на велосипеде по суворовским местам

Sep 03, 2012 01:17

Последний день весны 31 мая я посвятил поездке к перевалу Сен-Готард, тому самому, трудным переходом через который фельдмаршал Суворов в 1799 году начал свой знаменитый Швейцарский поход. В отличие от великого полководца, я ничего преодолевать не собирался, и замыслил хитроумный план, состоящий в следующем:
1) доехать до ближайшей подгорной станции и оставить там машину;
2) загрузиться с велосипедом в поезд и взобраться на нём как можно выше;
3) скатиться оттуда на велике обратно, посетив по пути Чёртов мост, памятник Суворову и полюбовавшись альпийскими пейзажами.

Перевал высотой 2106 метров и подходы к нему расположены в самом центре Швейцарии:



Комфортно добраться до этого района можно только с севера, через Люцерн или Цуг, что для меня вылилось бы в далёкий объезд, так как моя база находилась в соседней с восточной стороны долине. Лёгких путей в Швейцарии нет - либо следуешь лабиринту гидрографической сети, либо преодолеваешь перевалы. Я выбрал второй вариант и повторил путь русских войск между Гларусом и Альтдорфом по горам, только в обратном направлении (об этом будет отдельный отчёт).

Тарифы на проезд в швейцарских поездах и без того высокие, а за провоз велосипеда надо докупать ещё один полный билет, поэтому железнодорожный этап пришлось минимизировать, выбрав самую последнюю перед Альпами станцию Эрстфельд в качестве стартовой точки. На сам перевал добраться общественным транспортом возможности нет: железнодорожный туннель под Сен-Готардом прорыли ещё в 1882 году, а автомобильный - в 1980-м, поэтому выходить из поезда надо было перед этим 15-километровым туннелем. В итоге, легко определилась и конечная точка маршрута - посёлок Андерматт. Таким образом, весь маршрут по долине горной реки Ройсс составил 29 км и уложился в пределы южной половины кантона Ури:



Места самые что ни на есть швейцарские: Ури был одним из трёх первых "лесных" кантонов, образовавших в 1291 году Швейцарский Союз. К северу от Ури, располагается Швиц и озеро Четырёх Лесных Кантонов, которые мы посетили в предыдущих сериях. Но сегодня нам в другую сторону - на экскурсию в высокие Альпы.

Вы спросите, возможно ли было просто проехать этот путь туда и обратно на велосипеде тем более, что тысячи людей так и делают безо всякой специальной подготовки. Андерматт находится на высоте 1436 м, Эрстфельд - 472, стало быть перепад высот составляет без малого километр. Даже с правильным набором шестерёнок, такой подъём занял бы несколько часов и вряд ли показался лёгким. Ну а у меня вариантов не было, иначе последние километров пять пришлось бы идти пешком и тащить велик на себе. За такую экономию сил и времени было не жалко расстаться с 40 долларами, заодно прокатиться на поезде.

Швейцарские поезда имеют интересную особенность: они отправляются с любой станции с интервалом ровно в 1 час, иными словами, если поезд назначением А-Б проходит станцию Ц в 10:24, то следующий такой же на станции Ц появится в 11:24, 12:24 и так далее. На станцию Эрстфельд я прибыл за 15 минут до отправления, рассудив, что этого вполне хватит, чтобы найти парковку, вынуть велик из багажника и купить билет. Однако, чтобы проделать эти элементарные операции в первый раз, необходим запас времени. Сначала я возился с парковочным автоматом (парковка у вокзала была условно платной и недорогой, т.е. автомат стоял, а проверяющих не было в принципе) - если кнопок больше одной, это уже непросто. Потом, не найдя кассу с живым кассиром (таковых в Швейцарии, похоже, вообще нет), я долго боролся с билетным автоматом, который предлагал кучу непонятных опций и вдобавок не принимал кредитные карты (только кэш или дебитные). А ещё предстояло за минуту стоянки найти велосипедный вагон, самому открыть дверь и взобраться по высоким ступенькам вместе с великом (в правилах так и написано: имеете, мол, право провозить велосипед, если способны войти и выйти без помощи проводника). Короче, свой поезд я проводил глазами и вынужден был ждать ещё целый час следующего.

Через Сен-Готард проходит магистральная линия на Италию - Gotthardbahn, который ныряет в туннель в районе станции Гёшенен, поэтому на ней необходимо делать пересадку на ветку одноколейной 1000-мм горной дороги Matterhorn Gotthard Bahn, чтобы доехать ещё 4 км до Андерматта. Для наглядности, приведу транспортную карту маршрута:



Чёрным цветом выделены линии железных дорог, серым - шоссе. Хорошо заметны причудливые петли, которые выделывает чёрная линия - это т.н. спиральные поворотные туннели, которые необходимы, чтобы обеспечить магистральной железной дороге подъём на значительные высоты без превышения безопасного уклона в 2.6%. Горная же дорога, снабжённая зубчатым рельсом, такого ограничения не имеет, и способна подниматься почти по прямой траектории. Так, на втором участке моего пути, Гёшенен-Андерматт, даже средний уклон составлял целых 9%, а отдельные подъёмы достигали 17%.

Полчаса поездки на скором поезде оказались не богатыми на впечатления: на большой скорости мало что заметно из окна, полпути вообще прошло в туннелях, а фотографировать было бессмысленно, ибо те же самые места я и так не спеша проеду на обратном пути. Поезд ещё некстати опаздывал на пять минут, и я опасался, что моя пересадка станет спортивной - не было никакой гарантии, что гёшененский челнок меня подождёт. Кроме того, надо было поглядывать, чтобы не упал велосипед:



Все эти сложные приспособления в тамбуре оказались для лыж, а велосипед попросту подвешивается колесом за крюк и сильно качается на поворотах. На свой второй поезд я успел, хотя для этого пришлось бежать с великом на весу к дальней платформе. В более спокойной обстановке, можно было сесть у окна и пофоткать прямо через стекло. Вот поезд отходит от станции Göschenen, забираясь на склон, а внизу остаются бурные воды Ройсса и магистральная дорога, заходящая в Готардский туннель:



Весь участок дороги до Андерматта проходит по краю ущелья Шёлленен (Schöllenen), и после череды туннелей, по левую руку появляется его главная достопримечательность - Чёртов мост (Teufelsbrücke), перекинутый через узкое ущелье на высоте 25 метров:



Оригинальный мост, который штурмовал Суворов, не сохранился, а мы видим второй, сооружённый в 1820 году уже после суворовских событий, и третий - современный (1958). От вида даже нового моста мурашки по коже (а первый был ниже и уже), а двести лет назад солдатам пришлось проходить его не только в полной амуниции, волоча вьючных животных и пушки, но и с боем. К тому же, отступавшие французы успели частично разобрать аппарель, выбитую в отвесной левой скале, и суворовцам пришлось латать брешь брёвнами.

Перед входом в туннель слева можно заметить розовое пятнышко - это граффити, изображающее "покровителя" моста:



Нарисовал чёрта художник Хайнрих Даниот; одно из его творений - панно на стене музея - мы уже видели в Швице.

То же место через секунду. В правой части кадра виднеется ещё одно панно из камня, но это не памятник Суворову, как можно было подумать:



Весь подъём занял не более 10 минут, и вот пассажиры вышли на станции Андерматт, а машинисты поведут состав в депо:



Локомотив почему-то находится позади вагончиков - вероятно, толкать легче, чем тащить:



Швейцарские железные дороги отличаются большим разнообразием подвижного состава; этот конкретный электровоз марки Deh 4/4 I под №54 бегает с 1972 года.

В локомотивном депо базируются не только пассажирские составы, но и различная рельсовая техника, порой диковинная:



Гёшененская ветка примыкает к основному широтному ходу Маттерхорн-Готтарда, превращая Андерматт в железнодорожный узел:



Маттерхорн-бан считается панорамной дорогой, и по ней курсирует пафосный туристический поезд Glacier-Express. Дорога тянется на 144 км вдоль главных альпийских хребтов, начинаясь на западе от известной курортной деревушки Церматт и переходя на востоке в Ретийскую железную дорогу (по которой мы ещё покатаемся завтра). Андерматт - одна из её пяти основных станций:



Сразу за вокзалом, множество путей вырождается в единственную метровую колею с зубчатым рельсом, уходящую вверх по склону на восток:



Сам посёлок располагается выше вокзала; самое интересное в нём - это музей Готтардского перевала. Возможно, стоило посетить, но я не знал о его существовании. Как вы заметили по предыдущим снимкам, Андерматт особо живописными видами не отличается, поэтому я задерживаться тут не стал и приступил к спуску в долину Рёйсса. Ещё в черте Андерматта, справа от дороги обнаружилась старинная церковь св.Колумбана. Она была построена ещё в 11 веке бенедиктинцами, и дошла до наших дней в первоначальном романском виде:



Всего через двести метров, начинается Шёллененское ущелье, вход в который охраняет действующий форт Бюль (казармы и роту солдат на марше я фотографировать поостерёгся). После недлинного туннеля-террасы, дорога вывела на смотровую площадку у Чёртового моста:



Далеко на вершине горы стоит неприступная крепость - артиллерийский форт Бецберг (Bäzberg, 1891):



Помимо крепости, военные соорудили в скальной толще несколько бункеров и дотов:



У подножия скалы, через бурный поток перекинуто сразу несколько Чёртовых мостов. Железнодорожный (1917), по которому мы недавно проехали на поезде, состоит из двух частей: моста через Ройсс



и виадука, обеспечивающего вход в туннель:



В ста метрах ниже по течению, находится собственно Чёртов мост. Он не используется уже лет 50, но поддерживается в приличном состоянии:



Теснина под мостом, может, не самая глубокая, но внушает своей брутальностью:



После моста, старая дорога огибает скалу справа, образуя узкий карниз-аппарель:



Напротив этого места, на правом берегу и уже на значительном удалении от смотровой площадки, прямо в скале высечен большой каменный крест. Это и есть памятник суворовскому походу, сооружённый российским правительством к его столетнему юбилею:



Как к нему подойти, я не сообразил, поэтому применил зум. Надпись на русском языке гласит Доблестнымъ сподвижникамъ генералиссимуса фельдмаршала графа Суворова Рымникскаго князя Италiйскаго. Уточним, что звание генералиссимуса Суворову присвоили именно за швейцарский поход.

А немецкая википедия жжёт напалмом, предупреждая, что просить политического убежища с территории памятника не получится, ибо он ни разу не является частью российской территории, и швейцарские законы там продолжают действовать.

Теперь можно было двигаться дальше, но моё внимание привлёк один весьма оригинальный персонаж:



Навьюченный не хуже иного верблюда, мужик в прогулочном темпе покоряет Сен-Готард. Мой велосипед был раз в десять легче, но оказался совершенно не приспособленным к альпийским подъёмам:



Зато на спуске удаётся развивать головокружительную скорость. Впрочем, большая часть дороги по ущелью проходит в крытой галерее, где особо не разгонишься:



Спускаемся к станции Гёшенен. Этот ракурс я уже снимал из окна поезда в начале поста, но автодорога идёт выше обеих железных, и снимок вышел гораздо объёмнее:



Точка съёмки расположена прямо над очень красивым изогнутым мостом узкоколейки:



Здесь кончается ущелье Шёлленен; оглядываемся на него в последний раз:



А на восточной стороне, через гущу станционных проводов просматривается длинный горный ручей, вытекающий из ледника или снежника:



Несмотря на живописный антураж и большой вокзал, сам посёлок Гёшенен мал и депрессивен: число его жителей сократилось за 50 лет втрое, до 400 человек. Тем не менее, здесь целых три гостиницы и приходская католическая церковь Успения богородицы (Mariä Himmelfahrt, 1876):



Ниже Гёшенена, Ройсс течёт уже по обычной среднегорной долине, и вскоре из туннеля выходит на свет автобан А2:



По швейцарским автобанам я не ездил: с них мало что увидишь, да и 40 франков за виньетку жалко. Так что ограничимся видом на магистраль сверху:



Пасторальные пейзажи от соседства автобана не сильно пострадали:



Пастбищ для овец зелёная долина предоставляет в избытке:



Они обильно удобряются способом распыления, из-за чего в Швейцарии повсеместно чувствуется устойчивый запах навоза:



С некоторых точек видны сразу все пять линий, проходящих по долине - одна природная и 4 инфраструктурные:



Именно здесь, у посёлка Вассен (Wassen), Готтардбан делает свои поворотные петли, начиная их почти у уреза реки, но выходя из последнего туннеля уже над посёлком.

Вассен похож на предыдущий посёлок как размером, так и историей, но его барочная приходская церковь св.Галла (1734) намного старше и интереснее гёшененской:



Спускаемся вниз ещё километров на пять, и устраиваем привал - время уже давно обеденное. Место для привала выбрано зачётное - над подвесным пешеходным мостом:



Высота уже небольшая, но туннелей и мостов всё равно хватает - рельеф долины непрост:



Заснеженные вершины сменились лесистыми горами, но горные ручьи и пастбища с низкими каменными оградами остаются константами местного пейзажа:



Между посёлками Интши и Амстег долина сужается в последний раз, образуя теснину. Здесь можно увидеть характерную для Альп картину, когда домики лепятся на высоченной горе, и непонятно, как туда вообще добираются их хозяева:



В этом месте автобусная остановка совмещена со смотровой площадкой - скамейка стоит спиной к дороге. Дедушка взял внука на прогулку, показывая красоту родных мест. Его машина, кстати, развенчивает миф о поголовном богатстве швейцарцев:



Догнать он меня смог только когда я остановился в Амстеге, чтобы запечатлеть очередной шедевр мостостроительства конца 19 века:



Мост через боковой ручей Херштелленбах (Chärstelenbach), по всей видимости, впоследствии был укреплён стальной балкой, а большинство старых пролётов разобрано:



Справа на снимке виднеется здание электростанции, построенной в 1922 исключительно для нужд снабжения Готтардбана. Электроэнергию она вырабатывает довольно оригинальным способом:



Несмотря на наличие промышленного объекта, сам посёлок крошечный, хотя и здесь есть приходская церковь (св.Креста, 1860):



Последний перед финишем посёлок с финским названием Силенен оказался интересен своими большими деревянными домами и старинной башней Майертурм:



Пятиэтажная романская башня с 1240 года служила резиденцией одному из местных благородных семейств. А вот деревянную крышу с галереей для туристов к ней приделали совсем недавно.

Поскольку крутить педали почти не приходилось, четырёхчасовая прогулка не слишком утомила, и я в этот день ещё успел бегло осмотреть столицу кантона Альтдорф, заехав в город уже на машине по пути домой. Но об этом - в следующий раз.

покатушки на поезде, церкви древние, серпантины, пастораль, вагоны, башни, памятники, церкви католические, горные долины, Швейцария, ущелья, крепости, техника, виадуки, вокзалы, Альпы, Лесные кантоны, велопрогулки, железные дороги, локомотивы, узкоколейки, перевалы, мосты, электростанции

Previous post Next post
Up