на велосипеде по озёрному краю

Aug 28, 2012 19:47

Логически рассудив, что если всё время ехать вдоль берега озера, вряд ли там найдутся особенно крутые подъёмы, я спланировал свою велопрогулку по Швейцарии в озёрном крае. Концентрация горных озёр наиболее велика в районе Люцерна; в этой части Швейцарии, Альпы уже стоят во весь рост - повсюду видны снежные вершины, и пейзажи обещали быть живописными. По понятным причинам, маршрут должен был быть кольцевым и не превышать ста километров, поэтому был принят следующий план:
а) доехать на машине до города Цуг, найти надёжное место парковки на полдня, и по возможности, осмотреть альтштадт;
б) вынуть из багажника велосипед и на нём по восточному берегу Цугерзее, а потом по какой-то там долине доехать до кантонального центра - города Швиц;
в) устроить привал и как следует осмотреть этот Швиц;
г) продолжить путь вдоль северного берега озера Люцерн и, объехав гору Риги, завершить кольцо уже по другому, западному берегу Цугерзее.

Визуально, контекст данного 80-километрового маршрута лучше всего отображается на панорамной карте местности:



На этом участке размещаются два сельских кантона - Zug и Schwyz, а крупных городов нет. Для ориентировки скажу, что Цюрих угадывается далеко на севере, а Люцерн - на западе, за левым краем карты. Для удобства восприятия, на карте подписаны только те места, о которых пойдёт речь, а точки, с которых велась фотосъёмка, отмечены жёлтыми прямоугольничками. Район оказался зачётным: места красивые и незаезженные туристами, и прогулка вышла приятной, хотя и не без трудностей.

До места старта было около ста километров от любой из двух моих баз - немецкой и швейцарской, и я включил этот этап в более раннюю, "боденскую" часть поездки, утром 29 мая. Разница между вариантами состояла лишь в пересечении госграницы и проезде через Цюрих. Первое дело заняло минут пять: пограничник попросил открыть багажник, зачем-то проверил пальцем, как накачаны трубки, и отпустил. Правда, навигатор сдуру тут же вывел меня обратно на немецкую территорию (в тех местах граница извилиста), и я уже представлял себе, как удивится следующий швейцарский пограничник, обнаружив в компьютере факт моего въезда пятью минутами ранее. Однако, соседний погранпост пустовал, и потроллить не получилось. А вот Цюрих, не имеющий объездной дороги, задержал изрядно - мой Навик не справился с выбором оптимального маршрута по улицам города, и пришлось дважды (по пути туда и обратно) постоять в пробке в районе вокзала. Именно этих 40 минут мне в итоге не хватило, чтобы искупаться в озере после утомительного велопробега.

В самом Цуге парковку найти не удалось, пришлось ехать в далёкий пригород Обервил, да и там место нашлось далеко не сразу. Интересно, устроили ли любопытные соседи допрос с пристрастием хозяину коттеджика, на гостевой парковке которого весь день стояла машина с российскими номерами? А вот Цугу не повезло: оказавшись у меня за спиной ещё до старта, он так и не удостоился чести попасть в мой журнал - на финише пробега что-то осматривать уже не было ни сил, ни времени. Поэтому начнём рассказ непосредственно с озера. Вот с этой пристани недалеко от места старта я и планировал поплавать (тот факт, что забыл взять плавки, меня вряд ли бы остановил):



В хорошую погоду, особенно поутру, озёра затянуты дымкой, поэтому дальние планы (2-4 км) выходят не очень контрастно:



На другом берегу располагается посёлок со звучным названием Хам, ну вот, значицца, хамская церковь св.Иакова конца 18 века, стройная колокольня которой высится над озером, является памятником барокко регионального значения - не пропустите при случае.

Первый отрезок пути длиной 11 км до южной оконечности озера был пройден быстро и без приключений. На юге высится гора Риги, знакомая приезжающим в Люцерн туристам, а у её подножия, у самого уреза воды, выстроились в линейку домики бывшего рыбацкого посёлка Арт:



А это уже вид от посёлка в обратную сторону. Заметно, что Цугерзее лежит ещё не в Альпах, а в их предгорьях:



Озеро кончилось, и дорога заметно пошла в гору. Я тут же заблудился: в посёлке Гольдау не сочли нужным поставить указатели на свой же областной центр, а навигатор к рулю не приладишь. Преодолев крутейший подъём к станции, я только на его вершине осознал, что еду не в ту сторону, и пришлось возвращаться к развилке. На подъёмах было не до остановок, поэтому следующие фотки сделаны уже через час, на одной из смотровой площадок, где заботливо поставили скамеечку. Здесь высокие холмы, но ещё не настоящие горы. Холм Штайнерберг (вид на запад):



В двух километрах внизу лежит ещё одно озеро - Лауэрцерзее, а вдоль его берега проходят магистральные шоссе и железная дорога:



На обоих склонах наблюдается идиллический, типично швейцарский пейзаж:



Второй отрезок, до города Швиц, был не больше 15-ти километров, но дался с трудом. Зато в городе можно было отдохнуть и пару часов погулять, собрав материала на отдельный отчёт: городок, окружённый снежными вершинами, оказался вполне симпатичным.

После обеда перебираемся на другое озеро, длинной и причудливой формы и с таким же длинным и причудливым названием - Фирвальдштеттерзее, которое другие народы ради краткости называют просто Люцерн (город Люцерн стоит в одной из его бухт). Вдоль его береговой линии располагаются старые швейцарские курорты. Вот один из них, посёлок Герсау:



Вид с той же точки на южный берег ещё привлекательнее:



Следующий привал был намечен через 19 км, в курорте Фитцнау, но останавливаться приходилось гораздо чаще: то красивый вид, то ремонт дороги, а то просто хотелось перевести дух. В самом узком месте, далеко в озеро выступает брутальный, километровой высоты утёс Бюргеншток:



А участок побережья на нашей стороне, где горы временно отступают, освоен почти полностью. Это посёлок Фитцнау, уже на территории кантона Люцерн:



Впрочем, плотность застройки только кажется высокой - между домами достаточно места для газонов, лугов и пастбищ:



Фитцнау находится у подножия уже виденной нами с севера горы Риги, и отсюда можно подняться на её вершину на т.н. панорамном поезде. Таких узкоколейных туристических линий в Швейцарии десятки - старинного вида электровозы по специальным рельсам способны подняться на самые крутые склоны. Эти сезонные маршруты включены в общее ж.д. расписание и пользуются немалой популярностью, несмотря на высокую цену билета (минимум 100 франков). Нижний терминал ничем не уступает "взрослому" вокзалу: здесь есть перроны и платформы,



цифровое табло и часы, а вокзальный диктор оповещает обо всех событиях:



Внутри вагончики выглядят по-спартански - жёсткие сиденья, никаких электронных девайсов или даже обычных откидных столиков:



Все горные колеи оснащены зубчатым рельсом, обеспечивающим дополнительное сцепление:



Видно, что на платформу вагончики выходят через поворотный круг - к вокзалу примыкает немалых размеров локомотивное депо:



В совмещённом режиме со станцией работает озёрная пристань:



Прогулочные кораблики из Люцерна швартуются за 10 минут до отхода поезда, один такой как раз пришёл во время моей фотосессии. Среди пассажиров особенно заметны "беженцы" из арабских стран. Если меня, например, жёстко душила жаба отдавать больше сотни долларов за 15-минутный вояж на вершину горы, то бенефициары швейцарской социалки в чалмах, не моргнув глазом, вывозят всю свою большую семью на комбинированную водно-горную прогулку стоимостью этак франков 600 даже с учётом детских скидок.

Ну а мне пора продолжать свою бесплатную прогулку - ведь до финиша ещё целых 35 км. Ещё один перегон, и достигаем западного мыса у посёлка Веггис (вид в обратную сторону, на восток):



Похоже, это самый большой посёлок на побережье - здесь есть многоэтажная застройка и приходская католическая церковь в честь ПДМ. Набранная высота - на вес золота, поэтому смотрим только сверху. Впрочем, и так видно, что башня древняя (вероятно, использовалась как сторожевая в старошвейцарской системе оповещения), а шпиль и базилика пристроены гораздо позже - из интернета узнаём, что в 1888 году.

С этой точки, на юг открывается отличная панорама озера с декорациями из снежных вершин. На среднем плане - уже знакомый нам утёс Бюргеншток:



А за спиной остаётся громада горы Риги. По мере удаления от озера, путь осложняют частые подъёмы-тягуны:



Уклон в 10% - это максимум, который я ещё мог преодолеть без горной шестерёнки. Слава богу, круче не встретилось ни одного, но и такие выматывали как следует. В результате, на обратном пути мне уже было не до фотосессий, да и пейзажи стали уступать только что виденным в фотогеничности.

Через несколько километров, меня ждал настоящий разрыв шаблона в лице сидящих на привале у обочины китайских туристов с рюкзаками - вот как далеко зашла глобализация.

Спокойно доехать до финиша мне так и не дали: доблестная швейцарская полиция внезапно перекрыла Цугерштрассе, и даже для велосипедистов не делала исключений. Чем это было вызвано, я так и не понял, разобрав только слова "ферботтен" и "цурюк". Другой дороги рядом не было, и я не автомобиль, чтобы совершать далёкие объезды, поэтому огородами пробрался на то же самое шоссе, только дальше на километр - благо, навигатор я включал редко, и он не успел разрядиться, как накануне.

В итоге, до своей машины я добрался только часам к шести, и во весь рост встала дилемма - искупаться в холодном озере или успеть в Германию к закрытию магазинов (накануне был праздничный день, и затариться пивом заранее ну никак не удалось). Пиво, разумеется, перевесило :)

береговая линия, панорамы, вагоны, башни, курорты, озёра, пристани, Швейцария, вокзалы, Альпы, Лесные кантоны, велопрогулки, железные дороги, локомотивы, горные массивы, пересечение границ, узкоколейки

Previous post Next post
Up