Перевал Клаузен (Klausenpass, 1948 м) соединяет сельские кантоны Ури и Гларус, лежащие в параллельных меридионально расположенных долинах:
Перевал был проложен в 1899 году, когда, насколько мне известно, ещё не было автомобилей, и первоначально использовался для гужевых обозов. Вероятно поэтому на нём нет особо крутых подъёмов и серпантинных колец - с максимальными значениями уклона в 9%, перевал не относится к числу технически сложных. Если бы я ставил перед собой спортивные цели, в принципе, смог бы преодолеть его даже на своём шоссейном велосипеде. Однако, мои задачи 31 мая были иными, и Клаузенпасс стал лишь транзитной дорогой по пути из Гларуса к Сен-Готарду и обратно.
Эта дорога, длиной примерно 50 км, неизвестна обычным туристам, и уже на местности, я с удивлением обнаружил, что по красоте своих панорамных видов он ничуть не уступает раскрученному Сен-Готарду, а по брутальности скалистых обрывов и ущелий - даже превосходит. С утра погода не позволяла делать снимки - на высоком плато лежал густой туман, поэтому фотосессию я перенёс на обратный путь.
Двигаться будем с запада на восток: от Альтдорфа по долине реки Шехен (Schächen) до перевала, а затем спустимся к посёлку Линталь по среднегорному плато Урнербоден.
С юга и севера долины обрамляют альпийские хребты, с пиками высотой 2-3 км, а вся дорога проходит по северному краю:
Взобравшись на высоту больше километра, делаем первую остановку. Посёлок Унтершехен, который мы только что проехали насквозь, уже еле различим далеко внизу:
Северная сторона пока ещё обитаема - этот высотный пояс в учебниках географии называют зоной альпийских лугов:
Скалистая гряда становится неприступной; проехав выше пару километров, видим, что она уже встаёт сплошной стеной:
Снежники уже спустились к дороге, и луга сменились горной тундрой. Тот же ракурс, но с утра - облака ползут прямо по дороге:
Теперь смотрим на южную сторону, благо, дорога оборудована смотровыми площадками, и можно выйти на свежий морозный воздух:
Южные хребты выглядят повеселее, хотя лесной пояс безо всякого перехода сменяется тундрой:
Смещаем объектив чуть правее, чтобы увидеть, как боковой ручей низвергается с высокой террасы мощным 100-метровым водопадом Stäuben. Венчают всё это великолепие несколько пиков-трёхтысячников:
Деревня Эш (Äsch) на дне долины выглядит игрушечной:
Применим зум. На грунтовых улицах посёлка, поперёк колеи лежат какие-то доски, видимо, предотвращая размыв почвы:
Через 8 минут отсюда, достигаем высшей точки пути. На месте перевала, дорога прошла мимо часовни св.Николая (предположительно, начало 18 века):
Оглядываемся назад, на пройденный путь. Дорога, теряясь на склоне горы, проходит как раз по границе снежного покрова:
На перевале, по всей видимости, выпадает много осадков, ибо дальше довольно долго пришлось ехать буквально по дну двухметровой снежной траншеи:
Утром в тумане это само по себе выглядело на редкость сюрреалистично, а я ещё встретил велосипедистов - мужчину с малолетним сыном, которые здесь совершали утренний моцион.
Для расчистки асфальта используется мощнейшая техника, которая здесь же и базируется:
Делаем последнюю остановку - приятно же походить в сандалиях по снегу в начале лета:
Дорога длинными петлями пошла на спуск, а с севера снова стали стеной неприступные скалы (гора Глаттен):
На обочине приютилась горная деревня Vorfrutter Hüttli. Приземистые дома вписываются в неровности рельефа и сливаются с окружающим ландшафтом настолько, что их не сразу заметишь. Даём крупный план с той же точки:
В своей восточной части после перевала, Клаузенштрассе долго и плавно спускается по широкой котловине Урнербоден прежде, чем в последний раз закружиться серпантином по крутому склону долины Линта. Это уже среднегорье, и снежные вершины остаются позади. Здесь тоже красиво, но после суровых пейзажей на высоте облаков фотографировать обычные леса и луга было уже неинтересно. Зато я нашёл отличную панорамную карту этого участка (вид на запад; дорога показана белой линией):
А вот как начало спуска выглядит в натуре:
На следующий день мы снова совершим комбинированную прогулку в горы, но уже в другой регион, Рето-Романский.