рис.1
I. нотр-дам де пари - 2
в париже очень красиво. как бы я ни стремился выпендриться и выдать что-то оригинальное, что-то чтобы все офигели, я могу сказать только, что в париже очень красиво. как во сне. в метро нету машинистов, поезда сами все делают. как во сне. все говорят по-французски, как будто хотят казаться продвинутыми.
в метро я увидел людей со всех концов планеты, ты больше уже не в столице франции, а просто где-то на земле, где и все остальные. немножко загробное ощущение, торжественное, праздничное.
собор парижской богоматери тоже очень красивый. готической и романской архитектуры я до того никогда в жизни не видел. и вот это самое «как во сне», оно во многом ею и создается. это огромные и прекрасные сны о величии господа, о том, как все должно быть в этом мире гармонично и строго рассчитано и при этом прекрасно.
строители должно быть думали: мы должны выстроить этот храм так, чтобы показать величие господа, чтобы он внушал благоговение. но на самом деле то что они построили - это и было величие господа. они его не иллюстрировали а конструировали. и получилось так прекрасно, что даже и не будучи никаким христианином и даже вообще религиозным человеком под крышей готического собора я чувствовал себя как будто в объятиях кого-то горячо любимого, с кем я давно не виделся. слезы подступали к глазам и при этом так легко дышалось. как будто в поле или в небе, но это поле и небо было создано человеческими руками. человеческие руки это что-то очень сильное и прекрасное, и вообще люди не так уж и плохи, когда хотят, вот о чем я думал, стоя под крышей готического храма, и от этого становится
очень хорошо. на душе. которую я приехал продать подороже.
да и террористы со своей сумасшедшей яростью и жестокостью, которая кажется тупой и бессмысленной, но она на самом деле не тупая, а просто безумная. эти террористы и ощущение горя в глазах почти каждого прохожего это тоже было по-своему прекрасно. мне не было страшно, хотя я совсем не храбрый человек, мне просто было очень грустно и я мог позволить этой грусти изливаться и говорить о ней, что для меня было ново, я позволял себе горевать, а все потому, что я увидел народные монументы в местах террористических атак. и они были очень живыми, наивными, глупыми даже, и в этом была их сила, потому что она и жизнь такая у человека, какая-то глупость и больше ничего, глупость и любовь близких и эта любовь тоже глупая и кругом одна глупость и почему бы в конце концов не поплакать немного об этом.
на самом деле я тоже боялся, но не террористов, а того государственного ответа со стороны евросоюза, который может последовать. потому что я помню теракты девяностых в москве и что случилось потом. страхи мои, кажется, к сожалению, небезосновательны.
я несколько раз приходил к нотр-дам, и в первый раз я только чуток прослезился, я, честно говоря такого красивого здания никогда не видел. и прослезился так вот у меня бывает, когда что-то прекрасное типа седьмой симфонии бетховена или книга какая-то - это слезы восхищения и зависти, потому что я так не сделаю никогда.
и потом уже после своего перформанса я тоже пришел к нотр-дам, и тут уже я плакал, рыдал, потому что я может и не построю нотр-дам но вот поглядите, я простой пацанчик с просвета и мое искусство привезло меня в париж. и поставило прямо перед нотр-дам и это как во сне. даже если большего я не добьюсь своим искусством - это одно уже не так плохо.
вот я писал про выставку алексея сахнова (1), и в связи с тем говорил, что искусство - это не только абстрактное и красиво и разумное-доброе-вечное, это еще и инструмент, который меняет жизнь к лучшему. вот так вот просто по факту, меняет мясо жизни, ну пусть, для начала, только автору. но через него и некоторым другим. вот я например сел на искусство и в париж приехал. можете позавидовать немножко ага.
мое искусство заключалось в изготовлении хлебной фигурки. я слепил из хлеба и сахара уродливую голову, подождал, пока она подсохнет, прилепил к ней глазки из двух монет по одному евроценту и сказал: вот моя душа. покупайте. цена 500 евро. еще я эту головешку покрасил кровью, смешанной со скипидаром (это чтобы она не свернулась). кровь мне помогла извлечь из локтевой вены левой руки моя товарищка по арт-группе даша апахончич.
я выше написал, что я сказал «вот моя душа». на самом деле я этого не говорил, простите за неточность. я это написал на бумажке. тоже кровью. я вобще не разговаривал я себе всю башку замотал бинтами и приклеил себе тоже глазки по пятьдесят евроцентов. так мы и смотрели друг на друга с моей душой-головешкой примерно часов пять (это время продолжительности основной программы фестиваля pierre-feuille-ciseaux) (2).
рис. 2
рис. 3
парижские экспликации
большая распродажа душ! - 50%
Мы приехали из России, чтобы продать наши души, потому что они болят слишком сильно.
Нужны ли кому-то в Европе души постовеских художников-акционистов, или спрос на них полностью угас? Готовы ли европейские зрители на фестивалях современного искусства критически относится к религиозной мифологии? Существует ли и в Европе такое же болезненное отношение к религии и её сказкам для взрослых, как и в России?
Души художников будут воплощены в конкретных материальных объектах-символах и выставлены на продажу с существенной скидкой (50%).
Все средства от продажи будут распределены между беженцами в Европе (лагерь в Кале и др.) и семьей Умарали Назарова в России. Умарали Назаров - таджикский пятимесячный младенец, погибший из-за преступной небрежности и плохо скрытого расизма сотрудников российской полиции, миграционной службы и медицинских работников.
Les grandes soldes des ames! - 50%
Nous sommes venus de la Russie pour vendre nos âmes, car ils souffrent trop.
Avez-vous besoin d'âme des artistes/actionnistes post-soviétiques ou la demande des âmes en Europe est trop faible? Est-ce que le public des festivals européens de l'art contemporain a la compréhension critique de la mythologie religieuse? Y at-il en Europe, la même attitude douloureuse par rapport à la religion et ses contes de fées pour adultes comme à la Russie?
Les âmes des artistes seront incarnés dans des objets matériels concrets et les symboles sont affichés en vente avec une réduction considérable (50%).
Tous les profits de la vente seront distribués parmi les réfugiés en Europe (le camp de Calais etc.) et de la famille Umarali Nazarov en Russie. Umarali Nazarov est un bébé tadjike âgé de cinq mois qui est mort à cause de la négligence criminelle et le racisme personnel mal dissimulée de la police russe, les services d'immigration et les travailleurs de la santé.
сертификат для души
этот объект из сахара, хлеба и крови полностью воплощает в себе душу художника лёни цоя, рожденного в городе ленинграде 17 апреля 1980.
цена 1000 (-50%) >500 евро
Все средства от продажи будут распределены между беженцами в Европе (лагерь в Кале и др.) и семьей Умарали Назарова в России.
Умарали Назаров - таджикский пятимесячный младенец, погибший из-за преступной небрежности и плохо скрытого расизма сотрудников российской полиции, миграционной службы и медицинских работников.
Objet en sucre
Cet objet fabriqué avec du sucre, du pain et du sang incarne pleinement l'âme de l'artiste Leiond Tsoy, né à Leningrad 17 Avril 1980.
Prix 1000 (-50%)=500 euros
Tous les profits de la vente seront distribués parmi les réfugiés en Europe (le camp de Calais etc.) et de la famille Umarali Nazarov en Russie. Umarali Nazarov est un bébé tadjike âgé de cinq mois qui est mort à cause de la négligence criminelle et le racisme personnel mal dissimulée de la police russe, les services d'immigration et les travailleurs de la santé.
самоцензура (страх негативной реакции публики) помешала до конца воплотить планы и встроить в перформанс интерактивную интервенцию ради-вашей-безопасности (уже традиционную для группы {родина} визитную карточку) (3).
вообще и парижане в целом и хозяева арт-пространства, в котором проходил фестиваль несколько удивили своим консервативным настроем. из спб париж кажется более вольнодумным. конечно, полицейской давление там намного слабее, но, возможно, это не надолго.
в париже я жил у сьюзи. она классная. она ведет на интернет-радио программу «экспо-парис», и в одну из них попал я. потому что мы вместе ходили на выставку в лувр (4). сьюзи, помимо аналогового гостеприимства продемонстрировала и цифровое.
причем, дважды. помимо упоминания о моей тяги попасть в историю в своей радиопередаче (и это метко, ведь даже и мой перформанс я закончил вписыванием своего имени в историю искусства кровавыми буквами) она еще и пригласила меня проиллюстрировать свой текст, эмоциональный дневник жительницы парижа во время атак. я сделал несколько фотографий на мемориале, которые оказались (хочется сказать «внезапно», но я объявил борьбу с этим словом) на сайте щас-щас на сайте американского общественного движения за естественные похороны. ибо в америке, как я выяснил (и здесь я обойдусь без слова «внезапно») набрало невиданную популярность представление о восстании мертвых в конце времен (кстати и игил ведь тоже пророчествует о конце времен), и когда вы восстанете, вы не хотите чтобы у вас руки были изъедены чевяками и глаза текли по щекам. ю хэв ту виар э прити найс-лукин бади, ю ноу? так вот все в америке хоронят себя напичканными консервантами и чуть ли не в цементных блоках.
и вот в америке некая отважная женщина основала общественное движение за нормальные похороны. «дайте трупам гнить! давайте разлагаться!» - и другие не менее милые лозунги украшают их повестку дня. я эти лозунги полностью поддерживаю, хотя я, конечно, гораздо более горячо привествую моральное разложение, чем физическое. и вот на сайт этого движение, который называется «законы хорошей смерти» попали мои фотографии (5).
смерть и правда может быть хорошей, если дать себе время и возможность оплакать мертвых, если дать себе говорить на эту тему свободно, как угодно, даже зло и саркастически, как это делают парижане.
рис.4
рис.5
довольно причудливо видеть свои фотографии на столь смертоносном сайте, но не более причудливо, чем другие новости дня. например, «На Кубани для обезглавленного обвиняемого в нападении на родителей полицейского запросили 8,5 лет колонии»(6)
уже отдохнуть хоть немного от новостной бомбардировки российского инфо-поля было неплохо. конечно, россия - бесспорно интереснейший этнографический материал для любого специалиста в гуманитарных областях. не каждый день, в конце концов, можно своими глазами наблюдать построение фашизма в отдельно взятой стране. но иногда нужно выезжать за ее пределы, чтобы сохранять свежесть взгляда.
примерно об этом я мог бы сказать на перформансе-дискуссии, который проводил на улицах парижа в местах приближенных к народным мемориалам московский художник павло митенко.
рис.6
но я не сказал. из головы вылетело. тема дискуссиии была какая-то навроде «что может делать художник и гражданин в военное время». там я больше подводил итоги своего участия в фестивале и выражал сожаления о самоцензуре. и страхе. страх я уважаю, на самом деле. страх - это прекрасно, кто ничего не боится, тот не любит ни себя, ни жизнь. но печально, когда он полностью сковывает руки. я восхищаюсь теми, кто будучи охваченными пронизывающим кости страхом продолжают делать что-то.
II. северный ветер.
большую часть парижских прогулок я проделал на арендованном городском велосипеде, и я очень сожалел, что в гамбурге мне сложно будет разобраться с этой системой арендованных велосипедов и не был уверен, что она там вообще есть, но вот внезапно мне помогли случайно встреченные очень милые жительницы гамбурга из анархисткого района сан-паули.
рис.7
так что и в гамбурге я много ездил, а когда можно ездить на велосипеде в незнакомом городе, то невозможно скучать. даже в такое грустное время.
рис.8
гамбург - это реально крутой город. люди подходят к тебе на улице и спрашивают, чем они могут помочь и все ли в порядке, когда видят, что ты растерянно озираешься по сторонам (в поисках макдональдса, например или нужной ветки метро).
они спрашивают тебя, все ли в порядке, когда ты сидишь с замотанной бинтами головой и приклеенными к глазам монетами возле входа в арт-центр «кампнагель» и продаешь душу, сделанную из хлеба, сахара и крови, а рядом расклеены экспликации, переведенные на немецкий человеком с самой красивой в мире рыжей бородой.
гамбургские экспликации (внесены некоторые изменения по сравнению с парижским текстом)
1. Большая Рождественская Распродажа Душ! (Гамбург)
-50%
Я приехал из России, чтобы продать души, потому что они болят слишком сильно.
Это моя вторая остановка после Парижа.
Нужны ли кому-то в Европе души постсовеских художников-акционистов, или спрос на них полностью угас? Готовы ли европейские зрители на фестивалях современного искусства критически относится к религиозной мифологии? Существует ли и в Европе такое же болезненное отношение к религии и её сказкам для взрослых, как и в России?
Души художника будут воплощены в конкретных материальных объектах-символах и выставлены на продажу с существенной скидкой (50%).
Все средства от продажи будут распределены между беженцами в Европе (Refugees Welcome), семьей Умарали Назарова и группой поддержки Петра Павленского.
Умарали Назаров - пятимесячный младенец, погибший из-за преступной небрежности и плохо скрываемого нацизма сотрудников российской полиции, миграционной службы и медицинских работников.
Петр Павленский - российский художник-акционист, находится в заключении до 7-го декабря по решению суда после последней акции (поджог дверей здания КГБ на Лубянке) в ожидании очередного суда. Он также должен был участвовать в Nordwind Festival в Kampknagel.
Перформанс прекратится через 24 часа после начала (21.00, 5.12.2015) или в тот момент, когда какая-нибудь добрая душа купит обе души художника.
Во время этого перформанса имя художника Лёни Цоя будет вписано в историю мирового искусства кровавыми буквами.
2. этот объект из сахара, хлеба и крови полностью воплощает в себе душу художника лёни цоя, рожденного в городе ленинграде 17 апреля 1980.
цена 1000 (-50%) >500 евро
все средства от продажи будут распределены между беженцами в Европе (проект «refugees welcome»), семьей умарали назарова и группой поддержки художника-акциониста петра павленского в россии.
умарали назаров - пятимесячный младенец родом из таджикистана, погибший из-за преступной небрежности и плохо скрытого расизма сотрудников российской полиции, миграционной службы и медицинских работников.
Seelen!!! Großer Weihnachtsverkauf!
-50%
Ich bin aus Russland gekommen, um Seelen zu verkaufen, da sie schmerzen zu sehr. Das ist mein zweiter Stopp nach Paris.
Braucht jemand in Europe Seelen der postsowjetischen Aktionskünstler, oder ist die Nachfrage vollständig zurückgegangen? Ist in Europa das Verhältnis gegenüber der Religion und ihren Erwachsenenmärchen genauso krankhaft wie in Rußland?
Seelen der Künstler werden in konkreten Materialobjekten verkörpert und mit einem eheblichen Rabatt von 50% verkauft sein. Alle eingesammelten Gelder gehen an Flüchtlinge in Europa (Refugees Welcome), die Familie von Numarali Nasarov und an die Gruppe, die Unterstützung für Piotr Pawlenski leistet.
Umarali Nasarov war ein 5-Monate altes Kind, das aufgrund der kriminellen Nachlässigkeit und des schlecht versteckten Nazismus von Mitarbeitern der russischen Polizei, des Migrationsdienstes und der Gesundheitseinrichtungen ums Leben gekommen ist.
Pjotr Pawlenski ist ein russischer Aktionskünstler, der sich nach seiner letzten Aktion (Inbransetzen der Tür des KGB-Gebäudes am Ljubjanka in Moskau) in der Haft befindet. Er musste am Nordwind Festival am Kampnagel teilnehmen.
Die Performance wird 24 Stunden nach Start (5. Dezember 2015 um 21:00) oder im Moment, wenn irgendeine gute Seele sich bereit erklärt, die beiden Seelen des Künstlers zu kaufen.
Während der Performance der Name des Künstlers Lionja Tsoy wird in die Kunstgeschichte mit blutigen Buchstaben geschrieben werden.
2. Dieses Objekt aus Zucker, Brot und Blut verkörpert die Seele des Künstlers Lionja Tsoy, der in Leningrad am 17. April 1980 geboren ist.
Preis: 1000 € (-50%) >500 €
Alle eingesammelten Gelder gehen an Flüchtlinge in Europa (Refugees Welcome), die Familie von Numarali Nasarov und an die Gruppe, die Unterstützung für Piotr Pawlenski leistet.
Umarali Nasarov war ein 5-Monate altes Kind, das aufgrund der kriminellen Nachlässigkeit und des schlecht versteckten Nazismus von Mitarbeitern der russischen Polizei, des Migrationsdienstes und der Gesundheitseinrichtungen ums Leben gekommen ist.
дорогие друзья! 4 декабря состоится перформанс лени цоя «души! большая рождественская распродажа - 50%»
участвуют:
1. стол
2. стул
3. скатерть белая (простыня)
4. шприц 20 мл
5. хлоргексидин
6. диски ватные
7. 2 буханки хлеба
8. сахар
9. керосин
10. зажигалка
11. леня цои
12. бумага
13. кисть
14. «история искусств»
15. лампа настольная
16. анна исидис
17. целофановая пленка (в случае дождя)
Liebe Freunde! Am 4. Dezember findet die Performance "Seelen!!! Großer Weihnachtsverkauf! - 50%" von Lionja Tsoy
Teilnehmer:
1. Ein Tisch
2. Ein Stuhl
3. Eine weiße Tischdecke
4. Eine 20 ml Spritze
5. Chlorhexidin
6. Wattenpads
7. 2 Brote
8. Zucker
9. Kerosin
10. Lionja Tsoy
11. Kerosin
12. Lionja Tsoy
13. Papier
14. Pinsel
15. «Kunstgeschichte»
16. Tischlampe
17. Anna Isidis
18. Kunsstoffilm (für den Fall, wenn es regnet)
часа через четыре после того как я замотал уже голову я стал видеть через повязку. глаза каким-то образом привыкли и в районе правогоглаза повыше может быть была какая-то потертость на бинте, так что я видел куски лиц, выхваченные из тьмы жестким светом фонаря, под которым я сидел.
потом рядом со мной долго сидела подруга по имени мерит, и она подзывала прохожих, типа: эй! не проходите мимо! тут перформанс! - таким образом, как мне кажется меня и увидели те восемь-десять человек, которые не были резидентами проекта «intimnoje_mesto» на нордвинд-фестивал в кампнагеле (7). подходили потом еще какие-то дедушки с велосипедами в свете дня, но их было не то двое, не то трое, а может быть еще кто-то был, я через повязки все-таки плохо видел.
большую часть времени я просидел накрывшись целлофановой пленкой и мне даже удалось поспать, развалившись на двух стульях.
рис.9
рис.10
рис.11
рис.12
рис.13
рис.14
рис.15
рис.16
рис.17
ночью ветер разметал все на моем столе и на несколько минут я раздвинул повязку, мне пришлось проводить экстернные восстановительные работы. это мне напомнило борьбу с ветром на одной давней инсталляции на открытом воздухе. на пляже петропавловской крепости. ту инсталляцию мы потом сожгли.
этот перформанс я тоже закончил с огоньком.
в завершение перформанса я поливал свои две души из хлеба -, одна приехала со мной из парижа, а другую я слепил уже здесь - огненными струями изо рта. оказывается, это совсем не сложно, нужна только нормальная зажигалка (а не такая, как у меня была) и скипидар. потом я вписал свое имя кровью в историю искусств. в качестве таковой была выбрана карманная версия «the story of art» гомбриха.
свидетелем этих драматических событий был только лишь вадим лурье, фотограф-документалист, большого ума и надежности человек и просто красавец (9).
кроме своего перформанса я еще смог поучаствовать в аболиционистской акции леды гариной из лефт-фем (10) на небезызвестной улице рипербан. с нами в нашем ультракоротком пикете стоял и резидент гамбурга иван, который рассказал, что в начале своей гамбургской жизни водил друзей на экскурсии по рипербану и рассказывал им как немецкое правительство прекрасно заботится о проститутках, платит им страховку и пенсию и очень радовался душой за свободную страну, пока не узнал, что на всю германию официально зарегистрированных секс-работниц и работников - 40 человек. потому что регистрироваться невыгодно - или невозможно, если ты нелегально находишься в стране. потому что профсоюзы секс-работниц состоят из сутенеров. тут отошлю вас к исследовательским заметкам
ledagarina (11).
рис.18
в последний день своего пребывания в гамбурге я еще успел сходить в музей истории города, где рядом с посмертными масками гильотинированных в гитлеровские годы коммунистов стоят айбиэм и висят рок-постеры (реконструкция комнаты тинейджера 90-х). и еще там гигантский макет железной дороги.
а теперь вот я снова здесь и главное не забыть загадать желание, когда дальнобойщики замкнут мкад.
на пару дней я еще успел забежать в берлин. там было чудесно. сюзи, которая приютила меня в париже оказалась там тоже и пригласила меня на вечеринку к своим приятелям. на следующий день одна девушка из этой компании по имени эсме водила нас с ульрихом (это парень, у которого я жил) по берлину. мы успели сходить на барахолку, где я купил пару маленьких принтов у местного графика, на которых были иероглифы: «я не знаю что они значат, я их с продуктов переписал из супермаркета». когда я показывал работы бинди биду кое-кому они тоже иногда говорили: «ты эти иероглифы со стирального порошка переписал?».
затем мы пошли на митинг по поводу углеводородного топлива и глобального потепления, он был похож на очень славный и уютный рок-концерт. никто никого даже дубинками не тыкал и даже не говорил немедленно разойтись. скука, короче. то ли дело у нас, все вжимают боки в плечи, как будто вот-вот нло приземлится.
потом мы пошли в китайский ресторан, который находится практически на месте бункера сами-знаете-кого. я пытался пошутить про то, что не зайти в бункер будучи в берлине это все равно что с бабушкой не поздороваться в гостях, но почему-то никто, кроме меня не смеялся.
рис.19
потом мы пошли в национальную галерею на выставку ботичелли. оказалось, что национальных галерей две и что мы, конечно, пришли не туда. но все равно было довольно интересно.
потом мы еще успели поесть в палестинской столовой. там были гигантские порции и неповторимая атмосфера. я часто скучаю по ней, когда хочу есть. один паренек там сидел, он запихнул айфон под повязку, закрывающую уши от холода. я долго смотрел на него а он потом подошел и давай: «чего пялишься, в чем проблема?» - вот это все. с переводчиком причем подошел. я показал руками, как он запихал телефон под повязку и говорю «фанни, интерестинг». он закрыл лицо руками и засмеялся.
а эсме говорит: о май гад, я уже приготовилась встать между вами живым женским щитом.
а я говорю: если бы он хотел подраться, он бы не взял переводчика. это он просто чтоб разговор завязать.
мою душу никто не купил, но в гамбурге народ богатый, они мне кидали деньги просто так. некоторые давали побольше и хотели купить корочку хлеба. я человек не жадный в душе, мне не жалко корочку хлеба за пятнадцать евро продать.
а деньги я опустил в одном из своих любимых кафе в банку «рефьюджиз велком». кафе называется «зер шмек» и находится на маркштрассе, 102. бариста отказалась фотографироваться.
рис.20
рис.21
рис.22
самое последнее, что я делал в гамбурге, - я наряжал ёлку. давно такого кайфа от наряжания елки не ловил. в последний раз, как мне кажется, я наряжал елку на какой-то халтуре по линии декораций. на каком-то корпоративе. там у меня была система спиралей. там были шары двух видов и их нужно было с дикой скоростью развесить на десять елок. удовольствия мало, в общем.
эта гамбургская ёлка была не простая, а авторская ёлка от студии die schlumper (8). такое же тепло разлилось по душе моей, которую я не смог продать, от этих игрушек шлюмперов - примерно как от последней акции павленского. какой молодец павленский. как вспомню горящую дверь, так улыбка сама собой ползёт на лицо и даже как-то неловко. и игрушки тоже молодцы.
рис.23
рис.24
рис.25
рис.26
рис.27
с наступающим новым годом. не пытайтесь дома повторить трюки, увиденные в нашем шоу.
ссылки:
1. заметка о выставке алексея сахнова
http://o-altitudo.livejournal.com/18585.html2. фестиваль pierre_feuille_ciseaux
https://www.facebook.com/events/1638780606405195/3. интервенции «ради вашей безопасности»
http://www.youtube.com/watch?v=mIK5D9XcDlwhttp://www.youtube.com/watch?v=GR5TnnX4qcE4. передача сьюзи где на последней минуте появляется leo tsoy
https://www.mixcloud.com/WorldRadioParis/expo-paris-episode-46-a-brave-history-of-the-future/?utm_source=widget&utm_medium=web&utm_campaign=base_links&utm_term=resource_link5. статья сьюзи с фотками work4food project на “the order of the good death”
http://www.orderofthegooddeath.com/paris-13-november#.VmonRXbhCM-6. новость о безголовом кубанском убийце:
http://zona.media/news/trup-na-strogom/7. nordwind festival, kampknagel
http://www.kampnagel.de/nordwind-festival/8. die schlumper studio/gallery
http://www.schlumper.de/9. vadim lurie
https://www.facebook.com/vadimflurie10. лефт-фем
https://vk.com/leftfem11. заметки леды гариной о проституции
http://ledagarina.livejournal.com/559603.htmlhttp://ledagarina.livejournal.com/559708.htmlhttp://ledagarina.livejournal.com/560011.htmlhttp://ledagarina.livejournal.com/560331.html12. work4food project
https://www.facebook.com/groups/work4food/?fref=tshttps://vk.com/work4food использованы фотографии вадима лурье (рис. 1, рис. 11-18), антона командирова (рис.10), ксении лотос (рис. 2, 3), анатолия бучина (рис. 9).
остальные фото - work4food project - for more photos of work4food, please, follow the links 5, 12.