Тельч (Telč, 6 тыс.жит.) - малый город на юге Чешской республики, практически на границе Богемии и Моравии. Единственное, чем он примечателен - это архитектурный ансамбль главной площади, но барочно-ренессансные фасады мещанских домов оказались настолько хороши, что этот крошечный город обрёл широкую, всеевропейскую известность. Ансамбль был включён в официальные списки Юнеско как объект культурного наследия, и как следствие - в туристические маршруты. Для индивидуальных поездок, впрочем, он расположен не очень удачно - далековато от Праги и других крупных городов:
До главной цели даже однодневной поездки Тельч всё-таки не дотягивает, поэтому его посещение приходится совмещать с другими объектами по пути, прокладывая порой причудливые маршруты. В моём плане на 6 февраля он оказался третьим и последним по счёту городом, и на поверхностный (без посещения музеев) осмотр вполне хватило получаса.
История города не отличалась обилием событий, поэтому я отмечу только основные моменты. В интервале лет 1339-1604 городом владели всё те же "господа из Градца" Витковичи, известные нам из предыдущего отчёта по Йиндржихов-Градцу. Здесь они тоже обосновались в замке-граде, но он был не так хорошо укреплён (например, был взят гуситами в 1423-м), и в конечном итоге, в 16 веке был перестроен в парадную резиденцию, то есть перешёл в категорию "замек". После того, как род Витковичей пресёкся, замек и город перешли в собственность знатных фамилий второго порядка средневековой иерархии. В ходе контрреформации, в Тельч пришли иезуиты (1650). Несмотря на то, что у католиков здесь почти не имелось оппонентов, орден развернулся во всю мощь, внедрив в городскую среду стандартный иезуитский набор учреждений - монастырь, семинарию и даже конвент с музыкальной школой.
Историческое ядро Тельча располагается на компактной территории между двумя озёрами-прудами и состоит фактически из одной, но гигантской главной площади с застройкой по её периметру - на уличную сеть места уже не осталось. Такая планировка возникла, по-видимому, не от хозяйственной необходимости (нужды торговли удовлетворила бы на порядок меньшая территория), а по прихоти тогдашнего владельца города, Захария (1526-89). Переделав свой дворец в 1553-80 годах в стиле ренессанс, он на этом не остановился, и реализовал свою эстетическую концепцию в масштабах всего подвластного ему пространства (материально эта идея подпитывалась доходом от серебряных рудников, полученными Захарием в качестве приданого). На мой взгляд, преображённый город вышел даже лучше дворца.
Оставив машину прямо у моста перед южными городскими воротами, во внутренний город войдём пешком. Как обычно, предваряю рассказ о прогулке наглядной картой окрестностей. Маршрут по центру предельно прост: с юга на север, через площадь к замку и обратно.
Не пропускаем общий вид на город, который открывается с моста через Улицкий рыбник.
Лейкфронта как такового нет - к озеру выходит довольно высокая и цельная городская стена, и полоску поймы занимает не набережная, а некое подобие огородов. Зато хорошо смотрятся все основные доминанты старого Тельча, слева направо: башня костёла св.Иакова-старшего, барочная церковь Имени Иисуса и готический костёл св.Духа.
Поначалу я вообще не собирался писать отчёт по Тельчу, считая его баянным туристическим местом, и делал снимки скорее механически, чем осознанно. В результате, пропустил много объектов даже из минимальной обязательной программы, например, Горную браму 16 века (викифотка):
Несмотря на то, что перепад высот в городе минимальный, он всё равно делится на "горную" и "дольную" части, откуда и название городских ворот. Впрочем, недавно проведённая реставрация, в т.ч. отделка фасада методом сграффито, полностью выветрила из сооружения дух старины.
Левее брамы, видим башню костёла св.Духа. Древнейшая постройка Тельча - романская башня 13 века старше самого костёла (который кстати до наших дней не дошёл), и вероятно, поначалу использовалась как сторожевая.
Пройдя мимо башни по ул. Палацкого, уже через сотню метров попадаем на главную площадь. Её полное имя - náměstí Zachariáše z Hradce, то есть, сохранила название в честь своего основателя и не стала Масарыковой, как в 90% чешских городов. Впечатляющий вид на линию барочных фронтонов открывается прямо от входа (сев. сторона, мещанские дома №№ 55-71):
Тринадцать подряд, считая только фигурные! Такого длинного ряда я даже в больших городах нигде не видел. Непрерывная арочная галерея вдоль первых этажей добавляет единства к стилю этих домов 16 века. Фасады богато украшены декоративными элементами и многие из них расписаны фресками. С отдельных ракурсов кажется, что на площади звучит музыка (левая половина тех же зданий более крупным планом):
По контрасту с разноцветными фасадами, февральская погода чуть менее, чем полностью, скрывает объекты, расположенные на самой площади. Между тем, на её восточной стороне стоит чумная колонна и сразу два старинных фонтана. Дольный фонтан 1611 года внимательные читатели могли заметить на снимке площади, но сравните, насколько ярче он выглядит летом и крупным планом (викифотка):
Скульптура фонтана олицетворяет св.Маргариту - покровительницу города. Вообще, в Тельче скульптуры стоят повсюду - всего их около тридцати, из них три или четыре посвящены любимому народом святому - Яну Непомуку.
А ещё один Непомук входит в когорту святых на главном ярусе Марианской колонны (на снимке - средний план). Колонну возвёл в 1720 году чешский скульптор Давид Липарт по заказу рядовой, но зажиточной горожанки. Не могу удержаться от того, чтобы не дать крупный план Непомука в его каноническом изображении:
Продолжим осмотр площади по часовой стрелке. Она настолько велика, что северная сторона целиком в один кадр не поместилась. Делаем второй, правой её части (дома №№ 46-53):
Чуть заметен "горный" фонтан 1827 года, окружённый газончиком. Как ни странно, этот фонтан - на тему греческой мифологии, и изображает некоего сатира Силена с младенцем Дионисом (он же Бахус) на руках.
А из барочного ряда единого фасада выделяется дом №47 - бывшая пивоварня, а в 19 веке - девичья школа. Очевидно, дом сделан непохожим на остальные, чтоб девочки не перепутали, куда идти на занятия :)
Оглядываемся назад, откуда пришли. Восточный край площади не образует стройного фасада, и группа домов во главе с №32 сильно выступает вперёд. За ним спрятался и не попал в кадр городской музей ("Тельчский дом"), а остальные объекты нам уже знакомы:
Большая куча снегопеска на переднем плане заслоняет собой своего рода инженерный памятник - железную колонку 19 века, из которой снабжались питьевой водой жильцы всех окрестных домов.
Юго-западная сторона ничем не уступает противоположной. Здесь тоже единый фасад и единая галерея (дома №№ 18-24):
Теперь общий вид дольной (западной) половины площади - её перспективу замыкают уже дворцовые постройки:
Прямо в помещениях замковой ограды (с башенкой) размещается ещё один городской музей (с 1886 г.), а также галерея известного чешского художника Яна Зрзавы (с 1986-го). Напротив неё замечаем торчащий из окна красный флаг с белой буквой "Т" - это флаг города, а само здание - бывшая ратуша. Посмотрим на неё и на оставшиеся дома (№№ 1-10) юго-западной стороны с фасада:
Для ратуши, в 1443 году объединили два стоящих рядом мещанских дома, но судя по зубчатому неоренессансному аттику, с той поры здание переделывалось ещё не раз. Через два дома от ратуши - большой по местным меркам отель "У чёрного орла", а дальше уже идут здания религиозного назначения. Широкий дом голубого цвета (фасад 1783 г. - один из немногих здешних образцов классицизма) - это фарное управление, а между ним и костёлом вписался фасад иезуитской гимназии 1673 года. Вот они отдельным планом:
Иезуитский храм Имени Иисуса (1667) не имеет ни одной характерной для церквей этого ордена волнистой формы, а своими двумя симметричными башнями напоминает наше виленское барокко.
Со стороны площади, иезуитские владения выглядят скромно, но мы-то хорошо знаем, сколь обычно объёмны квадратные корпуса иезуитских учебных заведений. Настоящее величие тельчского комплекса обнаруживается либо с высоты, либо со стороны пруда:
Теперь всё становится на свои места - корпус гимназии обрёл свои истинные размеры :)
Пройдя мимо бокового фасада костёла, через несколько шагов окажемся перед входом во дворец Витковичей, но сначала оглянемся и посмотрим вдоль оси площади обратно на восток. Кажется, что площадь тянется на добрый километр:
На самом деле, до дальнего конца где-то метров 400. Как видите, туристов в зимний день после обеда немного - большинство чешских музеев зимой закрыто, в том числе и тельчский дворец. Остаётся позаимствовать фотку с сайта
чешского культурного наследия и посмотреть на замек, а заодно и на город, с высоты птичьего полёта:
Из снимка делаем вывод, что внутри есть что посмотреть, даже не считая интерьеров: обширный (полтора десятка зданий и три внутренних двора) дворец не перестраивался с 16 века и сохранил всю свою оригинальную планировку и ренессансный антураж.
За ворота попасть не удалось - ограничимся фоткой южного флигеля,
а дальше пройдём к костёлу св.Иакова. Фарный костёл был заложен не позднее 1372 года, однако вскоре был значительно повреждён пожарами и войной, и современный позднеготический облик приобрёл после реконструкции в 1458 году. Стены храма, к счастью, не отполированы реставрациями и выглядят вполне аутентично. У стен можно заметить вертикально стоящие могильные плиты, перенесённые сюда с давно ликвидированного церковного кладбища:
К объёмной двухнефной базилике примыкает меньшая во всех измерениях гранёная алтарная часть с непропорционально мощными контрфорсами. На северной стороне высится 50-метровая башня-колокольня, которой, как водится, в более позднее время придали барочный железный купол и часовой механизм. Крытый балкон-галерея как бы намекает, что на башню пускают туристов - в летний сезон можно подняться и посмотреть не только на город с высоты, но и на пару очень древних колоколов:
Возвращаемся на площадь, ведь мы ещё не осмотрели выход из города через Дольнюю браму. К ней ведёт улочка Na Baště, больше похожая на каменный мешок:
Слева - уже знакомый нам музей-галерея, справа - ремесленное училище, размещённое в бывших хозяйственных пристройках дворца. Сама древняя брама стала частью дворца в ходе его перестройки - через неё устроили крытый переход между флигелями. А мы проходим через нижний туннель на северную сторону. Здесь раньше проходила линия "градбов", иначе говоря, укреплений в виде каменного вала и рва с водой. Посмотрев налево, мы наглядно видим, как брутальные когда-то фортификации града превращались в декоративные стены и башенки дворца:
А направо открывается водная гладь северного тельчского пруда - Штепницкого рыбника:
Здешняя набережная сильно проигрывает южному лейкфронту, и даже зимой мало что видно за деревьями. На дальней стороне еле различима какая-то церквушка; из интернета узнаём, что это костёл св.Анны (1698), стоящий на новом городском кладбище.
Исторический Тельч, оказывается, не ограничивается внутренним городом, который мы осмотрели - есть ещё один район, называемый Staré Město, который примыкает к центру с востока, и только за ним начинается современный город, на первый взгляд, живущий совершенно отдельной от туристического Тельча жизнью. Туда мы уже не пошли.