В принятии решения участвует не только интеллектуально - волитивная сфера, его также сопровождает целый ряд различных эмоциональных состояний. В единое целое сплетаются мысли, знания, стремления, моральные чувства и нормы. Выбору нередко предшествуют колебания, сомнения, нерешительность.
Размышление над этими явлениями и стало исходным пунктом его учения о “распознавании духов”.
Следует заметить, что распознавание, так как понимает его св. Игнатий, предполагает наличие способности к интеллектуальной и эмоциональной оценке ситуации выбора.
Интеллектуальная оценка - это глубокая рефлексия над проблемой во всех ее ракурсах в свете Евангелия и провозглашаемых им ценностей.
Эмоциональная оценка - основана на познании того, что Игнатий называет “внутренними движениями”, причиной которых может быть добрый или злой дух. Правила о распознавании духов поясняют, что действие доброго или злого духа можно распознать по движениям, возбуждаемым им в душе.
Мы не стремимся полностью описать здесь метод игнатианского распознавания, а хотим обратить внимание на значение, какое оно имело и имеет в духовном паломничестве учеников Игнатия, а выражаясь более точно - общников Иисуса.
На протяжении истории отцов-иезуитов считали мудрыми советчиками в любом деле, искусными духовниками. Приписывать эту способность исключительно интеллектуальной формации и продолжительному обучению, значит не понимать ее сути. Духовная и моральная проницательность и острота суждений иезуитов является результатом постоянной практики в “школе распознавания”.
Стараться распознавать - значит принять всего человека, как некую тайну, из которой нам известно немногое. Значит также поверить в способность человека ответить на возникшие вопросы, поскольку он открыт на свет, исходящий извне. Основное наблюдение Игнатия сводится к тому, что Бог не только Тот, Кто ждет полного повиновения, Кому приносят жертвы. Он Тот, Кто таинственным образом обитает в глубине моего сердца, моих чувств и страстей, и открывает мне глаза на свой преисполненный любви план в отношении меня - порой тревожа, с целью подвигнуть на переосмысление моего бытия, порой утешая и успокаивая, когда поддерживает во мне жажду истины, дух великодушия или волю служения Ему в служении ближним.
http://catholic.baznica.info/2008/09/01/vvedenie-v-programmu-prizyv-duxovnye-uprazhneniya-vozlyubit-gospoda-iisusa/#more-1166