в полицейскую машину не выливая воду из тазов. так участницы пропали из поля моего зрения и вновь появились уже через приблизительно три часа, когда вышли из отдела полиции, по-прежнему держа в руках тазы с водой. евангельская метафора несения креста получила троекратное усиление.

сопровождая художниц в месте лишения свободы, тазы превратились в магические атрибуты, чудесных помощников (см. пропп в.я. морфология волшебной сказки) дающие поддержку (и если пойду я долиной смертной тени, то не убоюсь зла, потому что ты со мной).

неприятным эпизодом задержания стало вмешательство в дело сотрудника центра "э", который, по словам участниц, пытался ввести их в заблуждение, представившись как «оперуполномоченный» и угрожал преследованием за «экстремизм» в ответ на отказ от комментирования творчества известного художника петра павленского, который упоминается в описании почти каждой уличной акции - и в ряде случаев совершенно не заслуженно.

я полностью поддерживаю художниц в их желании уйти от комментирования каких-либо упоминаний имени художника петра павленского в связи с сегодняшней акцией ненашевой-боклер-апахончич.

будучи визуально ярким и концептуально прозрачным, художественное высказывание трёх девушек и их тазов было многократно усилено и медийно поддержано, благодаря вмешательству полиции.

вот таким предельно простым бытовым шагом - стиркой - московские художницы акционистки, тазы и полицейские поддерживают репутацию петербурга как культурной столицы рф.

видео с акции: http://www.youtube.com/watch?v=6_JFK510YRE

пресса об акции:http://www.svoboda.mobi/a/27344900.html
http://www.currenttime.tv/content/article/27344840.html


{родина}, милитаризированный уикенд, красные тазы, арт, искусство, феминизм, боклер, апахончич, феминистки, перформанс, ненашева, уличный акционизм, девушки с тазами

Previous post Next post
Up