Тельч: гармония барокко

Apr 14, 2013 12:44

Тельч (Telč, 6 тыс.жит.) - малый город на юге Чешской республики, практически на границе Богемии и Моравии. Единственное, чем он примечателен - это архитектурный ансамбль главной площади, но барочно-ренессансные фасады мещанских домов оказались настолько хороши, что этот крошечный город обрёл широкую, всеевропейскую известность. Ансамбль был включён в официальные списки Юнеско как объект культурного наследия, и как следствие - в туристические маршруты. Для индивидуальных поездок, впрочем, он расположен не очень удачно - далековато от Праги и других крупных городов:



До главной цели даже однодневной поездки Тельч всё-таки не дотягивает, поэтому его посещение приходится совмещать с другими объектами по пути, прокладывая порой причудливые маршруты. В моём плане на 6 февраля он оказался третьим и последним по счёту городом, и на поверхностный (без посещения музеев) осмотр вполне хватило получаса.

История города не отличалась обилием событий, поэтому я отмечу только основные моменты. В интервале лет 1339-1604 городом владели всё те же "господа из Градца" Витковичи, известные нам из предыдущего отчёта по Йиндржихов-Градцу. Здесь они тоже обосновались в замке-граде, но он был не так хорошо укреплён (например, был взят гуситами в 1423-м), и в конечном итоге, в 16 веке был перестроен в парадную резиденцию, то есть перешёл в категорию "замек". После того, как род Витковичей пресёкся, замек и город перешли в собственность знатных фамилий второго порядка средневековой иерархии. В ходе контрреформации, в Тельч пришли иезуиты (1650). Несмотря на то, что у католиков здесь почти не имелось оппонентов, орден развернулся во всю мощь, внедрив в городскую среду стандартный иезуитский набор учреждений - монастырь, семинарию и даже конвент с музыкальной школой.

Историческое ядро Тельча располагается на компактной территории между двумя озёрами-прудами и состоит фактически из одной, но гигантской главной площади с застройкой по её периметру - на уличную сеть места уже не осталось. Такая планировка возникла, по-видимому, не от хозяйственной необходимости (нужды торговли удовлетворила бы на порядок меньшая территория), а по прихоти тогдашнего владельца города, Захария (1526-89). Переделав свой дворец в 1553-80 годах в стиле ренессанс, он на этом не остановился, и реализовал свою эстетическую концепцию в масштабах всего подвластного ему пространства (материально эта идея подпитывалась доходом от серебряных рудников, полученными Захарием в качестве приданого). На мой взгляд, преображённый город вышел даже лучше дворца.

Оставив машину прямо у моста перед южными городскими воротами, во внутренний город войдём пешком. Как обычно, предваряю рассказ о прогулке наглядной картой окрестностей. Маршрут по центру предельно прост: с юга на север, через площадь к замку и обратно.



Не пропускаем общий вид на город, который открывается с моста через Улицкий рыбник.



Лейкфронта как такового нет - к озеру выходит довольно высокая и цельная городская стена, и полоску поймы занимает не набережная, а некое подобие огородов. Зато хорошо смотрятся все основные доминанты старого Тельча, слева направо: башня костёла св.Иакова-старшего, барочная церковь Имени Иисуса и готический костёл св.Духа.

Поначалу я вообще не собирался писать отчёт по Тельчу, считая его баянным туристическим местом, и делал снимки скорее механически, чем осознанно. В результате, пропустил много объектов даже из минимальной обязательной программы, например, Горную браму 16 века (викифотка):



Несмотря на то, что перепад высот в городе минимальный, он всё равно делится на "горную" и "дольную" части, откуда и название городских ворот. Впрочем, недавно проведённая реставрация, в т.ч. отделка фасада методом сграффито, полностью выветрила из сооружения дух старины.

Левее брамы, видим башню костёла св.Духа. Древнейшая постройка Тельча - романская башня 13 века старше самого костёла (который кстати до наших дней не дошёл), и вероятно, поначалу использовалась как сторожевая.

Пройдя мимо башни по ул. Палацкого, уже через сотню метров попадаем на главную площадь. Её полное имя - náměstí Zachariáše z Hradce, то есть, сохранила название в честь своего основателя и не стала Масарыковой, как в 90% чешских городов. Впечатляющий вид на линию барочных фронтонов открывается прямо от входа (сев. сторона, мещанские дома №№ 55-71):



Тринадцать подряд, считая только фигурные! Такого длинного ряда я даже в больших городах нигде не видел. Непрерывная арочная галерея вдоль первых этажей добавляет единства к стилю этих домов 16 века. Фасады богато украшены декоративными элементами и многие из них расписаны фресками. С отдельных ракурсов кажется, что на площади звучит музыка (левая половина тех же зданий более крупным планом):



По контрасту с разноцветными фасадами, февральская погода чуть менее, чем полностью, скрывает объекты, расположенные на самой площади. Между тем, на её восточной стороне стоит чумная колонна и сразу два старинных фонтана. Дольный фонтан 1611 года внимательные читатели могли заметить на снимке площади, но сравните, насколько ярче он выглядит летом и крупным планом (викифотка):



Скульптура фонтана олицетворяет св.Маргариту - покровительницу города. Вообще, в Тельче скульптуры стоят повсюду - всего их около тридцати, из них три или четыре посвящены любимому народом святому - Яну Непомуку.

А ещё один Непомук входит в когорту святых на главном ярусе Марианской колонны (на снимке - средний план). Колонну возвёл в 1720 году чешский скульптор Давид Липарт по заказу рядовой, но зажиточной горожанки. Не могу удержаться от того, чтобы не дать крупный план Непомука в его каноническом изображении:



Продолжим осмотр площади по часовой стрелке. Она настолько велика, что северная сторона целиком в один кадр не поместилась. Делаем второй, правой её части (дома №№ 46-53):



Чуть заметен "горный" фонтан 1827 года, окружённый газончиком. Как ни странно, этот фонтан - на тему греческой мифологии, и изображает некоего сатира Силена с младенцем Дионисом (он же Бахус) на руках.

А из барочного ряда единого фасада выделяется дом №47 - бывшая пивоварня, а в 19 веке - девичья школа. Очевидно, дом сделан непохожим на остальные, чтоб девочки не перепутали, куда идти на занятия :)

Оглядываемся назад, откуда пришли. Восточный край площади не образует стройного фасада, и группа домов во главе с №32 сильно выступает вперёд. За ним спрятался и не попал в кадр городской музей ("Тельчский дом"), а остальные объекты нам уже знакомы:



Большая куча снегопеска на переднем плане заслоняет собой своего рода инженерный памятник - железную колонку 19 века, из которой снабжались питьевой водой жильцы всех окрестных домов.

Юго-западная сторона ничем не уступает противоположной. Здесь тоже единый фасад и единая галерея (дома №№ 18-24):



Теперь общий вид дольной (западной) половины площади - её перспективу замыкают уже дворцовые постройки:



Прямо в помещениях замковой ограды (с башенкой) размещается ещё один городской музей (с 1886 г.), а также галерея известного чешского художника Яна Зрзавы (с 1986-го). Напротив неё замечаем торчащий из окна красный флаг с белой буквой "Т" - это флаг города, а само здание - бывшая ратуша. Посмотрим на неё и на оставшиеся дома (№№ 1-10) юго-западной стороны с фасада:



Для ратуши, в 1443 году объединили два стоящих рядом мещанских дома, но судя по зубчатому неоренессансному аттику, с той поры здание переделывалось ещё не раз. Через два дома от ратуши - большой по местным меркам отель "У чёрного орла", а дальше уже идут здания религиозного назначения. Широкий дом голубого цвета (фасад 1783 г. - один из немногих здешних образцов классицизма) - это фарное управление, а между ним и костёлом вписался фасад иезуитской гимназии 1673 года. Вот они отдельным планом:



Иезуитский храм Имени Иисуса (1667) не имеет ни одной характерной для церквей этого ордена волнистой формы, а своими двумя симметричными башнями напоминает наше виленское барокко.

Со стороны площади, иезуитские владения выглядят скромно, но мы-то хорошо знаем, сколь обычно объёмны квадратные корпуса иезуитских учебных заведений. Настоящее величие тельчского комплекса обнаруживается либо с высоты, либо со стороны пруда:



Теперь всё становится на свои места - корпус гимназии обрёл свои истинные размеры :)

Пройдя мимо бокового фасада костёла, через несколько шагов окажемся перед входом во дворец Витковичей, но сначала оглянемся и посмотрим вдоль оси площади обратно на восток. Кажется, что площадь тянется на добрый километр:



На самом деле, до дальнего конца где-то метров 400. Как видите, туристов в зимний день после обеда немного - большинство чешских музеев зимой закрыто, в том числе и тельчский дворец. Остаётся позаимствовать фотку с сайта чешского культурного наследия и посмотреть на замек, а заодно и на город, с высоты птичьего полёта:



Из снимка делаем вывод, что внутри есть что посмотреть, даже не считая интерьеров: обширный (полтора десятка зданий и три внутренних двора) дворец не перестраивался с 16 века и сохранил всю свою оригинальную планировку и ренессансный антураж.

За ворота попасть не удалось - ограничимся фоткой южного флигеля,



а дальше пройдём к костёлу св.Иакова. Фарный костёл был заложен не позднее 1372 года, однако вскоре был значительно повреждён пожарами и войной, и современный позднеготический облик приобрёл после реконструкции в 1458 году. Стены храма, к счастью, не отполированы реставрациями и выглядят вполне аутентично. У стен можно заметить вертикально стоящие могильные плиты, перенесённые сюда с давно ликвидированного церковного кладбища:



К объёмной двухнефной базилике примыкает меньшая во всех измерениях гранёная алтарная часть с непропорционально мощными контрфорсами. На северной стороне высится 50-метровая башня-колокольня, которой, как водится, в более позднее время придали барочный железный купол и часовой механизм. Крытый балкон-галерея как бы намекает, что на башню пускают туристов - в летний сезон можно подняться и посмотреть не только на город с высоты, но и на пару очень древних колоколов:



Возвращаемся на площадь, ведь мы ещё не осмотрели выход из города через Дольнюю браму. К ней ведёт улочка Na Baště, больше похожая на каменный мешок:



Слева - уже знакомый нам музей-галерея, справа - ремесленное училище, размещённое в бывших хозяйственных пристройках дворца. Сама древняя брама стала частью дворца в ходе его перестройки - через неё устроили крытый переход между флигелями. А мы проходим через нижний туннель на северную сторону. Здесь раньше проходила линия "градбов", иначе говоря, укреплений в виде каменного вала и рва с водой. Посмотрев налево, мы наглядно видим, как брутальные когда-то фортификации града превращались в декоративные стены и башенки дворца:



А направо открывается водная гладь северного тельчского пруда - Штепницкого рыбника:



Здешняя набережная сильно проигрывает южному лейкфронту, и даже зимой мало что видно за деревьями. На дальней стороне еле различима какая-то церквушка; из интернета узнаём, что это костёл св.Анны (1698), стоящий на новом городском кладбище.

Исторический Тельч, оказывается, не ограничивается внутренним городом, который мы осмотрели - есть ещё один район, называемый Staré Město, который примыкает к центру с востока, и только за ним начинается современный город, на первый взгляд, живущий совершенно отдельной от туристического Тельча жизнью. Туда мы уже не пошли.

Чехия, фонтаны, малые города, ренессанс, барокко, площади, чумные колонны, исторические центры, панорамы, скульптуры, дворцы, церкви католические, учебные корпуса, ратуши, Моравия

Previous post Next post
Up