Жолква (13 тыс.жит.) - районный центр Львовской области, в 25 километрах от Львова в сторону Ковеля. Городок этот может служить неплохой базой для бюджетных поездок во Львов (гостиницы здесь в разы дешевле, а добираться всего полчаса), но не только: он интересен и сам по себе, обладая историко-архитектурным комплексом, величина и значение которого намного превосходит скромный статус самого города.
Такое богатство возникло в начале 17 века, и не в результате естественного развития, а благодаря воле коронного гетмана Станислава Жолкевского, построившего здесь в 1597 году замок-усадьбу. Амбиции гетмана распространились не только на свою резиденцию, но и на окружающую территорию, которую он задумал превратить в своего рода идеальный город, возведённый по единому плану и в едином стиле. Идею поддержали и реализовали наследники полководца, особенно Ян III Собесский, ставший впоследствии польским королём. Жолква, таким образом, на какое-то время превратилась в королевскую резиденцию, и к концу 17 века достигла апогея расцвета: строились пышные храмы, гражданские здания и богатые жилые дома-каменицы, разбивались сады и парки, практиковались художества и ремёсла.
После Северной войны город, наряду со своей метрополией, постепенно пришёл в упадок и превратился в обычный периферийный райцентр, сохраняя этот незавидный статус в составе разных государств. Во многом благодаря этому застою в развитии, большинство исторических памятников Жолквы дошло и неплохо сохранилось до наших дней. В данном отчёте мы прогуляемся по обширной рыночной (Вечевой) площади и прилегающим улицам, осмотрим усадьбу и несколько храмов, и проверим, действительно ли полякам удалось построить архитектурно идеальный город.
Хотя Жолква и невелика, без карты нам не обойтись.
Первое, что бросается в глаза - обилие укротопонимов нового времени. Здесь появились улицы в честь таких одиозных личностей как Бандеры, Мазепы, Коновальца, Гасина, Воинов УПА и даже Петлюры (последнюю мне удалось с карты зачистить). При этом, не осталось ни одного следа памяти русского лётчика Петра Нестерова, в честь которого город назывался в советское время. Новое поколение, очевидно, забыло, что герой отдал жизнь в небе над Жолквой, чтобы эти люди жили. Галичане, хуле.
Однако, приступим к делу. Единственный въезд в город (все остальные дороги не проезжи) осуществляется с востока, по Львовской, поэтому логично оттуда и начать нашу виртуальную прогулку. Первая достопримечательность нас встречает ещё на дальних подступах к центру - это деревянная церковь пресвятой Троицы (№12 на карте):
Интересно, что она не только на самом деле древняя (1720), но и действующая. Униаты как раз проводили службу, поэтому увидеть древний пятиярусный иконостас мне не удалось. Для колоколов поставили отдельную каменную звонницу:
Идём дальше по Львовской, и всего через квартал обнаруживаем целый церковный комплекс (№6):
Мы ещё не в старой Жолкве; первая церковь (св. апостолов Петра и Павла УПЦ МП) и выглядит, и является новоделом (1993, колокольня 2007). Вторая (св.Лазаря) хоть и меньше, но намного старше (1735) и стильнее. Сейчас она принадлежит ещё одной неканонической православной общине - УАПЦ:
Метров через 500 доходим до границы центра. Раньше на этом месте стояла Львовская брама (один из четырёх въездов в город), а сейчас - хрущобного вида коробка районной рады. Помимо флага, унылое здание украсили большими портретами двух галицких разбойников:
Но продолжим церковную линию. Напротив рады располагается большой, занимающий целый квартал бывший доминиканский монастырь (№3). Он был основан в эпоху расцвета города, в 1654 году, и служил наряду с религиозными, ещё и оборонительным целям, будучи частью городских укреплений. Он и сейчас окружён мощной крепостной стеной:
Интересно, что отреставрирован он только с двух сторон из четырёх, и при взгляде на него с разных ракурсов кажется, что это совершенно разные сущности. Парадный фасад, выходящий на Львовскую, выглядит как новенький:
А на его восточную сторону лучше вообще не заглядывать:
Основой монастырского комплекса служит Успенский костёл (при передаче храма униатам в 1995 году он был переосвящён в честь некоего святого Йосафата). Беглый взгляд на его фасад заставляет предположить, что в 18 веке он подвергся некоторой переделке и приобрёл черты позднего барокко:
Здесь тоже шла служба, но на сей раз я смущаться не стал, а только перевёл фотоаппарат в бесшумный режим:
Я не знаю тонкостей религиозной жизни, и удивился, что в тесный деревянный храм на окраине тех же греко-католиков пришло намного больше, чем в этот большой и каменный.
С северной стороны монастырь выглядит гораздо брутальнее, а стены завершаются двумя круглыми бастионами. Здесь находился северо-восточный угол города-крепости:
Прямо от крепостных стен каждые полчаса отходят автобусы и маршрутки на Львов:
Мы дошли до гостиницы, пора бы заселиться и немного передохнуть. Отель "Стиль" является фокусом деловой жизни Жолквы, и любая работа здесь считается весьма престижной. Хозяину удалось привлечь часть потока польских туристов во Львов, и по вечерам тут всегда оживлённо. Часть улицы возле отеля даже вымостили плиткой. Обратите внимание, насколько резко преломляется городская среда сразу же после зданий отеля. Украина - страна больших контрастов:
Теперь продолжим прогулку и пройдём с севера на юг к нашей главной цели. Городская жизнь в целом выглядит депрессивно, но порой встречаются креативные оазисы:
Между автостанцией и центральными кварталами стоит большая синагога (вместо номера на карте магендоид) - здесь её пропустить невозможно:
Синагога больше похожа на крепость; собственно, она и была частью городских укреплений с 1698 года. Её архитектурная и историческая ценность становится понятной с первого даже непосвящённого взгляда, а после второго возникает недоумение. Было бы чересчур оптимистично ждать от украинского государства трепетного отношения к еврейскому наследию, но разве никто из выходцев жолковской общины не способен пожертвовать не такую уж большую сумму на восстановление такого значимого памятника? Его архитектурные достоинства очевидны:
А вот сколько ещё они будут радовать глаз - неизвестно:
Дело даже дошло до ЛГБТ-граффити на заборе.
По пути на площадь отклонимся направо, чтобы осмотреть ещё два храма. Под номером 4 на карте и в своего рода тупике на местности скрывается действующий монастырь отцов-базилиан (уже третий виденный нами униатский храм УГКЦ):
Основан он был в конце 17 века, хотя каменная церковь стояла тут ещё по фундации Жолкевского с 1612 года. Монахи переосвятили её в церковь Сердца Христова и переделывали вплоть до 20 века, отсюда и её крайне эклектичный вид:
Говорят, что от 17 века остался лишь боковой портал, но я его не заметил. На этом фоне старше остальных построек выглядит колокольня 18 века. Таких широких я больше нигде не встречал:
Ещё ближе к площади стоит главный городской храм - католический костёл св.Лаврентия (№2), однако, пройти к нему напрямую не удастся из-за плотной застройки частного сектора:
Костёл был построен в 1606-18 годах для нужд фамилии Жолкевских; в крипте погребены сам Станислав и многие из его потомков, родственников и других знатных граждан. Здание обошлось без дальнейших перестроек и сохранило свой первоначальный ренессансный облик:
Храм, выполненный в форме латинского креста, выглядит пропорционально и стильно - оцените, к примеру, динамизм фигурки архангела Михаила на фронтоне:
По всему периметру карниза размещены декорации из геральдических элементов:
Колокольня стоит немного поодаль, на береговом валу - поначалу она служила дозорной башней. Угол наклона у неё не меньше, чем у Пизанской башни:
Мы уже на главной площади, но здесь самое время взять паузу и структурировать наше представление о городе. Мы уже познакомились с рядом важных, но периферийных объектов, участвовавших в изначальной городской планировке. Для наглядности, приведу её целиком, в виде макета-реконструкции "Жолква 17-го века", сделанного Игорем и Ольгой Оконченко:
Город строился ещё в то время, когда крепости имели военное значение, поэтому фортификации уделялось главное внимание. Город получил компактную форму, обзавёлся крепостной стеной с угловыми бастионами, дозорными башнями и въездными воротами-брамами. Гетманская резиденция играла роль детинца, а от городских кварталов его отделила огромная площадь. Развивайся город стихийно, рыночная площадь никогда бы не достигла таких размеров, хотя бы из-за банального дефицита жизненного пространства внутри стен.
Для закрепления материала, предлагаю читателям разглядеть на схеме уже знакомые места: оба монастыря, синагогу, костёл.
А теперь можно продолжить осмотр. Обойдём Вечевую площадь от костёла против часовой. Вся площадь выглядит пустовато - до сих пор так и не придумали, как грамотно освоить её объём. Общий вид площади с севера:
На дальнем плане - дворец Жолкевича, слева - единый фасад старинных камениц. С обратной стороны, пейзаж заметно веселее - костёл и униатская церковь попадают в один кадр:
Левее костёла находится Глинская брама с большим фрагментом городской стены. Через неё можно не только выйти, но и проехать на машине (вид с внешней стороны):
Оригинальная брама была разобрана в 60-е годы для улучшения транспортной доступности, так что сегодня мы видим лишь реконструкцию, на мой взгляд, довольно удачную. На фронтоне даже не забыли нарисовать гербы Собесских и Жолкевских.
Западная сторона выходит на берег речки со странным названием Свинья. Впрочем, как я ни вглядывался, никакой водной глади не заметил - возможно, она уже пересохла:
Зато можно ещё раз полюбоваться на наклонную башню костёла, на этот раз как бы снаружи. Для удобства фотографов даже спилили закрывающее вид дерево:
Вернёмся на площадь. Следующий объект - ратуша (№8 на карте). Это тоже не оригинальное строение: первая ратуша обветшала ещё в 19 веке, и её снесли. Новую ратушу построили только в 1932 году, с намёком на стиль ренессанс:
Наконец, настаёт черёд дворца (№1). Подобно множеству своих европейских собратьев, он прошёл все фазы превращения из замка-крепости в парадную резиденцию, и переход этот, как обычно, состоялся всего за сотню лет 17 века после двух перестроек. Что тут осталось от первоначального творения архитектора П.Щасливого 1606 года - сказать трудно:
Для порядка возьмём обратный ракурс юго-западного угла, который мы только что прошли, а затем попытаемся пробраться вовнутрь:
За вход брали какие-то совсем небольшие деньги, но в этой поездке наличные у нас были на вес золота, поэтому уломали сторожа пустить просто так и ненадолго. Собственно, за что деньги брать-то?
Фондов хватило только на то, чтоб немного обновить фасад, а остальные строения внутреннего двора скоро совсем перестанут подлежать восстановлению. Левый угол поместья выглядит лишь немногим лучше правого, но тут сохранилась угловая башня:
В общем, много времени осмотр дворца не занял, идём дальше. Через единственную сохранившуюся городскую браму - Звержинецкую - выходим посмотреть, что там в восточном предместье. Саму браму (№9) я забыл запечатлеть, поэтому утащим чужую фотку:
Тут необходимо отметить вот что. Все путеводители, включая википедию, выводят название этой брамы от какого-то мифического зоопарка, который якобы содержали в замке. Бред! Брамы всегда и везде назывались по имени города, куда вела проходящая через них дорога. И действительно, смотрим на карту и находим в Польше город Zwierzyniec в прямой видимости от Жолквы. То же самое относится и к Глинской браме, разве что посёлок Глинск находится немного ближе.
За брамой находим небольшой квартал австро-венгерской застройки рубежа веков. Все дома я фотографировать не стал, выбрав здание почты как наиболее типичное:
Пройдя немного дальше, выходим к стадиону. В Жолкве есть своя футбольная команда, выступающая на областном уровне:
Но самое примечательное на стадионе - это его шикарный вход, выполненный в классическом сталинском стиле:
Тем же путём вернёмся на площадь - мы ещё не всё там осмотрели. Такое пространство - раздолье детям, ну а мы можем восстановить силы большой кружкой львовского пива:
Восточная и центральная части площади образована единым фасадом камениц 17-19 веков. Некоторые из них объединены ещё и арочной пешеходной галереей вдоль фасадов, под которой скрываются торговые ряды:
Прямо скажем, каменицы не отличаются большим разнообразием, но есть несколько занимательных строений, с намёком на модерн и фасадные декорации:
А вот на северной стороне старинных зданий не сохранилось, их заменили межвоенные жилые дома:
Восточный ряд - самый длинный, и из него в прямом и переносном смыслах выделяется первая по счёту каменица с мощнейшими колоннами, похожими на контрфорсы:
Остальные дома мало чем могут запомниться:
Самые оригинальные дома, с причудливым смешением стилей и даже кованой резьбой, встретились уже за пределами Вечевой площади - в начале Львовской улицы:
Здесь мы завершили полный круг - через пару шагов выйдем к доминиканскому монастырю. Какой вывод можно сделать из увиденного в "идеальном городе"? Лучшими образцами здешнего ренессанса безусловно являются костёл и синагога, а вот в рядовой застройке определить этот стиль может только знаток архитектуры. Из более поздних стилей присутствует только эклектика - ни барокко (за одним исключением), ни классицизма мне заметить не удалось, а модерн проглядывается лишь эпизодически. Многим городам той же Польши Жолква уступает по стильности и ухоженности исторического центра, но вполне может сравниться с ними и даже превзойти по количеству, разнообразию и архитектуре церквей. Так что посетить Жолкву однозначно стоит, благо от туристической мекки Львова она в пределах лёгкой досягаемости.