(no subject)

Sep 06, 2018 16:51

«Однажды в 60-е годы в Америке появилась эта странная книжка «Структура научных революций», которая повлияла совершенно на всё. Сейчас она как-то скромно перекочевала в примечания, но всё-таки когда мы говорим о философии науки и богословия, надо отдать какую-то дань уважения этой книге и этому автору. И понять, что она проделала с головами всех учёных, гуманитариев и богословов.  У нас это было гораздо спокойнее, хотя любопытно, что в Советском Союзе эта книга была издана двумя изданиями сразу же. В серии буржуазная философия, но всё-таки была переведена сразу и оценена сразу. Это совершенно важная стадия, когда Кун предложил учёным отказаться от понятия истины в обсуждении природы науки.  Он научился описывать то, что делают ученые, не прибегая к понятию истины. С 60-х годов до своей смерти Кун был занят только тем, что отвечал на вопросы критиков.  Интересно, что вопросы не иссякали. Эта книга в Западных учебниках имеет такой статус, что с неё начинается любой стандартный учебник. Первые 50 страниц вам будут пересказывать теорию Куна, а потом пойдёт уже всё остальное. У нас эхо тоже было. У нас возникла новая философия науки в нашей стране и целые школы философии. И важно то, что была очень сильная реакция в богословии. Классической книгой на эту тему является книга Вольфхарта  Панненберга  «Богословие и философия науки». И это вариант  осмысления того, что произошло. Богословского осмысления.  И конечно есть такая девиация богословская - это то, что Ханс Кюнг сделал с теорией Куна, рассказав о том, что внутри христианского богословия есть пять парадигм. Конечно, основной подход он взял у Куна, но большой вопрос, насколько это вообще приложимо к богословию. Взрывная волна этой книги была очень сильной и всё, что после 60-х годов появлялось, было либо попыткой противостоять, либо что-то другое предложить, но уже нельзя было жить  так как раньше в понимании того что такое научная рациональность.  И зашло это в определённый тупик в 90-е годы, когда оказалось, что фундаментальная наука почти не имеет дела с реальными вызовами, которые стоят перед человеком.»

Наука, Богословие

Previous post Next post
Up