большая маленькая выставка

Aug 07, 2015 13:59



в библиотеке книжной графики открылась выставка графики, фотографий и объектов алексея сахнова - художника, который живет в психоневрологическом интернате. в этой бесцветной фразе слишком много для сердца психолога слилось, чтобы оставить этот факт вот так, просто, без поста в жежешке.


конечно, произведения сахнова очень интересны сами по себе. его графика выполнена в яркой узнаваемой манере, которая своим драматизмом и внутренним напряжением напоминает {мне} манеру ван гога. я называю напряжение внутренним, потому что в сюжетах графических этюдов в основном отсутствует событие. там, вообще, достаточно редко появляются одушевленные существа, основная часть работ представляет пустынные интерьеры, дороги, заборы и здания с мертвыми тёмными окнами. но все рисунки полны напряженным, звенящим ожиданием. работы объединены в четко просматриваемые серии, что придает им кинематографичность - на выставке мы как будто просматриваем бесконечный саспенс. присутствие необъяснимого {бога, смерти, времени, призраков, чёрт-знает-чего} остается за кадром, как будто человек-невидимка стоит позади зрителя и от его дыхания шевелятся волосы на затылке.

конечно, и фотографии сахнова очень мощные и приковывают взгляд - особенно в соотнесении с его графикой. каким-то образом, за счет особенностей освещенности и как будто осознанно использованного лёгкого технического брака, вроде засветки или недостаточной освещенности, - на фотографиях мы с удивлением обнаруживаем то же тревожное состояние, что и в графике - хотя простор для творческого приема в фотографии совсем не велик, особенно с теми средствами и аппаратурой, которую использует сахнов {одноразовые латанные-перелатанные черным скотчем фотокамеры используются по множеству раз}.

конечно, может быть, дело именно в несовершенстве технических средств, а также в том, что перед нами предстает неприукрашенная промозглая реальность психоневрологического интерната - сахнова называют строгим и суровым реалистом. но и в графике и в фотоснимках прослеживается набор приемов и сюжетов {пустынные интерьеры и пейзажи, темные тона, достигнутые штриховкой (графика) или недостаточной освещенностью снимка (фото), персонажи, как правило не смотрят на зрителя (фотографа, художника) и заняты своими малопонятными делами}. так что я бы назвал сахнова сюрреалистом или магическим реалистом (правда, наряду с ван гогом вспоминаешь и борхеса и кортасара). или метареалистом.

конечно, объекты сахнова, его дома, давшие название всей выставке, начисто сносят крышу и взрослым и детям. они действительно могли бы украсить павильон любой биеннале современного искусства. в этих объектах техника выполнения является приемом, они сделаны из бумажных и картонных отходов и полиэтилена с помощью разных видов скотча и грубо выкрашены гуашью. в домах часто можно обнаружить сюрпризы, в виде тщательно выполненных интерьеров или даже пластилиновых существ.

конечно, творчество сахнова интересно еще и тем, что это - настоящий рай для формального анализа, так как сам сахнов не разговаривает и являет собой человека практически лишенного личной истории, а имеющиеся сведения о нем интернат не имеет права разглашать. то есть это произведения без автора, повисшие в космической пустоте.

конечно, конечно.

конечно, конечно.



но я здесь хочу сказать несколько скучных общих фраз, которые, тем не менее, нельзя не произнести. это о том, почему эта выставка важна не только для художника и кураторов (которые, кстати, из-за странных предрассудков и библиотечных традиций остались не упомянутыми на афишах и в анонсах).

эта выставка маленькая - два небольших зала библиотеки, но она большая, потому что, это шаг в направлении открытости интернатов и снятия стигматизации с их обитателей. достаточно больших усилий стоило благотворительной организации «перспективы» обеспечить приезд автора на открытие собственной выставки. это потребовало привлечения множества сотрудников и решилось не за один день. приезд сахнова на открытие - это маленькая победа и еще один маленький шаг в направлении свободы и прав человека. маленький, но большой.

эта выставка большая, потому что это повод поговорить не только об интернатах и особенностях отечественной психиатрии и закрытых учреждений вообще, это еще и повод поговорить об искусстве. об искусстве не как самозамкнутой элитарной практике, а как о чем-то, что действительно способно изменить жизнь человека к лучшему. об искусстве как о воле к свободе и творчеству, которая достигает результата. пусть этот результат и маленький. но он большой.

эта выставка большая, потому что это повод поговорить об искусстве, как о языке. не как о языке-который-понятен-всем-бла-ба-бла, не как о языке, которые кто-то вообще понимает, потому что никто, на самом деле, ничего не понимает. а как о языке, который сближает. который вызывает чувства. который тренирует чувства. который способен тронуть.

эта выставка маленькая. но она большая.

и, кстати, она продлиться до 28-го августа в библиотеке книжной графики по адресу: 7-ая красноармейская, 30.

а режим работы у нее, кстати, такой: пн-пт, 12.00-20.00. тел. 575-16-34

а кураторы у нее кстати елена андреева и наталья ергенс.

а художественные материалы алексей сахнов берет в арт-студии «перспектив», где работает наталья петухова и лёня цой.

а фотоаппараты, пленку и помощь в проявке алексею сахнову предоставляет максим бойков.


Previous post Next post
Up