Бесснежный новогодний Санкт-Петербург в 2014 году. Увлекательная прогулка по некоторым красивым местам Северной столицы. Начнём с мест, знакомых каждому, кто прибывает в Северную столицу на поезде из Москвы и, не спускаясь в метро, выходит на площадь перед Московским вокзалом.
1. Торгово-развлекательный центр «Галерея», открытый в 2010 году:
Выстроен на участке у Московского вокзала, первоначально зарезервированном под терминал скоростной железной дороги компании «Российское акционерное общество Высокоскоростные магистрали». Железнодорожный терминал построен не был, долгое время эта территория пустовала, будучи огорожена забором. В народе получила название «Яма» из-за вырытого котлована. В начале 2007 года начата стройка торгово-развлекательного комплекса «Галерея».
2. На противоположной стороне Лиговского проспекта выделяется «Дом меблированных комнат А. И. Андреевой»:
Дом в архитектурном стиле «модерн» был построен в 1911-1912 годах. На фасаде дома выделяются два мощных трехоконных эркера, охватывающие третий-шестой жилые этажи и увенчанные островерхими башнями; центральная ось фасада выделена жилой фронтошпицей сложной формы. На первых двух этажах здания размещены торговые площади, остальные этажи дома - жилые.
Пересекаем Лиговский проспект и идём в сторону площади Восстания, с которой свернём на Невский проспект. Основная часть достопримечательностей поста как раз расположена вдоль Невского проспекта.
3. В правой части кадра виден корпус здания Московского вокзала с вестибюлем станции метро «Площадь Восстания»:
Вокзал построен в стиле, который официально называли военно-гражданским (он использовался при строительстве казарм и государственных учреждений) с использованием форм ампира и (особенно) итальянского Ренессанса.
В левой части кадра виден расположенный в центре площади Восстания обелиск «Городу-герою Ленинграду».
4. На углу Невского проспекта и улицы Восстания ныне размещён торговый комплекс «Невский Центр»:
5. Дом Рюль (дом Г.Г. Блокка):
Трёхэтажный дом с четырёхэтажными дворовыми флигелями был построен арх. Я. Я. Фрейбергом в 1833-1834 гг. для жены тайного советника Рюль. По заказу банкира, турецкого подданного Г. Г. Блокка арх. Л. Л. Фуфаевский в 1902-1904 гг. возвёл на этом месте шестиэтажное здание (с частичным использованием старых стен).
Фасад делится на два яруса: нижние три этажа раскрыты широкими окнами-витринами торговых и конторских помещений, верхние этажи с мансардой отличаются броским и пышным оформлением. В облике здания преобладают черты поздней эклектики. Богатством форм выделяется завершение средней части, включающее эркер, балконы и аттик, крупные волюты и женские статуи, затейливый металлический декор.
6. Доходный дом И.Ф. Александровского:
Построен в 1878 году. Эклектический фасад с рустованными лопатками, разнообразными окнами и наличниками насыщен лепным убранством. Мезонин с куполом должен был вызывать ассоциации с памятниками парижской архитектуры XVII-XVIII вв. В 1877-1879 гг. в доме № 63 жил писатель Н. С. Лесков. В то время он публиковал цикл новелл «Мелочи архиерейской жизни». С 1885 г. здесь размещался Петербургский Тульский поземельный банк, основанный в 1872 г.
Сворачиваем в первый раз в этом посту с шумных проспектов в тихие переулки, в которых сокрыто много достопримечательностей и интересных мест. После пересечения реки Фонтанки по знаменитому своими скульптурами с юношей и конём Аничкову мосту сворачиваем налево сразу за Аничковым дворцом.
7. Слева замечаем ворота сада Аничкова дворца с позолоченными орлами:
8. Памятник Екатерине II в расположенном напротив Екатерининском саду:
Памятник освящён 24 ноября (6 декабря) 1873 года (к 25 ноября - именинам императрицы). Бронзовая фигура Екатерины ΙΙ (высота 4,35 м) держит в руках скипетр и лавровый венок, с плеч ниспадает складками горностаевая мантия, у ног лежит корона. Вокруг пьедестала расположены девять фигур: фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский, государственный деятель Г. А. Потемкин и русский полководец А. В. Суворов обращены к Невскому проспекту, поэт Г. Р. Державин и президент Российской академии Е. Р. Дашкова - к Аничкову дворцу, князь А. А. Безбородко и президент Российской Академии художеств И. И. Бецкой - к Публичной библиотеке, русский полярный исследователь В. Я. Чичагов и государственный деятель А. Г. Орлов-Чесменский - к фасаду Александринского театра.
9. Вид через Екатерининский сад на Невский проспект:
Общая площадь сада составляет 9745 м², в длину около 140 м и ширину около 70 м. Сад огорожен решёткой (424 погонных метра), на створках ворот декоративные детали в виде вензелей с монограммой Екатерины Великой.
10. В юго-восточной части площади Островского в 2005-2008 гг. было построено здание в стиле «итальянского палаццо» из светлого известняка:
Архитектурно фасады решены, с одной стороны, в соответствии с историческими канонами окружающей застройки (скульптуры, декоративные элементы), с другой - достаточно современны благодаря использованию новых технологий и методов (сплошное остекление между фронтонами самого последнего этажа и системой вентилируемого фасада). Первоначально оно строилось под размещение гостиницы, но из-за кризиса так и не было открыто для приёма гостей. Сейчас в здании размещена одна из структур Газпрома («Газпром экспорт»).
11. Доминанта площади Островского - здание Александринского театра:
Полное название - Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина (Александринский театр). Это старейший русский драматический театр, который был создан в Санкт-Петербурге и ведёт начало с 1756 года.
12. Театр, расположенный в глубине площади, обращён главным фасадом к Невскому проспекту:
Здание было построено в 1832 году по проекту Карла Росси. Главный вход украшает мощная шестиколонная лоджия коринфского ордера, боковые фасады оформлены восьмиколонными портиками. Стройные белые колонны рельефно выделяются на фоне глубокой лоджии.
Главный фасад венчает бронзовая квадрига Аполлона, символизирующая триумф русского искусства, выполненная С. Пименовым по рисунку Росси. В центре аттика главного фасада - летящие фигуры Славы и лавровый венок в центре, в нишах - фигуры муз Талии и Мельпомены, фриз украшен театральными масками (скульпторы С. Пименов, В. Демут-Малиновский, П. Трискони).
13. Справа виден боковой фасад театра, обращённый к офисному зданию Газпрома:
14. Александринский театр в вечерней подсветке:
15. Подсветка удачно подчёркивает архитектурные детали здания:
16.
17. В юго-западной части площади Островского выделяется собственный доходный дом арх. Н. П. Басина («Петушиный дом») в неорусском стиле:
Сооружен по собственному проекту владельца арх. Н. П. Басина в 1878-1879 гг. Фасады дома с разнообразными по рисунку окнами с резными "полотенцами", кокошниками, столбиками-кубышками, по мнению некоторых исследователей, созданы по рис. арх. И. П. Ропета и Н. Н. Никонова. Живописный силуэт, насыщенность декора выделяют дом в окружающей застройке. При этом он является хрестоматийным примером игнорирования ансамбля Александринского театра, созданного в эпоху классицизма.
18. По дороге между Екатерининским и Аничковым садами возвращаемся на Невский проспект:
Справа виден павильон Аничкова дворца, сооружённый К. И. Росси в 1817-1818 гг. в ходе реконструкции усадьбы и одновременно с разработкой первых вариантов проекта ансамбля Александринского театра.
19. В этой части Невского проспекта обращает на себя внимание дом торгового товарищества «Братья Елисеевы»:
Фирма братьев Елисеевых вела торговлю иностранными винами и продуктовыми товарами. Купец 1-й гильдии, глава торгового товарищества «Братья Елисеевы» Г. Г. Елисеев купил участок в 1898 г. Для дома торгового товарищества в 1900 г. было перестроен существовавший пятиэтажный доходный дом. В 1902-1903 гг. было возведено угловое здание с театром и магазином.
Стиль здания был призван показать богатство товарищества и привлечь внимание потенциальных покупателей. Витраж на Невской стороне здания, покрывающий несколько этажей, создаёт впечатление одной громадной витрины.
20. Угол здания магазина Елисеевых:
Справа от широкого витража расположена фигура покровителя торговли - бога Меркурия. У правой его ноги якорь и фрукты, левая стоит на тюке, который перевязывает мальчик-путти. На фасаде установлены четыре скульптуры А. Г. Адамсона: «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука».
21. Скульптура «Наука» представляет собой женщину и мальчика с раскрытыми книгами:
22. Световая фигура на расположенной по соседству пешеходной зоне Малой Садовой улицы:
23. К пешеходной улице примыкает бывший дом И. И. Шувалова - Дом Демидовых - Дом А. М. Ушакова.
Дом несколько раз перестраивался, но решающие изменения были в конце XIX века, когда домом владел купец 1-й гильдии А. М. Ушаков. В 1882-1883 гг. архитектор Сюзор П. Ю. перестроил дом - возвёл третий и четвёртый этажи, фасады оформил в формах зрелой эклектики. На уровне третьего-четвёртого этажей выделяются два эркера с лучковыми фронтонами. В доме располагались меблированные комнаты Ф. Балле и магазины.
24. За Гостиным двором расположено небольшое здание-новодел под стиль «классицизм» - портик Перинной линии:
В 1797-1798 гг. на средства купцов по Думской ул. были сооружены перинные ряды (в некоторых лавках продавали птичье перо). Шестиколонный портик Перинной линии, построен в 1806 г. архитектором Л. Руской и примыкал к перинным рядам. Портик был разобран в 1963 г. в связи с сооружением станции метро «Невский проспект» и восстановлен в 1972 г. по несколько изменённому проекту. На момент съёмки в здании размещался магазин «Империал», продававший эксклюзивные наручные и каминные часы.
25. Башня Городской Думы, примыкающая со стороны Невского проспекта к зданию Городской Думы:
В 1799-1804 годах сооружена пятиугольная в плане пятиярусная башня (архитектор Дж. Феррари), придавшая Думе сходство с западно-европейскими ратушами. Башня Думы изначально возводилась как функциональное сооружение — сигнальная башня на случай пожара. В 1839 году думская башня стала одним из звеньев самой длинной в мире (1200 км) линии оптического телеграфа Петербург - Варшава. Телеграф связывал Зимний дворец с Царским Селом, Кронштадтом, Гатчиной, а также с Вильно и Варшавой. В 1854 году такую связь признали неудобной и заменили электрическим телеграфом. С 1850-х по 1920-е годы башня использовалась как пожарная каланча.
26. После перехода над каналом Грибоедова по широкому Казанскому посту слева открывается вид на Казанский собор, входящий в число самых известных религиозных сооружений Санкт-Петербурга:
Полное название - Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери. Здание Казанского собора заложено в 1801 г. Строительство велось по проекту архитектора А. Н. Воронихина, победившего в конкурсе. Постройка длилась 10 лет. На Невский проспект обращён северный фасад с грандиозной четырёхрядной колоннадой из 96 колонн. Колоннады завершены порталами. По проекту Воронихина с южной стороны собора предполагалась симметричная колоннада, но это не было осуществлено. Фасады собора облицованы пудожским камнем. Из него же выполнены колонны, барельефы, капители. Высота здания составляет 71,5 метра. Внешняя оболочка купола выполнена из кованного железа - это первый в мире металлический купол. В 1815 г. в соборе был погребён герой Отечественной войны 1812 г. фельдмаршал М. И. Кутузов, здесь отпевали великого композитора Петра Ильича Чайковского.
27. Как и во многих других туристических местах центра Петербурга, тротуары оккупировали лица, переодетые в императоров:
28. Напротив Казанского собора, на противоположной стороне Невского проспекта виден дом компании «Зингер»:
29. Шестиэтажное с мансардой здание в стиле модерн было построено в 1902 - 1904 годах по проекту архитектора Павла Сюзора для «Акционерной компании Зингер в России»:
Первоначально руководство компании «Зингер», производящей швейные машины, хотело построить небоскрёб, подобный тому, что в это время строился компанией в Нью-Йорке: многоэтажное здание со множеством офисов. Однако здания в центре Санкт-Петербурга не могли превышать 23,5 метров до карниза. Архитектор блестяще разрешил это противоречие: над шестью этажами с мансардой он возвёл изящную башню, увенчанную стеклянным глобусом, диаметр которого 2,8 м. Именно эта, устремлённая ввысь башня, и создаёт впечатление высотности, но при этом, благодаря своей лёгкости, не затмевает куполов Казанского Собора и Спаса на крови, возвышающихся над Невским проспектом.
В отделке используются текучие, «органические» линии, интерьер украшен растительным орнаментом из кованой бронзы. На фасаде установлены скульптуры А. Г. Адамсона, символизирующие прогресс и швейную индустрию, основной профиль компании «Зингер».
30.
До 1917 здание принадлежало компании «Зингер». С декабря 1919 года в здании располагался «Петрогосиздат» (с 1938 «Лениздат»), а в 1920-е - 30-е годы - и другие издательства, также велась книжная торговля, а с 1938 года располагается «Дом книги». На верхнем этаже здания находится Санкт-Петербургский офис социальной сети «ВКонтакте».
31. Пройдя от дома компании «Зингер» чуть дальше по набережной канала Грибоедова, обнаруживаем Собор Воскресения Христова (Спас на Крови):
Построен в 1883-1907 гг. по проекту А.А. Парланда и В.И. Малышева на месте покушения народовольцев на Александра II, когда тот 1 марта 1881 г. был смертельно ранен взрывом бомбы.
32. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного:
Храм выполнен в стиле русского зодчества. Девятиглавый собор на высоком гранитном цоколе, к основному объему которого примыкает колокольня с золотым куполом. Стены облицованы глазурованым зигерсдорфским кирпичом десяти тонов и обильно украшены декоративными элементами. Колонки, карнизики, тяги и наличники сделаны из эстляндского мрамора. Пять глав собора покрыты особой разноцветной эмалью. Высота центрального шатра с главкой и шпилем составляет 81 метр. Уникальность собора заключается в его мозаичном убранстве - многочисленные мозаики, выполненные в мастерской Фроловых, украшающие храм снаружи и внутри.
33. Купола храма:
34. Пару главок храма над северной и южной папертями украшают двуглавые орлы:
Хотя, с некоторых ракурсов можно заметить, что орлы на шпилях имеют по три головы, это сделано для того, чтоб с любого ракурса орёл выглядел двуглавым.
35.
36. Колокольня храма:
37. Распятие под «золотым» навесом, обращённое к каналу сейчас служит для богомольных людей местом поклонения, ведь за этим навесом внутри храма и был убит Император Александр II:
38. Неподалёку от Дворцовой набережной одним вечером проходили мимо казарм Павловского гренадерского полка 1817-1821 годов постройки:
39. Неподалёку, в Мраморном переулке удалось снять органичное сочетание здания Кантемировского дворца, построенного в 1710-х по проекту Ф.Б. Растрелли с Петропавловской крепостью на другом берегу Невы:
В настоящее время в особняке размещается Морской регистр России, жилые квартиры.
40. Фото Зимнего дворца, сделанные с Дворцовой площади:
41. На Дворцовой площади не слишком малолюдно даже несмотря на холодную погоду и поздний час:
42. Здания Сената и Синода (1833) на Английской набережной рядом с «Медным всадником»:
Снаружи фасад здания Сената отмечен изогнутой по дуге монументальной колоннадой, обращенной к Неве. Аттик венчает скульптурная группа, символизирующая веру в закон - «Правосудие и благочестие». В одном крыле здания ныне размещается Конституционный суд Российской Федерации.
Оставшаяся часть поста посвящена достопримечательностям, расположенным на Петровском острове и правом берегу Большой Невки.
43. Фото Биржевого моста с Петровского острова:
Слева видны: украшенное гирляндами здание Биржи и Ростральные колонны, архитектурно оформляющие стрелку Васильевского острова.
44. Ресторанный комплекс «Летучий Голландец», представляющий собой бетонный дебаркадер, декорированный под судно:
45. Плавучий ресторан «Фрегат "Благодать"» у Троицкой площади:
Как написано на веб-сайте банкетного комплекса: «Фрегат "Благодать" - это историческая реконструкция трехпалубного линейного корабля конца XVIII столетия».
46. Дворец Великого князя Николая Николаевича (Младшего):
Дворец в стиле неоклассицизма строился в 1910-1913 годах для Великого князя Николая Николаевича Младшего (сына великого князя Николая Николаевича старшего, племянника Императора Александра II, двоюродного дяди Императора Николая II). Великий князь Николай Николаевич Младший после переворота 1917 года эмигрировал. После 1918 г. здесь размещались различные учреждения, в частности, институт мозга, возглавляемый В. М. Бехтеревым, институт полупроводников АН СССР. В 1919 - Следственная Комиссия при Рев. Трибунале. С 1946 по 1981 - институт озёроведения Академии Наук. С 1985 года - дворец бракосочетаний. С 2000 года, новая пирамида власти, вселила свою официальную резиденцию полномочного представителя Президента России в Северо-Западном федеральном округе.
47. Петровская набережная:
На переднем плане виден силуэт одной из двух полульвов-полулягушек по имени Ши-Цза. Ши-цза - символ одного из годов древнего китайского двенадцатилетнего животного цикла летоисчисления. Скульптуры привезены из Китая и установлены на пристани у Домика Петра I как свидетельство влиятельного положения России на Дальнем Востоке.
48. Добрели до легендарного крейсера «Аврора» на Петроградской набережной:
Корабль-музей, известный как подавший сигнал к началу вооружённого переворота 07 ноября 1917 г. (по новому стилю). Крейсер 1-го ранга «Аврора» - 3-й корабль в серии так называемых «Богинь» (Диана, Паллада, Аврора), заложен 23 мая (4 июня) 1897 г., спущен на воду 11 (24) мая 1900 г., введен в строй 16 (29) июля 1903 г. Предназначался для разведывательной службы при эскадре. Участвовал в Русско-японской войне 1904-1905 годов, в Первой мировой войне и затем в Октябрьской революции.
49. Крейсер во всей красе за несколько месяцев до отправки на капитальный ремонт в Кронштадте:
50. Крейсер стоит на стоянке напротив здания Санкт-Петербургского Нахимовского военно-морского училища:
Здание училища построено в 1910-1912 гг. по проекту архитектора А. И. Дмитриева. По юбилейной программе Городской думы к 200-летию Петербурга планировалось строительство серии училищных домов. При разработке проекта училищного дома на Петроградской набережной автор обратился к формам петровских времён - высокий иглоообразный шпиль, форма кровли и др. После Октябрьской революции в здании размещались школы. В 1944 г. Училищный дом передали только что основанному Нахимовскому училищу. По ходатайству городских властей СНК СССР принял решение о создании училища на 500 воспитанников - для устройства, обучения и воспитания сыновей защитников Родины, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
51.
В тимпане фронтона помещён картуш с монограммой Петра I и фигуры юношей, удерживающих львиную шкуру, на которой помещён циферблат часов. Часы изготовлены фирмой «Фридрих Винтер». Пластический декор центральной части фасада создан по эскизам А. Н. Бенуа скульптором В. В. Кузнецовым. Бронзовый бюст Петра I в нише третьего этажа отлит в мастерской В. З. Гаврилова.
52.
53. Вид на «Аврору» и Нахимовское училище с Сампсониевского моста:
54. Бизнес-центры на Петроградской набережной:
55. Новогодняя ёлка из светящихся шаров у бизнес-центра «Австрийский» на правом берегу Большой Невки:
При подготовке поста использовались тексты исторических справок о зданиях с веб-сайтов
citywalls.ru,
ru.wikipedia.org.
Мои остальные посты по Санкт-Петербург и окрестности:
Осенний Петергоф (октябрь 2015). Зимний Кронштадт (январь 2016). Исаакиевский собор (январь 2016). Удивительный мир искусства Эрмитажа (январь 2016). Центральная часть Санкт-Петербурга в самом начале года (январь 2016). Большой Гатчинский дворец (январь 2016). Санкт-Петербург. Центр города (март 2018). Санкт-Петербург. Зимняя Нева у Заячьего острова (март 2018). Санкт-Петербург. Петропавловская крепость (март 2018). Санкт-Петербург. Приморский парк Победы и стадион «Газпром Арена» (март 2018).
Добро пожаловать на мой канал!