(no subject)

Oct 04, 2022 11:36

Еще одним основным свойством бытия, согласно схолас­тической метафизике, является благость (bonum). Но если бытие является благим и человек всегда действует ради блага, ибо его воля неспособна желать зла, откуда берутся зло и грех, и почему вообще возникает потребность в покая­нии, т. е. в обращении от зла к добру? Этот вопрос аналоги­чен вопросу о том, откуда берется заблуждение, если разум, в том числе и человеческий разум, по природе стремится к истине. Св. Фома Аквинский считает, что во всяком злом деле, которое совершает человек, он ищет для себя не зла, а блага. Таким образом, согласно св. Фоме Аквинскому, при­чиной греха прежде всего является человеческое заблужде­ние. Однако дело обстоит сложнее, когда св. Фома Аквин­ский ставит вопрос о причине грехопадения дьявола. Ведь согласно учению Церкви, сформулированному на IV Латеранском Соборе в 1215 г., дьявол и другие демоны по приро­де были созданы Богом добрыми, но сами по своей воле сде­лались злыми (Denz.-Sch., 800). Причиной грехопадения ан­гелов не могло быть заблуждение, ибо знание ангелов в сво­ем роде совершенно. Св. Фома Аквинский приходит к выво­ду, что причиной грехопадения ангелов явилась непропор­ционально сильная любовь к себе, проявившаяся в неупоря­доченном желании богоподобия. Таким образом, первыми грехами дьявола и других демонов были эгоцентризм и за­висть. За эти грехи дьявол и демоны были лишены благода­ти, что породило новый грех: ненависть к Богу, наказавше­му их, и ненависть к тем разумным Божиим творениям, ко­торые устояли в благодати.
        Следует также иметь в виду, что демоны, будучи сущест­вами чисто духовными, не могли грешить телесно. Здесь еще одно отличие между грехами демонов и грехами людей. Буду­чи наделен телом, которое заявляет о своих правах, человек способен поставить благо тела выше блага души. К такой не­упорядоченности демоны, естественно, не способны.
        Таким образом, в свете учения св. Фомы Аквинского мы можем разделить грехи на два рода: грехи чисто человеческие (т. е. обусловленные слабостью воли или разума) и грехи демонические (грехи, вытекающие из эгоцентрической установ­ки). Грехи второго рода традиционно считаются более опасны­ми; в нравственном богословии они именуются по природе сво­ей смертными, хотя и допускают незначительность содержа­ния, в силу которой могут в конкретных случаях оказаться простительными. Впрочем, в человеке как существе духовно-телесном телесный и духовный элементы легко переплетают­ся, в том числе и в грехах.
        До какой степени нравственного падения может дойти че­ловек, мы видим, например, из красноречивых слов св. ап. Павла (Рим 1.29-31): "...они исполнены всякой неправды, блу­да, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретатель­ны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы."
        Апостол нарисовал достаточно мрачную картину. И все же, как и в предыдущем разделе, когда мы говорили об истине и лжи, мы и здесь должны сказать, что Бог наделил человека волей, стремящейся к бесконечному благу и не могущей удов­летвориться никаким конечным благом. Разум подсказывает воле, что только Бог может дать человеку счастье. Поэтому когда человек раскаивается в своих грехах и обращается к Бо­гу, он испытывает радость. И напротив, пребывая в грехе, че­ловек не может не испытывать чувство скорби и тесноты.
https://proza.ru/2009/08/14/472

Ангел, Покаяние, Обращение, Добро

Previous post Next post
Up