АСИММЕТРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Jan 14, 2009 17:05


Справедливость является специфической катего­рией этики, использующейся для моральной оценки определенного круга ситуаций, участники которых вступают в отношения, где именно эта категория лучше всего характеризует моральность по­ведения некоторых из них. Конкретные претензии, предъявляемые к властям, обществу или конкретным людям, очень часто форму­лируются как упреки в несправедливости. Недостаток милосердия, пренебрежение интересами отдельных людей или целых групп, даже прямая жестокость очень часто замечаются прежде всего как несправедливость. В этом смысле нарушение справедливости играет роль, сходную с нарушением законности: и то и другое явно свидетельствует о разрушении неких фундаментальных структур нравственного поведения. Связь здесь даже более глубокая: право служит для поддержания справедливости, а основой самого права является заложенная в нем справедливость. В противном случае право оказывается лишь внешним прикрытием произвола и не заслуживает своего имени.

Часто упреки человека к миру как таковому и даже обвинения Творцу этого мира выглядят как ужас перед чудовищной неспра­ведливостью, которая приносит зло добрым и достойным и вознаг­раждает самых дурных. Образцом буквально крика о несправед­ливости мира, перечисляющего все то, чего человек не может стерпеть и потому вынужден рваться к собственной смерти, служит знаменитый 66-й сонет Шекспира, который приводится здесь в одном из непубликовавшихся вариантов перевода на русский. (Всего мне довелось видеть 18 различных переводов этого сонета на русский язык, среди которых сегодня наиболее известны принад­лежащие Б, Пастернаку и С. Маршаку.)

Сонет  66

Пора кончать, мне этот свет постыл. Здесь милостыню нищим не дают. Здесь правят полчища немытых рыл, И ложь над верой чистой правит суд.

Здесь мудрецы казенные тупы, Здесь попрано достоинство наград, Здесь разум на посылках у толпы, А добродетели ведут здесь в ад.

Здесь правда простоватостью слывет, А доброта здесь верно служит злу. Здесь красотою славится урод,

А знание ведет людей во мглу.

Давно б покончил с этим миром счет -

Страх за тебя уйти мне не дает.

Справедливость обладает характерной асимметрией: это всегда обязанность сильного по отношению к слабому. Ведь требование справедливости всегда обращено слабейшим к сильнейшему. У слабого просто нет возможности осуществить справедливость по отношению к более сильному. Максимум, что в его силах,- это справедливо судить о нем. Впрочем, трудно требовать от притес­няемого справедливых суждений о своем притеснителе: такое пре­восходит средние человеческие возможности. Другое дело, когда притесняемый неожиданно обретает силу и пытается принудительно восстановить справедливость. Здесь уже на нем лежит бремя обя­занности быть справедливым, иначе то, что первоначально ощу­щалось как восстановление попранной справедливости, перерастает в несправедливую и жестокую месть, изобильно порождающую поток новых несправедливостей. И здесь асимметрия не нарушена: ситуация стала иной, ибо произошла смена ролей, которую не успел или не захотел осознать получивший неожиданный перевес участник ситуации.

Именно в силу слабости человек вопиет к Богу о справедливости, как библейский праведник Иов, который спрашивал у своих друзей: «...укажите, в чем я погрешил» (Иов. 6:24), а к Богу обращал упреки: «Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость?» (Иов. 7: 20). Бог не требует от Иова справедливости, но признает правоту Иова. Отношение Иова и Бога асимметрично, и только Иову важна справедливость Бога, но не наоборот.

Национализм начинается обычно как требование справедливости со стороны ущемленной нации, но он очень часто развивается в сторону несправедливого отношения с ее стороны к другим нациям. Вообще со справедливостью происходят странные вещи. Стремление к справедливости часто приводит к заведомому ее нарушению. Особенно когда протест против совершаемой несправедливости пре­вращается в попытку установить справедливость по собственному разумению. В этом есть глубокая причина, которую мы далее постараемся выявить.

Право, Мир, Произвол, Закон, Шрейдер Ю.А., Грех, Иов, Несправедливость, Нации, Этика, Жестокость, Политика, Мораль, Национализм, Силы, Справедливость, Добро, Стихи, Бог, Поведение, Власть, Зло, Милосердие, Творец Мира, Праведник, Человек, Месть, Нравственность, Слабый

Previous post Next post
Up