(no subject)

Oct 04, 2022 11:58

https://proza.ru/2009/08/14/472
Здравая метафизика утверждает, что человек, как сущест­во телесно-духовное, наделен свободой воли и в этом подобен ангелам и Богу. Свобода воли человека делает его ответствен­ным за свои поступки перед судом прежде всего собственной совести, т. е. собственного разума, выносящего суждение о доб­ре и зле, а также дает человеку возможность влиять на судьбу мира в целом. Эта метафизическая истина ныне практически позабыта, но когда-то была очень хорошо известна народу, вос­питывавшемуся на Ветхом Завете. В качестве примера приве­дем диалог царя Саула с пророком Самуилом (1 Цар 13.8-14):
        "И ждал он семь дней, до срока, назначенного Самуилом, а Самуил не приходил в Галгал; и стал народ разбегаться от него. И сказал Саул: приведите ко мне, что назначено для жертвы всесожжения и для жертв мирных. И вознес всесожжение. Но едва кончил он возношение всесожжения, вот, приходит Саму­ил; и вышел Саул к нему навстречу, чтобы приветствовать его. Но Самуил сказал: что ты сделал? Саул отвечал: я видел, что народ разбегается от меня, а ты не приходил к назначенному времени; Филистимляне же собрались в Михмасе; тогда поду­мал я: "теперь придут на меня Филистимляне в Галгал, а я еще не вопросил Господа"; и потому решился принести всесожже­ние. И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, что не испол­нил повеления Господа, Бога твоего, которое дано было тебе; ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда. Но теперь не устоять царствованию твоему."
       В этом отрывке из Священного Писания четко отражена метафизическая идея необратимости последствий свободного человеческого выбора. Будучи, по словам св. ап. Павла, педа­гогом, Ветхий Завет подготавливал сознание людей к адекват­ному восприятию трагичности их бытия как оставленных пе­ред лицом неумолимой необратимости последствий своих сво­бодных поступков, тем самым подготавливая их и к должному восприятию благовестия о спасении. Благая весть о спасении, в том числе спасении от роковой необратимости последствий нашего свободного выбора, начинается с чуда, совершенного Иисусом Христом в Кане Галилейской, когда по ходатайству Девы Марии Иисус могущественно вмешался в естественный ход событий и спас щедрых, но неблагоразумных молодоже­нов от травмирующих последствий их собственной нерасчет­ливости. Трудно представить себе также, чтобы Иисус сказал апостолу Петру, что из-за троекратного отречения последнего Бог не упрочит его служения как главы всех апостолов. Но здесь кончается область метафизики и начинается область сверхъестественной теологии. Задача метафизики в данном случае, как и всегда, является подготовительной: показывая человеку трагичность его бытия в мире, где он, по словам английского богослова Фрэнка Шида, волен выбирать свои дейст­вия, но не волен выбирать последствия своих действий, мета­физика готовит человека к радостному принятию благой вести об искуплении.

Исправление, Спасение, Свобода, Воля, Спаситель, Искупление

Previous post Next post
Up