- урок 21 ноября 2007 г. Часть 4.
Вопрос: Должны ли мы ждать, пока общество согласится с этим? Или же мы можем показать ему пример?
Общество не согласится с этим, оно не понимает, что существует решение. Ты видишь: мы находимся в кризисе, и все говорят о нем. Кое-где раскрывают какие-то процессы правильным образом. Я вижу это по результатам исследований, которые ко мне поступают. Я не слишком интересуюсь ими, ведь это не приносит никакой пользы.
Тут и там даже говорят, что эгоизм человека стоит в основе кризиса. Это нормально. Но у них нет методики. Ну так что с того, что эгоизм приводит к кризису? Что делать с гиперактивностью, если не давать таблетки? Как бороться с наркотиками, если не арестовывать торговцев? Нет решения. Все это не поможет.
Как говорит Бааль Сулам, все, что нам раскрывается в процессе нашего развития за счет природы, развивается до такого состояния, в котором мы не способны выстоять, мы не можем оставаться в нем, и потому обязаны перейти в следующее состояние.
Так было на протяжении всего нашего эгоистического развития. Мы достигали чего-то хорошего: «О! Слава Богу! Куда там предыдущему поколению до нас…» Мы преуспели. Через какое-то время мы видим, что нам становится все хуже, зло раскрывается все больше, мы уже не способны вытерпеть его - и убегаем от него вперед, к следующему состоянию. Приходим туда - поначалу нам тоже хорошо, но потом и там становится плохо - и так далее.
Это эгоистическое развитие, при котором мы все-таки можем развиваться и всегда видеть перед собой лучшее состояние. Почему? Потому что мой эгоизм растет, и я распознаю впереди наполнения для него.
Сейчас мы пришли к такому состоянию, когда мой эгоизм вырос, но я не вижу для него наполнений, поскольку наполнения, стоящие сейчас передо мной, предназначены не для эгоизма, а наоборот, для желания отдавать - выше него. Я должен приобрести сейчас веру выше знания, кли отдачи, и тогда раскрою впереди следующую ступень. Это уже наполнение, не подходящее моему эгоизму.
И потому это кризис. А прежде каждый этап был развитием, а не кризисом - страдания, войны, проблемы, перевороты. Но все это двигало вперед. И все были уверены, что из этого что-нибудь получится. Было куда сбежать.
Сегодня у тебя нет никакого направления. И потому ты говоришь: «Оставьте в покое воспитание, и они раскроют сами. Все как-нибудь устроится». Ничего не устроится. В нашем состоянии мы обязаны выйти на распространение на всех уровнях и показать, что мы должны изменить наше кли - и перед нами бесконечное наполнение.
Мы стоим напротив света, и он наполняет нас только согласно подобию свойств. Всю эту картину необходимо объяснить. Кое-где уже есть люди, которые так думают, уже есть подобные исследования. Но это нужно объяснять. Ведь иначе человечество просто стоит, не зная, что делать. И тогда они говорят: «Давайте дадим риталин, сделаем еще что-то, раздадим всем наркотики. Что в этом плохого?» Мир захлестывает террор: «А что с ним поделать?».
Люди все больше и больше соглашаются с происходящим. Что делать? Они стараются жить с этим: «Такова жизнь. У тебя есть решение? Нет». А если решения нет, то для чего каждый раз сожалеть об этом? Люди соглашаются и уже не страдают. Желание насладиться своей защитной системой воспринимает все, от чего не может избавиться, как безвыходное состояние. А если нет выхода, ты не страдаешь. Как сказано: «Страдание многих - наполовину утешение». И тогда ты спокоен: «Что поделать…»
Мы обязаны раскрыть это всему обществу. Поэтому нам нужно заниматься самым широким распространением знаний о причине кризиса и его решении. Воспитание - это как раз самое чувствительное место. Ведь каждый родитель желает видеть своего ребенка преуспевающим или по крайней мере не запутавшимся в жизни. И об этом мы должны говорить, как бы играя - разумеется, им во благо.
Кроме того, мы представляем собой систему воспитания мира. Что такое каббала? Методика воспитания человека в подобии Творцу, чтобы он стал человеком. Поэтому воспитание нам ближе всего. Разумеется, с воспитанием тесно связано и исправление всей системы общественных отношений, и сюда уже примыкает все, что связано и с профессией, и с жизнью человека, и со страной, и с государственными системами. Ведь отношения между людьми включают в себя все. Но начинать нужно с воспитания, а затем уже переходить на общественные отношения.
Вопрос: Нам поступает очень много писем и советов, как организовать молодежное движение…
Возможно, что это хотя и не всеобъемлющее решение, но один из тех шагов, которые нам следовало бы сделать и тем самым показать пример, что эти дети растут не такими, как в окружающем обществе, в том числе и в религиозном секторе. Ведь там тоже наблюдается очень большой кризис в воспитании молодого поколения. Очень большой кризис! И там он ощущается еще больше.
Ведь если сравнить нынешнее воспитание в светском обществе с тем, которое было пятьдесят лет назад, то на сегодняшний день оно организовано гораздо лучше - есть упорядоченная система, все действует как часы. Только дети не слишком хотят учиться. Но родители и учителя прекрасно организованы. Вроде бы есть продвижение.
Тогда как в религиозном воспитании, особенно в ультра-религиозном, все наоборот - упадок на всех уровнях. Уже нет того величия учителя, той системы ценностей, существовавших прежде. Очень большое падение. Это заметно. Поэтому кризис у них еще больше.
Об этом мы поговорим в другой раз, потому что это отдельная тема. В конце «Предисловия к Книге Зоар» Бааль Сулам говорит о том, как переходят от внешнего к внутреннему в религиозном секторе. Это совершенно иная область, для которой должно быть другое министерство образования.
Реплика: В доказательство того, что Вы сказали: сейчас мы начали проводить курс основ каббалы в «Гиват Бренер». Заказал этот курс местный рав. Во время лекции он сидел за компьютером, смотрел наши клипы и был очень впечатлен всем услышанным. И от лекции к лекции к нам приходит все больше людей…
Сегодня нас слышат лишь несколько из них, и вместе с тем они осознают кризис и проблемы. Завтра услышат больше - от безвыходности. Есть предел всему. Не мы определяем этот процесс, и он не зависит от людей. Чем больше мы сможем раскрыть людям методику, тем больше ускорим время и сделаем исправление более легким.
Вопрос: В «Последнем поколении» Бааль Сулам пишет, что воспитание должна заменить религия. Что он хотел этим сказать?
Религией называется каббала. В любом месте, где Бааль Сулам говорит «религия» - допустим, в статье «Суть религии и ее цель», он подразумевает науку каббала - методику отождествления с Творцом, уподобления с Ним. Именно это он называет религией, а вовсе не то, что называют религией на улице. На улице религией называют обычаи - заповеди людей, приученных к ним с детства.
Во всех статьях Бааль Сулама под религией имеется в виду каббала. Все это следует пояснять так, как подразумевает автор. Иногда он говорит об этом и в другой коннотации, чтобы запутать читателей, чтобы они не совсем поняли, насколько он против религии. Это ясно. Следует понять и его жизнь - где он был, и как хотел внедрить науку каббала в народ. Он не мог говорить обо всем в такой решительной форме, в которой говорил. Некоторые вещи он должен был как-то скрывать. Но религия - это каббала.
Вопрос: Бааль Сулам послал своего старшего сына учиться у больших равов всему, что связано с Гмарой и прочими книгами…
Он сделал это с тем же намерением. Мой Ребе, Рабаш учился у рава Кука и рава Зоненфельда и получил у них подтверждающее удостоверение, поскольку Бааль Сулам хотел показать, что можно быть и равом, и каббалистом, что это не вредит человеку, а, напротив, возвышает его.
Так он поступил со своим сыном. А что еще он мог сделать? Когда я спросил Рабаша, что мне делать со своим сыном, он сказал мне то же самое. И то же, относительно всех остальных детей.
Вопрос: Об этом я и хотел спросить, ведь мы тоже так делаем. Мой сын тоже учится в религиозной школе, и там их перегружают всевозможными знаниями - учат Гмару, религиозные законы.
Что же в этом плохого?
Реплика: Он очень мучается, ему это необычайно тяжело. Учитель жалуется, что на уроке он порой сидит и думает о чем-то другом. После всего, что я сегодня услышал - как я должен к нему относиться и что должен ему объяснять?
Конечно, это не просто для человека с его современным развитием, и особенно детям, которые становятся все более и более развитыми. И если с самого раннего возраста, с первого дня не приучить ребенка сидеть и сосредоточенно учить Гмару, то все больше людей будут этому противиться.
Они не смогут этого делать. Прежде всего, они не чувствуют с этим никакой связи, не чувствуют, что это способствует их развитию. Они не чувствуют, что миру это нужно, что это само по себе может быть профессией. Они не ощущают, что общество почитает это занятие, как ценило когда-то раньше: «Посмотрите, вот этот выучил наизусть двести листов Гмары, а тот - две тысячи!»
Сегодня такого уже нет, общество уже не оценивает человека по тому, сколько листов Гмары он знает наизусть. Сегодня, если у тебя в кармане больше денег, чем у остальных, больше никому ничего не интересно. А что им твои листы Гмары!
Проблема в том, что произошло всеобщее падение. Бааль Сулам пишет в конце «Предисловия к книге Зоар», что эти ценности были хороши для времени изгнания, поскольку тогда нужно было дать народу занятие, чтобы полторы, две тысячи лет народ просто тихо просуществовал.
Но время идет, и души понемногу развиваются - а тебе пока не знакомо это и не известно. Как во всякой болезни, есть такой скрытый период, пока она не проявится. И сейчас болезнь прорывается, и мы раскрываем, чем же были больны все это время. Но раньше мы просто не знали, что болеем.
До того, как мне заболеть, я уже за несколько дней до этого как-то неважно себя чувствую. Пока у меня не проявится грипп или какая-то простуда.
Поэтому, чтобы дать им возможность продержаться все это время, каббалисты сами определили эти требования: листы Гмары наизусть, Шульхан Арух, религиозное образование, Мусар, и сказали, кого в зависимости от этого больше уважать, а кого меньше. И все для того, чтобы сохранить народ.
Но когда сегодня эгоистическое желание достигает кризиса и своего последнего всплеска, вся эта система рушится. И религиозная община тоже переживает большой кризис. А дети, которые вроде бы хотят учиться - сегодня уже не способны на это. И религиозные лидеры - уже не воспринимаются ими как большие авторитеты.
И давая ребенку зубрить листы Гмары, ты можешь на него кричать, но это уже не помогает. Он вышел из этих галутных рамок, его эгоистическое желание выросло, и он уже не способен в них оставаться - ты не сможешь втиснуть его обратно. Он не сможет! Сколько бы ты его ни наказывал.
И тогда им создают специальные ограничения, чтобы они не смогли выйти в открытый мир - из-за своей специфической одежды, неимения специальности и т.п. Их хотят этим удержать, но мы видим, что это не помогает. Ну еще немного и вся эта система разрушится, потому что против эго ничто не может помочь.
Ты спрашиваешь, что делать с сыном? Нечего делать. Нужно поместить его в общество, которое разовьет из него человека.
Как? Создайте сами из своих детей такое общество и организуйте учебный класс. Возьмите туда всяких учителей, которые будут преподавать разные общие предметы, из наших учеников, чтобы мы могли вместе развить все эти системы и программы обучения. А в дополнение к светским предметам, введите также религиозные, но так, чтобы в каждом предмете ребенок чувствовал, в чем тут смысл, и для чего ему это нужно, для какой цели.
Нужно, чтобы он знал, что это почитаемо в обществе, что его отец находится в той же системе и ценит это. Проблема в том, что дети чувствуют, что отцы уже не ценят это занятие Гмарой. Ведь отцы тоже гонятся за деньгами, а не теми идеалами, которыми жили когда-то в галуте. Потому все так и происходит.
Поэтому я не вижу для нас другой возможности, кроме как построить собственную образовательную систему для наших детей. И мы видим, что существуют подобные примеры и в Израиле, и во всем мире.
Я поддерживаю эту идею. Во-первых, мы сможем развить системы обучения, учебные программы, подготовим игры, клипы и т.д. Мы сможем этим показать людям пример. И это разовьет нас, а также наш подход и наши способности подступиться к миру.
Помните, что сделал Элиэзер Бен-Йегуда со своим сыном - начал с самого раннего возраста учить его ивриту и так возродил мертвый язык. Никто вокруг не разговаривал на иврите, а он говорил со своим сыном только на этом языке.
(отрывок из книги «Поколение будущего»)
А может быть, ты скажешь, что благодаря воспитанию и общественному мнению можно преобразить природу масс и сделать их альтруистами? Это тоже большая ошибка, потому что воспитание неспособно создать нечто большее, чем общественное мнение. Иными словами, общественное мнение будет уважать альтруистов и презирать эгоистов. И всё то время, пока общественное мнение при помощи уважения и презрения будет стоять на страже альтруизма - воспитание продолжит нести пользу. Однако если придет время, и какой-нибудь опытный и удачливый оратор станет ежедневно вести речи, противоположные общественному мнению - он, несомненно, сможет изменить общественное мнение по своему желанию.
В истории уже имеется горький опыт того, как всё тот же злодей, да сгинет имя его, превратил столь высокообразованный народ, каким являются немцы, в хищных зверей посредством своих ежедневных проповедей. Тогда лопнула и исчезла, как мыльный пузырь, вся их культура, насчитывающая несколько сот лет. А случилось это потому, что изменилось мнение общества, и культуре не на что стало опираться. Ведь культура не может существовать без поддержки общественного мнения.
Поэтому я говорю, что если родители и учителя уважают ту цель, на которую они ориентируют своих детей, то и сами становятся участниками этого процесса, они двигаются и развиваются вместе: я - с вами, учитель - со своими учениками - они делают это вместе. Он объясняет им общее устройство всей системы, и то, как все в этом участвуют.
И тогда дети видят, что в этом они являются активными участниками, что они как взрослые - буквально равны им и даже более того: они вынуждают взрослых поступать именно таким образом. То есть такое воспитание становится возможным, поскольку вокруг него формируется общественное мнение - мнение определенной группы людей.
Вот почему дети, которые ходят в школу, становятся очень испорченными. Будем надеяться, что мы это исправим на себе.
Вопрос: В настоящее время происходит крупная забастовка учителей средних школ. Можем ли мы предложить им какую-то альтернативу?
Нет. Ведь мы знаем, что эта забастовка была организована серьезной организацией, преследующей особые цели. Причем это не те цели, которые нам кажутся, а их собственные эгоистические цели. Они точно знают, что делают. И думают они вовсе не об улучшении уровня образования и воспитания, а о собственном кармане и других личных интересах. Это ясно.
Поэтому, если ты хочешь предоставить им другую методику, то к кому ты обратишься? К ним самим или к той публике, которая им противостоит, допустим, - к родителям? А тогда ты должен обратиться к ним с определенным подходом, то есть, используя те инструменты, через которые они получают всю свою информацию. Причем тебе нужно преподнести ее в такой «обертке», которую эти люди способны воспринять. Потому что ответ на этот вопрос находится именно там, в той самой системе образования, которая потерпела крах и устроила эту забастовку.
Ведь все это не произошло как-то спонтанно, то есть я не вышел вдруг на улицу и не начал что-то требовать. Да предоставь мне даже возможность выступить по радио или телевидению - я не открою рта! Ведь этим я только испорчу свою репутацию и потом не смогу ничего сделать.
Я должен себя подготовить очень-очень взвешенно, скрупулезно, точно и соответственно тому, что общество готово принять и вытерпеть от меня, когда я буду рассказывать ему об этой методике исправления, чтобы она была воспринята им как спасение! И чтобы оно действительно ощутило ее спасением, а не приняло меня еще за одного обманщика, который хочет увести всех за собой, преследуя свои цели.
Вы спрашиваете, что сегодня можно сделать? Если мы знаем, что существует проблема, тогда давайте, начиная с сегодняшнего дня, готовить и продвигать себя к этому. Ведь это не делается в один день. Когда это касается только тебя, то ты можешь все решить относительно быстро. Но тут перед тобой настоящее «чудовище» - все человечество! И ты видишь, сколько времени требуется для того, чтобы с ним произошли какие-либо изменения.
А сейчас оно все еще находится в начале кризиса. Но я не говорю, что нужно ждать. Нам уже сейчас становится ясно, что от нас что-то требуется. Но необходима очень большая подготовка.
Мы были бы очень рады получить советы от всех наших товарищей. У нас есть ответственный за сбор информации, касающейся кризиса в системе образования. Я предлагаю вам связаться с ним и пересылать ему все материалы, относящиеся к тому, что происходит в школах, и вообще касающиеся проблемы воспитания человечества. Мы сможем вместе обработать этот материал и подумать, как правильно его подать и реализовать применительно к нашим детям.
Возможно, наш проект окажется настолько хорошим, что вместе с психологами и учителями мы сможем представить его муниципалитету и получить от него в этом поддержку.
Вопрос: Если речь идет об обучении детей различных возрастных групп, может быть, стоит организовать курс с более старшими детьми с тем, чтобы они смогли учить младших?
Да, разумеется! Это очень хорошо! Ведь младшие дети гораздо большему могут научиться от старших детей. Ведь тот, кто младше, стремится быть похожим на старшего, но не на взрослого. Это ясно. Поэтому, конечно, нам стоит это использовать.
Вопрос: Если мы сейчас напишем статью, касающуюся вопросов воспитания и образования, - что мы можем предложить в качестве решения этой проблемы?
Я, как ученый, не могу предложить какого-либо решения, не рассмотрев причину проблемы и ее последствий. Только так я это вижу и чувствую. Но опять-таки, это точка зрения человека, который хочет охватить всю картину и управлять ею.
Мне известно, откуда пришел этот кризис, к каким результатам он приведет, какие процессы мы должны пройти, и почему этот кризис возник именно сейчас. И когда у меня есть все эти данные, то все в моих руках: я ощущаю, что владею всей информацией, которая позволяет мне правильно оценить окружающую действительность.
Как объяснить это всем? Может быть, и можно это сделать как-то по-простому. Но когда ты раскрываешь человеку весь этот процесс, он либо может «переварить» полученную информацию, либо на это не способен. Возможно, для него это окажется слишком трудным и сложным, или у него возникнут сомнения: ему покажется, что ты чересчур много знаешь. Но если ты дашь ему какое-то простое решение, то он сможет с ним согласиться. Ведь если ты знаешь слишком много, то тем самым унижаешь его.
То есть здесь нужно вести очень тонкую игру, всегда принимая это в расчет. Это все равно, что когда ты пишешь статью в университете, ты должен там указать, что тебе известны не все факты, ты должен постараться не принизить остальных… Поэтому нам нужно хорошо подумать, как это сделать.
Вопрос: Что именно нужно делать?
Я советую взять гиперактивных детей, либо тех, кто пристрастился к наркотикам, или таких, кто совершенно не хочет учиться, и попытаться подойти к ним, используя наши объяснения, методику и отношение. Как рассказал нам один из наших товарищей, учитель по профессии, что однажды дети чуть было не вышвырнули его из класса, но тут он открыл нашу газету и стал им оттуда читать. И они вдруг успокоились: им стало интересно.
И это именно то, что нужно делать. А заинтересует ли их наш материал или нет, это уже зависит от подхода, то есть от того, как его подать. Может быть, стоит попросить помощи у нашего отдела, занимающегося производством фильмов.
Вопрос: Допустим, нам сейчас представится возможность выступить на радио или телевидении по этой теме. Что именно мы должны сказать и объяснить?
Не нужно слишком много говорить о кризисе. Следует лишь упомянуть его и сразу же продолжить дальше. Потому что о кризисе сейчас говорят абсолютно все. Раньше это делали только мы, а остальные обходили это молчанием. А сегодня наоборот: все говорят, а мы нет. Зачем нам это нужно? Мы должны сделать следующий шаг, то есть предложить решение.
У них решения нет. Они могут сказать: «Поменьше сжигай природных ресурсов, и возможно это как-то решит проблему». Но их решения - это вовсе не решения. Ведь они как бы хотят приостановить развитие. А это невозможно. Поэтому мы должны говорить о решении.
Если это касается решения проблемы кризиса системы образования, ты должен объяснить им, какую работу нужно провести в классе. Необходимо им рассказать о прорывающемся эго человека, которое нужно как-то наполнить. Мы сегодня об этом говорили. Начни объяснять это подробнее.
Вопрос-реплика: Но сегодня мы говорили об этом как-то издалека, как бы «сверху»…
Тогда давайте возьмем небольшую часть того, что мы сегодня обсуждали и рассмотрим это более детально. Напиши об этом статью и посмотри, насколько ее примет общество. И не бойся! То, что не будет принято сегодня, примут завтра. Пусть эти материалы будут пока в Интернете. «Послезавтра» ими воспользуются.
Вопрос: Обычно в своих статьях мы воздерживаемся от каких-либо практических советов, ограничиваясь общими объяснениями. Это должно тоже как-то измениться?
Возможно. Но только при условии, что эти советы помогут. Ведь если ты даешь какой-то конкретный совет, ты должен быть уверен в том, что если его примут, то это принесет пользу. Будем надеяться, что мы добьемся успеха.
Над текстом работали: Л. Дондыш, И. Романова, Л. Высоцкая
http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/42706?/rus/content/view/full/42706&main