https://proza.ru/2009/08/14/472Здравая метафизика утверждает, что человек, как существо телесно-духовное, наделен свободой воли и в этом подобен ангелам и Богу. Свобода воли человека делает его ответственным за свои поступки перед судом прежде всего собственной совести, т. е. собственного разума, выносящего суждение о добре и зле, а также дает человеку возможность влиять на судьбу мира в целом. Эта метафизическая истина ныне практически позабыта, но когда-то была очень хорошо известна народу, воспитывавшемуся на Ветхом Завете. В качестве примера приведем диалог царя Саула с пророком Самуилом (1 Цар 13.8-14):
"И ждал он семь дней, до срока, назначенного Самуилом, а Самуил не приходил в Галгал; и стал народ разбегаться от него. И сказал Саул: приведите ко мне, что назначено для жертвы всесожжения и для жертв мирных. И вознес всесожжение. Но едва кончил он возношение всесожжения, вот, приходит Самуил; и вышел Саул к нему навстречу, чтобы приветствовать его. Но Самуил сказал: что ты сделал? Саул отвечал: я видел, что народ разбегается от меня, а ты не приходил к назначенному времени; Филистимляне же собрались в Михмасе; тогда подумал я: "теперь придут на меня Филистимляне в Галгал, а я еще не вопросил Господа"; и потому решился принести всесожжение. И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа, Бога твоего, которое дано было тебе; ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда. Но теперь не устоять царствованию твоему."
В этом отрывке из Священного Писания четко отражена метафизическая идея необратимости последствий свободного человеческого выбора. Будучи, по словам св. ап. Павла, педагогом, Ветхий Завет подготавливал сознание людей к адекватному восприятию трагичности их бытия как оставленных перед лицом неумолимой необратимости последствий своих свободных поступков, тем самым подготавливая их и к должному восприятию благовестия о спасении. Благая весть о спасении, в том числе спасении от роковой необратимости последствий нашего свободного выбора, начинается с чуда, совершенного Иисусом Христом в Кане Галилейской, когда по ходатайству Девы Марии Иисус могущественно вмешался в естественный ход событий и спас щедрых, но неблагоразумных молодоженов от травмирующих последствий их собственной нерасчетливости. Трудно представить себе также, чтобы Иисус сказал апостолу Петру, что из-за троекратного отречения последнего Бог не упрочит его служения как главы всех апостолов. Но здесь кончается область метафизики и начинается область сверхъестественной теологии. Задача метафизики в данном случае, как и всегда, является подготовительной: показывая человеку трагичность его бытия в мире, где он, по словам английского богослова Фрэнка Шида, волен выбирать свои действия, но не волен выбирать последствия своих действий, метафизика готовит человека к радостному принятию благой вести об искуплении.