Йиндржихув-Градец

Apr 07, 2013 23:44

Сложное на первый взгляд название города Йиндржихув-Градец (Jindřichův Hradec, 22 тыс.жит.) переводится просто: Генрихов Замок. Генрихом звали первого из семьи Витковичей владельца воздвигнутого им здесь замка, вокруг которого в 1220 году и образовался город. В отличие от многих других городов, Градец так и не добился самостоятельного статуса, почти всю свою долгую историю оставаясь в вассальной зависимости от феодалов. Однако, в этом были и свои плюсы: так, замок был настолько хорошо укреплён, что в ходе средневековых войн с его осадой предпочитали вообще не связываться, и город выходил из войн в относительной целости и сохранности. 15-16 века были для Градца периодом расцвета, и он стабильно входил в десятку крупнейших городов Чехии. Приглашённые итальянские архитекторы перестроили замок во дворец, а в городе выстроили немало зданий в стиле ренессанс, добавив красок к уже имевшемуся готическому ансамблю.

17-й век был для всех тяжёлым, и Градец не стал исключением. Сменились хозяева города, прокатилась Тридцатилетняя война, случались эпидемии и пожары. Последний из них, в 1801 году, уничтожил многое из архитектурного наследия, и город отстраивался уже в стиле классицизма. В эпоху становления капитализма, Градец развивался медленно, удерживая свою численность населения на уровне 12-13 тыс. на протяжении сотни лет. Тем не менее, были и успехи: в 1887-м в город пришла железная дорога, а годом позже - электрическое освещение.

Скажу сразу: в городе есть что посмотреть, и не только любителям архитектуры. Полдня минимум ему уделить стоит, и нужно учесть, что Градец находится в стороне от туристических трасс:



Планируя свой маршрут на 6 февраля, я назначил Йиндржихув главной целью дня, и это было правильным решением: прогулка оказалась увлекательной, и если бы, скажем, замек был открыт для посетителей, в полдня мы вряд ли бы уложились.

Осмотр города начнём с севера - по традиции, с того места, где удалось найти парковку (за верхней рамкой карты):



Начиная экскурсию с Вокзальной улицы, я на тот момент не знал, что не зайдя на сам вокзал, я пропускаю одну из главных достопримечательностей города - действующую и полноценную узкоколейную (760 мм) железную дорогу, что в наше время большая редкость. Йиндржихувская узкоколейка состоит из двух веток - на Обратан (45 км) и Нову Бистрицу (33 км), по которым активно курсируют пассажирские и товарные поезда, в том числе вполне винтажного вида:



Спланировать свою покатушку по этой дороге, узнав расписание и цены, можно на сайте "Йиндржихоградецких местных дорог".

А мы в неведении на вокзал не заехали (он довольно далеко от центра), а сразу пошли в обратную сторону - к центру города. Центр обширен, и весь на нашу карту не поместился. Ещё за рамкой карты, Вокзальная улица на Y-образном перекрёстке вливается в Монастырскую (Klášterská), и натурально, там расположился монастырь:



Это бывший францисканский кляштор с костёлом св.Катерины. Свежая реставрация, тем не менее, сохранила все архитектурные элементы, по которым легко восстановить этапы его формирования. Вот на переднем плане мы видим небольшой однонефный пресвитерий с полукруглой апсидой в позднеготическом стиле - это, очевидно, старейшая часть костёла, заложенного четвёртым из Генрихов Витковичей в 1478-м году. К тому времени, монахи ордена уже обосновались в окрестностях Градца, но им удалось убедить сеньора выделить им участок поближе к центру.

Позднее костёл, видимо, был расширен, а в 17 веке к нему были пристроены две барочные часовни. Вид с юга на весь комплекс:



На переднем плане - скульптурная группа распятия, левая фигура которой - конечно же, Ян Непомук (эх, не догадался снять крупным планом). В левой части кадра, мы видим не менее старинное здание конвента, к которому от основного здания через Пражскую улицу перекинут аркадный переход. Его пристроила вдова Генриха, затем в нём и поселилась. Этот дом в народе прозвали "монастырчик" (Klášteříček), и после ликвидации монастыря в 1950 в нём обосновался районный суд.

Зданием суда начинается большой административный квартал, но он уже застроен монументальными домами рубежа веков, с великолепными эклектическими фасадами. Западная сторона Монастырской (с флагами - горсовет, или новая ратуша):



С юга чиновничий квартал выходит на симпатичный парк, или "Гусовы сады". Где-то в конце аллеи стоит памятник Яну Гусу (туда мы не пошли), а гигантскими дверями в два этажа встречает своих питомцев средняя школа:



А с нашей, восточной стороны, Сады примыкают к Масарыковой площади. В отличие от десятков других чешских городов, здесь эта площадь не главная - с неё только начинается центр города. Раньше на этом месте стояли городские ворота (Пражская брама), а сейчас можно увидеть лишь немногие уцелевшие дома старой застройки по периметру площади. Северная сторона:



Неприметный с виду фонтан в центре площади летом оживает:



Отсюда можно выйти прямо к центру по парадной Паньской улице, но я решил продлить удовольствие и сначала обошёл центр с востока, по Ружовой. На ней наблюдается привычный для чешских городков разномастный конгломерат застройки 18-19 веков:



Однако, по правую руку в глубине квартала прячется значительной длины фрагмент древних городских стен (Градец обзавёлся системой укреплений в конце 15 века):



Непосредственно за стеной - ещё один бывший монастырь, на сей раз миноритский, с двунефным готическим костёлом св.Иоанна Крестителя 14 века. Это старейший храм в городе, более того, в ходе раскопок обнаружилось, что на месте пресвитерия стояла ещё более древняя романская церковь. Монастырь имеет очень сложную пространственную структуру, и наземные ракурсы плохо раскрывают его архитектурные особенности. Вот, например, вид с востока, от набережной:



Не сразу поймёшь, что посредине - это апсида, справа от неё - одна из сторон квадратного монастырского двора, а слева - часовня св.Николая (kaple sv.Mikuláše) со своим отдельным алтарём. Эта часовня начала 14 века имеет самостоятельное значение и считается образцом высокой готики. В ней также хорошо сохранились древние фрески, так что зайти внутрь стоило бы.

Теперь посмотрим на костёл с внутренней стороны, то есть с городских улиц, откуда тоже видны лишь отдельные фрагменты. Святоянская улица выходит на срединную часть базилики:



В правой части кадра с трудом узнаётся вышеупомянутая часовня, у которой, кстати, имеются свои маленькие приделы. Если идти вдоль южного бока костёла по ул.Штитнего, по лестнице можно спуститься на набережную. Кубизм местных ракурсов впечатляет:



Выходим на набережную озера Вайгар. Это искусственный водоём, созданный в 19 веке на месте заболоченных низин. Пруд неглубок, так что замерзает даже в мягкие чешские зимы. Остров посреди пруда - это тоже элемент ландшафтного дизайна:



На юго-западном берегу образовался весьма живописный лейкфронт, с единым фасадом и каменными верандами:



В Чехии всё лучшее - детям, поэтому не удивляемся тому факту, что в розовом здании с обилием фронтонов размещается Дом молодёжи. Переводим объектив чуть правее. На пригорке возвышается больничный комплекс - неплохой образец чешского функционала тридцатых годов:



Выходим на Каменный мост, отделяющий Большой и Малый Вайгары - лучшие виды на город открываются именно с него. Вид на север, на старый город:



Мост украшает ещё одна скульптурная группа Распятия, установленная ещё в 18 веке. По левой полосе - въезд в старый город по Рыбной (Rybniční) улице. Здесь раньше стояли южные городские ворота - Рыбничная брама.

А теперь обещанные виды. Смотрим с южного берега Малого Вайгара на северный, постепенно двигаясь от моста на запад. Старинные дома аккуратно реновированы:



Насколько аутентичен дом-башня на переднем плане, выяснить не удалось. А вот солнечные часы на фасаде наверняка восстановленные:



Малый Вайгар не замёрз, и по нему весело плавают уточки:



Более глубокий вид открывается по диагонали. Главной доминантой городской панорамы является Успенский костёл:



А ещё левее, во всей своей красе открывается Генрихов замек:



Невооружённым глазом видно, что от когда-то неприступной средневековой крепости осталась одна угловая башня, а её остальные сооружения ещё в эпоху возрождения были переделаны в комфортный дворец. Стало быть, в чешской терминологии, град превратился в замек. Последние владельцы (Чернины из Хлудениц) лишились этой собственности в 1945-м году, но замек далеко не сразу открылся для широкой публики. Масштабная реконструкция длилась почти 20 лет (1976-93), и в результате дворцовый комплекс превратился в один из крупнейших музеев Чехии.

К сожалению, в зимний период чешские музеи, как правило, закрыты, так что пришлось ограничиться наружным осмотром, благо доступ во внутренние дворы был свободен (первый двор):



Низкие заборчики во дворах препятствием не стали :) Гораздо труднее было справляться с обычной чешской гололедицей, особенно опасной на булыжном покрытии (второй двор):



Тем не менее, к Чёрной веже мы пробрались. Брутального вида 32-метровая башня датируется рубежом 13-14 веков:



Рядом с башней, очевидно для симметрии, немного позже возвели чем-то похожую на неё дворцовую часовню (в центре снимка).

Обойдя башню (забраться наверх можно только летом), попадаем на западную сторону, обрамлённую декоративной аркадной галереей:



Выглянув наружу через одно из её окон, обнаруживаем внизу на речке Нежарке какие-то гидротехнические сооружения с обилием каменных изгородей на пойме (в хозяйстве дворца имелась мельница и даже гидростанция):



В южной оконечности, галерея заканчивается вовсе не бастионом, а музыкальным павильоном в стиле маньеризма, из-за округлой формы называемым Рондель:



Отсюда возвращаемся во внутреннее пространство дворца - ведь мы ещё не видели самый большой и интересный третий двор, или Адамово крыло:



Зацените т.н. Большие аркады, раскинувшиеся на все три этажа. А вот каково назначение "ёлочного базара", я так и не понял.

Во дворе также имеются древние колодец и фонтан. Последний расположен под Малыми аркадами:



Не увидев за полчаса своей импровизированной экскурсии ни одного человека, выходим через главные ворота непосредственно в старый город, на пл. Добровского. Здесь располагалась производственная база дворца - винокурня, мельница, пивзавод. Сочетание всевозможных структур в одном ракурсе выглядит весьма необычно (вид назад):



Старый город встречает нас весело раскрашенными отелями-ресторанами в честь Белой Пани - то ли известного в чешском фольклоре привидения, то ли одной из "паней с Градца", Маргариты:



Отсюда рукой подать до центральной площади города - Наместе Миру, но её мы осмотрим чуть позже, а пока пройдём на север от площади, где по чешской традиции - в глубине квартала - стоит главный городской храм. Не доходя площади, сворачиваем налево по улице Коменского:



Занимающий целый квартал угловой дом (№82) похож на казармы, но источники утверждают, что это бывший мясной рынок :) А вот церковь Марии Магдалены в конце улицы к казармам имеет прямое отношение: иезуитский колледж, частью которого она являлась, в 1778 году был передан в армейскую собственность, и лишь в 1995-м получил музейный статус (сейчас там почему-то музей фотографии).

Доходим до стен церквушки. Поскольку улицы здесь узкие, о ракурсе таких больших объектов как, скажем, иезуитский колледж, нечего и думать. Поэтому смотрим вдоль и обнаруживаем единственную сохранившуюся городскую браму - Нежарецкую (Nežárecká Brána), названную по имени речки Нежарки, на которую она, собственно, и выходит:



Помним датировку городских укреплений - конец 15 века. Замечаем, что к изначально готическим нижним ярусам позже были пристроены ренессансный этаж с шатровым шпилем, а в 19 веке установлены часы. Справа видим часть стены иезуитского колледжа, слева - угол иезуитской же семинарии, а пятачок перед ней зовётся Бальбиновой площадью. В здании семинарии с 1927 года размещается городской музей - именно в нём выставлена гордость Градца - крупнейший в мире механический деревянный вертеп, известный как Krýzovy jesličky в честь изготовившего его в начале века мастера Томаша Крыжи. Вертеп состоит из 1400 фигурок.

По незнанию, музей мы посетить не догадались, а пошли в другую сторону, к костёлу Успения богородицы. Храм был заложен в 1370-х годах как новый фарный костёл, ибо прежний уже знакомый нам костёл Иоанна Крестителя к тому времени передали миноритам. Строили его не быстро - лет тридцать, но в первоначальном виде он служил недолго: в ходе гуситских войн его дважды сжигали. В 1482-м его восстановили, а впоследствии иногда расширяли и достраивали, в т.ч. после большого пожара 1801 года. Тем не менее, готический облик в целом сохранился (вид на южную сторону):



Высокая (68 м) колокольня находится с северной стороны. Её ярусы добавлялись постепенно, а в 19 веке даже один убрали. Долгое время колокольня служила не только прихожанам, но и городу - в качестве сторожевой башни. Также считается, что через неё проходит 15-й меридиан:



Вообще, северная часть исторического ядра Градца заслуживает особого внимания, и надо было походить по лабиринту её узких улочек подольше. Неподалёку от костёла, например, прячется синагога, но поскольку мой глаз на такие объекты всё ещё не намётан, я её так и не заметил, даже пройдя мимо по Костельной улице. Атмосферность этого удивительного района придётся передать единственной фотографией. Ресторанчик из швейковской сети на Костельной 66:



А мы возвращаемся на главную площадь Градца - náměstí Míru. Неправильной формы прямоугольная площадь вытянута с юго-запада на северо-восток. Особых достопримечательностей здесь нет, и площадь, в основном, застроена т.н. мещанскими домами разного возраста. Их современный вид - результат недавней реставрации, при этом неясно, реконструировался ли первоначальный облик зданий, или просто приводились в порядок то, что было воссоздано усилиями архитектора Й.Шаффера, который возглавил работы по восстановлению города после пожара 1801 года.

Реновированные или аутентичные, дома на площади всё равно выглядят нарядно и несут узнаваемые черты стилей ренессанса, барокко и частично сецессии. Поворачиваем объектив по часовой, а начнём с восточного угла, который словно воронка втягивается в улицу Святоянскую:



Доминантой площади является, конечно же, 20-метровая барочная Мариинская чумная колонна (она же столп св.Троицы, 1766, скульптор М.Страховский). Количество скульптур святых на ней зашкаливает, но нам не составит труда найти Непомука - он занимает видное место на третьем ярусе.

Самый неприметный из всех, южный угол:



Западная сторона:



Левый дом (мясной рынок) мы уже видели, а самый правый (с башенкой) - это старая ратуша. Ещё раз западная сторона, но с более высокой точки. Ратуша здесь видна получше:



Это здание служило ратушей с 1493 по 1848 год, а сейчас в нём размещается один из городских департаментов.

Самый удачный ракурс оставим напоследок. Вид на северный угол - своего рода симфония шпилей:



Отсюда на север идёт парадная улица города - Panská. Кроме обилия бутиков и других торговых точек, мне тут больше особо нечего отметить, поэтому мы просто по ней вернулись на Масарыкову площадь, тем самым завершив двухчасовую прогулку по этому замечательному городу:



Йиндржихув-Градец стал четвёртым и последним из посещённых мной чешских городов на букву "Й", и он несомненно лучший не только в данной категории - в этот город хочется вернуться и досмотреть всё, что не успел или не сумел в февральской поездке.

площади, готика, исторические центры, башни, озёра, церкви католические, набережные, Чехия, часовни, барокко, ренессанс, чумные колонны, классицизм, Богемия, скульптуры, узкоколейки, дворцы, музеи, ратуши

Previous post Next post
Up