“Под именем Духовных Упражнений разумеется всякий способ испытания совести, размышления, созерцания, молитвы словесной и мысленной и других духовных действий. Ибо как телесным упражнением является пешая прогулка или пробежка, так и всякий способ, каким душа приготовляется для своего освобождения от всех неупорядоченных влечений, поиска и обретения воли Божьей относительно устройства своей жизни и для спасения своей души, является духовным упражнением для развития души человека.” (Игнатий Лойола).
Тот, кто начинает духовные упражнения, призван подчинить свою волю Воле Божьей. Именно такую цель ставит перед собой упражняющийся. Одним из условий ее достижения, является то, чтобы с самого начала освободиться от всего, что овладело его сердцем, и не дает последовать за Божьим призывом. Важно также, чтобы, почувствовав свою внутреннюю свободу, упражняющийся сделал шаг на пути обращения, и увидел свой грех глазами Бога, преисполненного доброты и милосердия.
Но, если кто-нибудь не испытывает в себе настоящего желания соединиться посредством конкретных жизненных ситуаций с Христом страдающим и униженным, св. Игнатий Лойола говорит о пользе хотя бы «стремления к таким желаниям». «Да, Господи, если мое сердце сжимается от одной мысли об этом, воля колеблется, если чувствую скорее сомнение, а не радость при одной мысли об участии в твоих страданиях и унижениях, не суди, что это мое последнее слово и окончательный отказ. На самом деле, я нуждаюсь в Твоей поддержке, жажду найти силы и великодушие, которых не ощущаю в себе, но которые могли бы приблизить меня к Тебе, без самонадеянности и гордыни, с любящей нежностью и тихой покорностью того, кто из Тебя черпает познание Бога и познание человека».
Истина вдохновляет нас молиться со святым Игнатием:
Господи, научи меня Великодушию. Научи меня служить Тебе так, как Ты служил;
Давать, не считая, Бороться, не смотря на раны,
Работать, не ища отдыха, Жертвовать собой, не ожидая награды.
Наградой пусть будет убеждённость, Что выполняю Твою Святую волю.