Ждяр-над-Сазавоу: монастырь

May 18, 2013 23:12

Ждяр-над-Сазавоу (Žďár nad Sázavou, 22 тыс.жит.) - ближайший к биатлонному стадиону город и транспортный узел. За две своих поездки на кубок мира, я проезжал его по два раза в день, но не находил ничего интересного: исторический центр, если и был, то не сохранился, а шоппинг в нём никудышний. Так бы и оставил его без внимания, но во второй приезд внезапно выяснилось, что в городе всё-таки имеются культурные ценности, причём, первого порядка. Только объекты эти находятся не в центре, а на далёкой северной окраине, поэтому и не попадаются на глаза неискушённым туристам.

Речь идёт о памятниках архитектуры в лице костёла св.Непомука и бывшего бернардинского (цистерцианского) монастыря. Будучи большим любителем этого известного чешского персонажа, я тем более не мог не посетить посвящённый ему храм, внутри которого ещё и можно посмотреть картинки из жития святого. Таким образом, утро 7 февраля мы отвели на осмотр ждярского комплекса.

Для тех, кто не будет селиться поблизости, приведу контекстную карту, из которой видно, что город Ждяр относительно легко доступен как по шоссе, так и по железной дороге, будучи крупной станцией на магистрали Прага - Брно:



Ключевое слово для навигации к этому комплексу - "Зелена гора". Так называется высокий, конической формы холм, на вершине которого в своё время и возвели костёл, изначально задуманный скорее как архитектурный памятник, нежели культовый объект. С холма также открываются неплохие виды на окружающие ландшафты Высочинского края, а поскольку утро выдалось морозным и солнечным, гулять и фотографировать было весьма приятно.

Комплекс Зелёной горы находится примерно в двух километрах от центра Ждяра, туда мы и направимся:



Храм Непомука считается главным творением странноватого пражского архитектора Яна Блажея Сантини-Айхля (1677-1723), который в своей работе сочетал, порой в весьма причудливых формах, стили готики и барокко. Возможно, это была не прихоть: человеку в разгар эпохи барокко пришлось много заниматься восстановлением разрушенных Тридцатилетней войной готических храмов, и это наложило свой отпечаток на всё его дальнейшее творчество. Так или иначе, судя по размеру портфолио, от отсутствия заказов итало-чех не страдал, и оставил после себя два десятка церквей и усадеб, разбросанных по всей сельской Чехии. Вот и аббат местного монастыря в 1719 году заказал этому архитектору возведение храма в честь святого покровителя, и по всей видимости, в проект больше никак не вмешивался.

То, что получилось, выигрышнее всего смотрится сверху. Не знаю, так ли это было задумано, ибо в 18 веке мало кто мог себе позволить любоваться архитектурой с высоты птичьего полёта. Ну а мы заимствуем фотку у тех, кто имел такую возможность:



Как известно, монашеским орденам и масонам были очень близки нумерология и символизм, в том числе геометрический. Архитектор угодил им на славу: в плане сооружения этим пронизана каждая деталь. Не вдаваясь в подробности, сообщу только, что здесь многократно обыгрывается число 5, по количеству звёзд в нимбе Непомука - пять часовен таких, пять сяких, пять лепестков самой базилики, по пять арок в каждой дуге ограды и т.д и т.п.

Не знаю, в каком году была сделана эта фотка, но с тех пор все деревья на Зелёной горе были вырублены (очевидно для того, чтобы церковь виднелась издалека), и нашему взору сначала предстал лысый заснеженный холм, а по мере подъёма на него постепенно открывалось всё сооружение:



Калитка открыта - можно зайти во внутренний двор. Костёл полностью симметричен, поэтому где у него фасад, а где алтарная часть - хз:



В базилику имеется несколько входов; разбирая фотки, я было подумал, что снял трижды подряд тот же ракурс, но это разные стороны. Так сказать, найдите десять отличий между этой и предыдущей фоткой (я нашёл только одно, не считая цвета дверей и разной степени облупленности штукатурки):



На западной стороне, очевидно, главный вход - здесь скамеечка, стенд для объявлений и декорированная звёздами дверь. Кстати, обратите внимание, что все звёзды шестиконечные:



Увы, все обнаруженные двери оказались закрытыми, и внутрь попасть не удалось - в Чехии зимой музеи обычно не работают. Ни жития Непомука, ни главного алтаря с его скульптурой (1727) своими глазами увидеть не удалось, поэтому смотрим викифотку:



Первоначально, храм предназначался для паломников, поэтому по всему периметру ограды устроена крытая галерея, увенчанная десятью надвратными часовенками:



Остальной объём внутреннего двора занимает кладбище, на котором, похоже, хоронили монахов из близлежащего монастыря:



Поначалу подумал, что редкие здесь деревья украшают могилу по меньшей мере аббата,



но подойдя поближе, с удивлением обнаружил ухоженную братскую могилу семерых советских воинов и памятник освободителям. Весьма отрадный факт.



К северу от холма, большим амфитеатром расположилось т.н. нижнее кладбище. Во время строительства ожидалась эпидемия чумы, поэтому места на нём отвели с большим запасом:



Спустившись пониже, обнаруживаем, что оно заполнено всего-то процентов на 5: чума в тот раз обошла Ждяр стороной:



Однако, поменять функционал комплекса за триста лет так и не решились, и чтобы свято место не пустовало, попросту устроили здесь новое городское кладбище Ждяра:



Ладно, закончим эту не самую приятную тему и снова поднимемся на вершину холма. Последний взгляд на Непомуцкий костёл:



На запад с вершины открываются замечательные зимние пейзажи. На льду замёрзшего Монастырского рыбника тени от деревьев почему-то синего цвета:



А сдвигая объектив ещё левее, наконец-то обнаруживаем строения многократно упомянутого монастыря, находящегося примерно в километре от Зелёной горы и за протокой:



Монастырь был основан в 1252 году неким моравским шляхтичем Бочеком для ордена бернардинцев. Место для него было выбрано у источника чистой воды, и поэтому монастырь получил название Fons Beatae Mariae Virginis, что с латыни вольно переводится как "фонтан блаженной девы Марии". Монашеским персоналом поделился другой бернардинский монастырь, расположенный на родине св.Яна Непомуцкого - в городке Непомук, и этот святой конечно же стал покровителем и ждярского монастыря.

Бернардинцы считались небедным орденом, но данный монастырь лишь едва поддерживался вплоть до середины 17 века, когда новые землевладельцы с энтузиазмом взялись за реконструкцию, и в течение последующей сотни лет превратили монастырь в грандиозный барочный комплекс, где усилиями того же Сантини и других архитекторов было построено несколько новых церквей и часовен, прелатский дворец, учебные корпуса и даже конюшни. Окружающая территория подверглась масштабному ландшафтному дизайну: был разбит французский сад, вырыты и заполнены рыбные пруды, через которые перекинуты мостики с барочными статуями, организованы кладбища под Зелёной горой. Гравюра 18 века отражает великолепие ждярского комплекса в период расцвета:



Упадок наступил внезапно: в 1784 году сначала случился пожар, а позже монастырь и вовсе был ликвидирован. Имущество перешло к религиозному фонду, который, по мере возможностей, старался сохранить то, что осталось и даже восстановить повреждённые объекты, но без настоящего хозяина эти попытки были обречены. В 1826, бывший монастырь был продан в частные руки, и новые владельцы использовали конвент как усадьбу. После войны, монастырь был национализирован, и государство в лице музейного управления смогло провести некоторую реконструкцию. Однако, по реституции 1991 года, комплекс вновь перешёл в руки семьи Кинских. Некоторые объекты (фарная церковь, музей книги), тем не менее, остались в открытом доступе, а вот пускают ли посетителей на остальную территорию - сказать сложно.

Забегая вперёд, скажу, что внутрь не пустили никуда: то ли по причине зимы, то ли ввиду частной собственности. Сверху же хорошо виден только главный монастырский костёл - Успенский. Применим зум:



Когда костёл был выполнен в камне, доподлинно неизвестно - какой-то храм стоял на этом месте со времени основания монастыря в 13 веке. Современный облик базилики сформировался в начале 18-го, и Сантини тоже приложил сюда руку, внедрив барочные элементы (входную браму, приделы, фасады) в готические объёмы храма.

Теперь спустимся с Зелёной горы и подойдём к монастырю как можно ближе. Главный вход находится с южной стороны, метрах в ста от улицы:



Слева - здание старого аббатства (ренессанс), справа - отдельно стоящая колокольня, также изначально ренессансного стиля, но сильно переделанная в барокко. У бернардинцев были какие-то ограничения на звон, поэтому они обычно ставили колокольни на значительном удалении от базилик. В глубине двора виднеется яркий, чисто барочный фасад Успенского костёла.

Здание аббатства само по себе велико, а ещё к нему примыкают какие-то более поздние флигели и крылья:



Теперь пройдём через входную браму на территорию собственно монастыря. Все фасады чистенько отштукатурены; вот интересно, недавний косметический ремонт - это результат частной инициативы или европейских грантов?



Здесь уже царство барокко. Фасад костёла плавно переходит во флигели бывшей прелатуры (1720-34), пышный вход в которую мы наблюдаем слева. В 19-20 веках именно это здание владельцы-аристократы использовали в качестве своей главной резиденции. Фасад прелатуры, похоже, был переделан из бывшей приходской церквушки. Пройдя насквозь, попадаем в т.н. третий двор. Он невелик, и кроме закрытого на зиму фонтана, в нём ничего особенного нету:



Увы, дальше никуда пройти нельзя - все двери оказались закрыты, поэтому остаётся вернуться и дальше погулять по внешнему двору. Вид на запад, из глубины двора. Здесь все объекты нам уже знакомы - звонница, аббатство, прелатура:



Я поначалу подумал, что одноэтажная постройка слева от звонницы - это хозблок или даже конюшня, но она на самом деле оказалась монастырской средней школой:



Вот, собственно, и весь рассказ. Недоумение вызвал лишь тот факт, что из десятков тысяч болельщиков, приехавших в это время на чемпионат по биатлону, никто, кроме нас, не удосужился посетить замечательный ждярский комплекс несмотря на то, что на большом табло регулярно крутили ролики про "гостеприимный высочинский край". Неужели всю неделю только пили пиво? :)

Чехия, барокко, монастыри, церкви католические, панорамы, кладбища, Моравия

Previous post Next post
Up