(no subject)

Sep 09, 2011 23:46


 есть еще один посредник между духовным и материальным. С одной стороны, он - сила более тонкая и духовная, чем витальная душа, с другой - более открытая и ощутимая. Это - целем, «<Б-жественный> образ» (см. Берешит, 1:27). Каббала Аризаля сообщает о нем сведения чрезвычайно возвышенные и даже изумительные. Она видит в нем очень высокий свет, приходящий с высших ступеней Б-жественного. Однако взгляд рабби Моше Кордоверо ближе к буквальному смыслу слов Зоара. «Целем, - пишет Радак, - это нечто четвертое: не нефеш, не руах и не нешама. Однако он обладает способностью открываться в большей степени, чем они, вплоть до того, что есть благочестивые люди, получающие его еще в этом мире». «Этот целем, - пишет Радак в другом месте, - третий по отношению к чистому и святому руаху, второй после нефеш и четвертый после нешамы».

В каббале Кордоверо целем - нечто вроде духовной матрицы тела: его духовный образ, облачающийся в физические плоть, жилы и кости. Более ясно выражается рабби Ишай Горовиц, автор «Двух скрижалей Завета», прямо называющий целем «духовным телом». Это понятие, по сути своей, прямо смыкается с тем представлением, которое современные оккультисты и теософы обозначают понятием «астральное тело». Если же выразиться более просто, то целем - это чрезвычайно тонкая энергия, несущая в себе отображение строения тела и являющаяся посредником между физическими силами и высшей душой.

Целем, Аризаль, Тело, Образ, Энергия, Зоар, Образ Божий

Previous post Next post
Up