на велосипеде с перевала Альбула

Sep 11, 2012 22:03

Продолжаем знакомство с "лесными" кантонами Швейцарии. На фоне остальных, сопоставимых по всем параметрам с нашими сельскими районами, кантон Граубюнден выделяется своими гигантскими размерами, занимая весь юго-восток страны. Он, правда, никогда не входил в Старую конфедерацию, примкнув к союзу кантонов только в Наполеоновское время - в 1806 году. Его столица Кур выглядит настоящим мегаполисом со своими 34 тысячами жителей; город также служит центром крупной католической епархии. Горный кантон богат рекреационными ресурсами: здесь расположены национальный парк и пафосные альпийские курорты - Давос, Сент-Мориц, Бад-Рагац.

Значение Граубюндена отражает и тот факт, что в его ведении находится отдельная от федеральной SBB железная дорога - Ретийская, или Rhätische Bahn (RhB). Сегодня мы исследуем один из её участков, ведущий от Кура к Сент-Морицу через перевал Альбула. Локализуем эту местность на карте Швейцарии:



Успешно реализовав комбинированный поход накануне, я по его подобию спланировал и поездку 1 июня, которая в целом следовала накатанной схеме: надо было доехать машиной до предгорной станции, сесть в поезд и, набрав с его помощью высоту, скатиться обратно на велосипеде. Отличался только маршрут, и выбрал я его не случайно: участок Р-бана по Альбуле является выдающимся инженерным сооружением. Поскольку на этот раз удалось снять больше кадров из вагона поезда, рассмотрим эту сущность, так сказать, снаружи и изнутри.

Ретийская железная дорога сооружалась поэтапно - её отдельные участки вводились в строй в период с 1896 по 1913 год. Дорога относится к классу магистральных узкоколеек - она изначально электрифицировалась, и её 1000-мм колея не предусматривала срединного зубчатого рельса. Как следствие, поезда идут довольно быстро, но подъёмы круче 4% преодолевать не способны - пришлось прокладывать путь более длинный, но пологий, с множеством виадуков, спиральных колец и поворотных туннелей. Альбульский участок, построенный в 1903 году, славится наибольшей их концентрацией, и на схеме его северной, предперевальной части хорошо заметны штук пять таких спиралей:



Начнём наше восхождение на станции Тифенкастель (Tiefencastel, 884 м над у.м.) и, проехав 32 км, через несколько остановок выйдем на ближайшей к перевалу станции Преда (Preda), что уже почти на километр выше (1789 м). После Преды, железная дорога ныряет в длинный 6-км туннель, и на сам перевал уже не попадает. Поворотные кольца удлиняют путь на целую треть: автодорога между теми же пунктами, по которой я спустился обратно, занимает всего 24 км. Весь данный маршрут, с точками фотосъёмки, я нанёс на лист превосходной топографической карты (в интернете она оцифрована в трёх различных масштабах по трём странам - Швейцарии, Германии и Австрии):



Вокзальная парковка в Тифенкастеле внезапно оказалась не по чину дорогой (целых 3 франка в час) и, разумеется, была послана нах. С билетным автоматом я уже знал как обращаться, поэтому времени, чтобы бесплатно оставить машину в посёлке, вполне хватило. По Альбулабану 4 раза в день (но с разных станций) курсирует "панорамный" туристический поезд Бернина-экспресс, но мы поедем на обычном - цена намного ниже, а уровень комфорта вполне достойный. Итак, загрузившись в вагон без спешки, в тамбуре я повесил велик на крюк, а сам удобно устроился у правого окна с фотоаппаратом наготове.

Поначалу, поезд идёт вдоль широкой долины реки Альбула в среднем её течении. Речные террасы распаханы, но выращивают, кажется, только кормовые культуры. Окрестности деревни Сурава:



Машинист на двух языках (немецком и итальянском - английский, как всегда, не в почёте) предупреждает о приближении главной достопримечательности и символа Ретийской дороги - виадука Ландвассер, длиной 136 и высотой 65 метров. Мост выводит дорогу в туннель, вырытый прямо в недрах отвесной скалы:



Кривизна дуги виадука позволяет даже заснять головную часть нашего поезда, не вставая с места:



Красный цвет вагонов - визитная карточка Ретийской железной дороги, а её первые локомотивы ласково назывались "крокодилами". Сейчас они, конечно, списаны, а наш поезд тянет обычный современный электровоз.

С самого виадука открывается панорамный вид на теснину и дальше на запад, на долину реки Альбула, вдоль которой мы только что проехали:



Сразу же за скалой, поезд прибывает на станцию Филисур. Высота над уровнем моря уже более километра (1084 м, судя по табличке), но станция узловая - сюда примыкает ветка, приходящая из Давоса. А на перроне внушают габаритами электрические звоночки, возвещающие об отходе поезда:



На следующем перегоне, поезд проходит первый поворотный туннель и набирает ещё около 300 метров к станции Бергюн. Это самый большой посёлок на нашем пути - целых 500 жителей!



В таком крупном центре не зазорно постоять на станции целых пять минут:



Здание вокзала выглядит гораздо старше начала 20 века - оно перестроено из бывшего арсенала. Делаем вывод, что даже в мелких швейцарских селениях обороне уделялось первостепенное внимание.

Заметив вывеску музея железной дороги, я решил его посетить на обратном пути, но в итоге позорно забыл об этом благом намерении. Впрочем, википедия утверждает, что он был открыт на следующий день после моей поездки - 2 июня, так что внутрь я бы вряд ли попал, но хотя бы на Крокодила перед входом стоило посмотреть (викифотка):



Едем дальше. После станции, начинается подъём на перевал (со средним уклоном в 33 промилле), и поезд трижды выныривает из тоннелей вроде бы на том же месте, но на разных высотных ярусах. Знаменитую бергюнскую петлю приведу крупным планом:



Вот эту протестантскую кирху (кстати, очень древнюю - 1188 года) на окраине посёлка, вместе с ниспадающим к ней ручьём мы и будем наблюдать на каждом витке:



При заходе на первый круг успеваем заметить терминал подъёмника, ведущего на соседнюю гору Дарлюкс высотой 2200:



Где-то с середины большой петли открывается панорама всего Бергюна (его мы ещё успеем осмотреть подробнее на обратном пути). Хорошо заметен плавный изгиб колеи нижнего уровня, выходящей из посёлка:



На высоте облаков долина сужается, а на горизонте появляются снежные вершины:



На этом участке пути тоже часто встречаются арочные мосты-виадуки (всего на Альбулабане их 55 - в среднем, по одному на каждый километр). Большие или поменьше, все они, похоже, сделаны по одному типовому проекту:



К последней перед перевалом и самой высокой на перегоне станции Преда надо подняться на 400 метров, и для этого проложена очередная серия поворотных туннелей. Туннели здесь именные, а виадуки называются просто альбульскими, с номером от 1 до 6. Вот, например, виадук Альбула-1, ведущий на левый берег реки к въезду в туннель Ругнукс (Rugnux):



А это уже Альбула-2, на выходе из туннеля. Заметно, что высота прирастает метров на 100 после каждой такой петли:



Наконец, выходим на станции Преда, а поезд тем временем ныряет в северный портал большого перевального туннеля длиной 5865 метров:



Наш состав оказался грузо-пассажирским: хвостовые вагоны-платформы везут рефриджираторы с продуктами, принадлежащие главной швейцарской торговой сети - Кооп. Кстати, только в этой сети (и только в больших городах) можно обнаружить супермаркеты - антиглобалисты-швейцарцы предпочитают обычные мелкие магазины, а европейские мегасети типа Теско или Кауфланда на швейцарский рынок вообще не допущены.

Но мы отвлеклись - пора пересаживаться на другой вид транспорта и ехать обратно. Просмотр карт местности перед поездкой не внушил мне уверенности, что автодорога с перевала вообще асфальтирована - представьте, каково было бы спускаться на велике по булыжным серпантинам. Но всё обошлось: асфальтовое покрытие имелось, хотя и неважного качества. Попутно обнаружилось, что и сама долина не столь живописна, как те, что мы уже видели, но сюда мы приехали не за красивыми видами, так что продолжаем восхищаться инженерными объектами. Вот самый длинный виадук Альбула-3, он даже на 2 метра длиннее Ландвассера, уступая ему лишь по высоте:



Серпантин автодороги легко проходит под одним из его восьми пролётов, а железка, описав полный круг по туннелю Тоуа, выходит из него за правой колонной и до следующей петли пойдёт параллельно реке и шоссе:



Двадцати минут хватило, чтобы спуститься к Бергюну. Здесь делаем небольшой привал для осмотра посёлка. Над его центральной площадью возвышается древняя часовая башня:



Таких башен мы уже видели немало, поэтому заглядывать в источники необязательно: романская квадратная башня была построена в 13 веке как резиденция местных патрициев, в 17 веке получила барочный шпиль и стала использоваться для городских нужд - в качестве часовой, дозорной, пожарной и т.д. Звонница расписана гербами местных знатных фамилий, а на верхних углах красуется чёрный горный козёл - герб самого Бергюна.

Башня называется просто Ла Туор (la Tuor), и это рето-романское название - Альбулабан проходит по местам, где распространён этот исчезающий диалект. Ещё одно рето-романское слово находим на столбе-указателе: "reka". Кажется, это наречие похоже не только на итальянский :)

Здесь надо сделать ещё одно отступление, в область лингвистики. На каких языках говорят швейцарцы? Не вопрос, скажете вы: в зависимости от кантона, на одном из трёх - немецком, французском или итальянском. Однако, кажущаяся простота обманчива - швейцарцы говорят вовсе не на основных европейских языках, а пользуются их диалектами, порой далеко отстоящими от корневого: вместо немецкого - т.н. аллеманским, вместо итальянского - ломбардским, а рето-романский вообще ни в какую группу известных языков не входит. Как следствие, даже те иностранцы, для которых, к примеру, родной немецкий, не способны понять разговор коренных швейцарцев между собой. А я в подобных ситуациях тем более не разбирал ни слова :)

Вернёмся к нашей прогулке по Бергюну, или по-романски, Бравуогну. В посёлке множество оригинальных, старинных домов, ни стиль, ни возраст которых я даже приблизительно определить не смогу:



Тем не менее, выглядят они стильно, красиво и загадочно. Обратите внимание, как мило выглядят резные ставни, балкончик и скамейка на завалинке:



Найти в источниках сведения об отдельных домах столь малого посёлка нереально, а надписи на их фасадах - малопонятны:



Зато удаётся определить, что местные особняки называются романшским словом "chesa" (что означает просто "дом"), а по римским цифрам на фронтоне - год постройки, 1647.

А это Кеса Клоэтта - каменный коттедж 18 века:



Вот ещё одна симпатичная поселковая улочка:



По ней возвращаемся к часовой башне, завершая короткую прогулку по заповедному посёлку:



Ниже Бергюна, дорога местами проходит по краю глубокого ущелья, но это последняя теснина на нашем пути:



За Филисуром, выезжаем на широкую часть долины Альбулы. У впадения в неё реки Ландвассер, снова видим знаменитый виадук, по которому мы проехали пару часов назад на поезде:



Это узкое ущелье километров через 20 на восток выведет к Давосу. На удивление, туда тоже ведёт дорога и узкоколейка, а наш Альбулабан, пересекая ущелье, уходит направо, прямо через скалу:



А на запад, по пойме Альбулы на несколько километров тянутся гольфовые поля, и даже игроки наличествуют:



До финиша осталось совсем немного, и минут через 15 я уже был в Тифенкастеле. Этот посёлок осматривать уже не стал, ограничившись лишь снимком местной церкви св.Стефана:



Церковь принадлежала капуцинскому ордену, и в своё время сыграла роль в контрреформации. Современный барочный облик она приобрела в 1663 году, а росписи на фасаде, вероятно, гораздо позже.

Однако, вовсе не она является главной достопримечательностью посёлка. В двух километрах к западу, можно обнаружить церковь св.Петра "Мистайль" (Mistail), сохранившуюся ещё со времён Каролингов (рубеж 8-9 вв.) - одна из старейших во всей Европе. А тройная апсида - вообще уникальное явление в церковной архитектуре:



К сожалению, это не мой снимок, а викифотка. При подготовке к поездке, основное внимание я уделил железной дороге, а остальные объекты позорно пропустил. А не зная о существовании такой жемчужины Средневековья, я не имел шансов обнаружить её на местности вдали от дорог. Отсюда вывод очень простой: к путешествиям готовиться надо лучше.

покатушки на поезде, лингвистика, церкви древние, башни, церкви католические, горные долины, Швейцария, ущелья, малые города, виадуки, вокзалы, Альпы, Лесные кантоны, велопрогулки, железные дороги, локомотивы, старинные здания, узкоколейки, музеи, перевалы

Previous post Next post
Up