Линдау

Aug 18, 2012 11:45

Линдау (Lindau, 25 тыс.жит.) стоит в восточной части Боденского озера и обладает своеобразным географическим положением. Во-первых, это приграничный город - германо-австрийская граница проходит прямо по его пригородам:



Для иллюстрации остальных аспектов приведу сразу несколько картосхем, поэтому сразу под кат. Во-вторых, город неплохо расположен в транспортном отношении: водный путь обеспечивает озеро, а сухопутный - его побережье, переходящее к югу в широкую долину Рейна. В предгорьях Альп сходятся сразу несколько стран:



В-третьих, Линдау - это единственный выход Баварии к Боденскому озеру; городской округ протянулся узким отростком далеко на юго-запад от основного массива федеральной земли:



Признаться, я даже не знал, что он вообще принадлежит Баварии. А в-четвёртых, историческое ядро города находится на самом натуральном острове, правда, недалеко от берега:



Конечно, в эпоху поганой глобализации эти свойства никакого значения не имеют, ведь по Боденскому озеру сейчас всё равно ничего не возят, а отдыхать баварцы имеют право не только на своей земле, а у более тёплых водоёмов тоже. Однако, в историческом развитии города эти факторы сыграли значительную роль. В 11 веке стала развиваться торговля между соседними, но находящимися в разных климатических зонах регионами: так, северные швабские земли выращивали на продажу зерно, а южные (в частности, аббатство Сент-Галлена) поставляли вино и фрукты. В целях безопасности, рынок перебрался на остров, а вскоре вокруг него образовалось и поселение, ставшее городом Линдау. Остров не мог не понравиться и монахам, и в 13 веке сюда пришли францисканцы-минориты, францисканки-терциарии и августинские сёстры-каноницы, чей монастырь со временем превратился во влиятельное имперское аббатство. Линдау ещё раньше стал вольным имперским городом - такой дуализм независимых друг от друга и соперничающих светской и церковной властей нередко встречался в Империи (если помните, мы уже не раз отмечали такие ситуации в предыдущих рассказах).

Обладая собственным флотом, город рос и богател на торговле солью и зерном. От Линдау также начиналась важная сухопутная трансальпийская дорога на Милан. О значении города в Средние века говорит факт проведения в его ратуше одной из сессий имперской Ассамблеи (Рейхстага) в 1496-97 годах. Однако, любое явление имеет две стороны медали; так, вовлечённость в дальнюю торговлю принесла в город опустошительную эпидемию чумы 1500 года. Выжившие горожане приняли лютеранство в 1528 году, при этом, оба обычных монастыря перепрофилировались, а вот принципиальные аббатисы устояли под натиском реформаторов. Островное положение помогло Линдау выдержать осаду шведских войск в ходе Тридцатилетней войны, но общий упадок Европы в 17 веке отразился и на этом городе.

Реформы Наполеона, как и повсюду в Европе, привели к секуляризации и укрупнению власти. В 1802 году, аббатство и монастыри закрылись, а город потерял свой вольный статус и был передан Австрии, но всего через два года ситуацию переиграли, и Линдау вошёл в Баварское королевство. Индустриализация 19 века сопровождалась строительством нового порта и приходом на остров железной дороги (1853), несколько обезобразившей средневековый ландшафт. Для заводов и фабрик на острове места не нашлось, и город расширился за счёт прибрежных территорий.

Город избежал бомбёжек 1945-го, но дольше всех оставался в оккупационной зоне, вернувшись под юрисдикцию Германии лишь через 10 лет после войны. Современный Линдау, несмотря на отсутствие университета, играет заметную роль в научной жизни: здесь проводятся ежегодные слёты нобелевских лауреатов, а также "недели психотерапевтов". Эти события в летний сезон привлекают тысячи участников и слушателей, превращая город на время в туристическую мекку.

В Линдау я сделал остановку по пути со своей немецкой базы на швейцарскую, решив двигаться не прямым путём (через Цюрих), а в обход Боденского озера. 30 мая, в день моего прибытия в город, никаких форумов не проводилось, поэтому удалось осмотреть его в спокойной обстановке. Не рискуя запутаться на тесном острове в поисках парковки утром рабочего дня, я оставил машину далеко на материке, и к центру направился пешком по мосту Зеебрюкке. Таким образом, прогулку начинаем с верхнего правого угла карты:



Судя по древним гравюрам, мост через 125-метровую протоку между островом и побережьем в том или ином виде существовал с давних пор. В 1927 году был сооружён новый каменный мост, который сейчас используется для всех видов транспорта, кроме рельсового. Он довольно низкий, и я его поначалу даже принял за дамбу. Мост с обеих сторон утопает в зелени:



Железная дорога пролегает по отдельной насыпи в километре к западу; мост, дамба и оба берега образуют закрытое водное пространство, которое называют Малым озером. Его используют как лодочную станцию - многие жители Линдау владеют катером или моторной лодкой:



Поначалу, город кажется скучноватым: мост выходит прямо в городской сад, где нет ничего примечательного, кроме круглой стекляшки какого-то местного банка. Только за транспортным кольцом начинается собственно старый город. Он, конечно же, раньше был обнесён крепостной стеной с воротами и прочими атрибутами, но с этой стороны мало что сохранилось, разве что в названиях улиц - Auf der Mauer, Auf dem Wall. Через пару шагов путнику предлагается развилка: направо улица Кузнецов (Schmiedgasse), налево - Рыбаков (Fischergasse). Маршрут всё равно кольцевой, поэтому выбираем первую, на которой уже виднеется какая-то церковь:



Судя по этим названиям, в городе активно действовали гильдии. В частности, штаб-квартира кузнецов находилась в том доме, что притаился в углу у самой церкви. Кстати, все дома квартала постройки 18 века, что косвенно указывает на то, что в отличие от многих других швабских городов, Линдау в то время не находился в упадке.

На главной площади, вплотную друг к другу стоят сразу две похожие друг на друга церкви - не сразу отличишь, какая из них главнее. Начнём с той, что севернее - кирхи св.Стефана:



По всей видимости, эта церковь была изначально (1180) построена как приходская для горожан, и в 16 веке, естественно, стала лютеранской. В архитектуре прослеживаются элементы двух стилей - романского и готического. Трёхнефная романская базилика без трансепта и с башней с южной стороны постепенно достраивалась, и в 1506 году приобрела свой современный позднеготический вид. Нефы скрыты под общей крышей, и ничем не выделяются снаружи. Гранёная апсида с высоченными стрельчатыми окнами появилась в 14 веке:



А вот барочный луковичный купол, очевидно, был поставлен уже в ходе последней переделки 1783 года, затронувшей, в основном, интерьер. Некоторые изменения претерпел и фасад - появились кованый балкончик, треугольный фронтон, волнистый периметр с вазонами:



Вторая церковь принадлежала аббатству, поэтому часто зовётся мюнстером. Как и подавляющее большинство католических церквей, она освящена в честь девы Марии (Unsere Liebe Frau). Мюнстер на первый взгляд выглядит новоделом - я за эти дни так насмотрелся на этот баварский кирпич начала 20 века, что отличу его от чего угодно:



Давайте разбираться. От первоначального романского собора 13 века, конечно, ничего не осталось - он сгорел во время большого пожара 1728 года. В 1752 году её отстроили заново под руководством известного архитектора эпохи барокко Джиованни Баньято, но в 1922-м она снова пострадала от пожара. Наконец, в 1987 году в церкви обрушился потолок, и понадобилась очередная крупная реконструкция. Таким образом, о чистоте стиля речи не идёт, и перед нами весьма эклектическое сооружение. На снимке мы видим северную сторону базилики, с трансептом, квадратной апсидой и сакристием между ними. В отличие от лютеранской кирхи, колокольня здесь располагается на западной стороне:



Готический низ, барочный верх, заменяет собой фасад и выглядит чужеродной вставкой (хотя она явно древнее остальной части храма). Вход в собор осуществляется через неприметные боковые порталы. Внутри, кстати, пышно и красиво, как и подобает католической церкви:



Барокко и рококо, одним словом. Алтари и фрески я описывать не умею, так что без комментариев. А вот орган здесь зачётный - изготовлен известной фирмой Штайнмайер в 1926 году, и состоит из 68 регистров:



Своими западными фасадами, церкви выходят на Marktplatz - Рыночную площадь. На ней и сейчас кое-что продают (спросом почему-то пользуются обычные дрова):



Середину площади занимает фонтан Нептуна (1840), а её северную сторону - дома разного облика, но одного возраста - все отстроены после пожара в 1728-32 годах. За колонной виднеются корпуса бывшего госпиталя св.Духа, перестроенного из ряда старинных домов 15 века.

На западной стороне стоит величественное здание городского музея (Haus zum Cavazzen), с фасадом, расписанным в технике тромплёя (иллюзорной объёмности):



А за алтарной стороной церквей находим жилые дома с оригинальными мансардами, печными трубами и даже деревянными чердаками:



От Рыночной площади на запад приходится пробираться как в лабиринте, по узким переулкам - Крамергассе, Биндергассе. Застройка здесь тоже не совсем средневековая - дома в своей основе 14-15 века позже явно перестраивались - деньги у города водились всегда:



У старой аптеки стоит прикольный персонаж. Он умеет читать газету, переминаться с ноги на ногу и даже лазить в карман:



За углом начинается главная улица города, Максимилианштрассе. По этому имени, любой незнакомый город можно безошибочно отнести к Баварии:



Первый дом слева - Haus zum Sünfzen, бывший Дом патрициев, а ныне гастхаус. Его фасад украшает фреска со сценами из жизни линдауских озёрных купцов, а над входом висит почему-то магендоид с чайником. Ансамбль улицы складывается из единого фасада домов самого разного возраста (14-19 вв.) и стиля, с симпатичными эркерами, балконами, фронтонами, а деревянные мансарды, похоже, служат визитной карточкой города.

Внезапно появляется фахверк (дома №4-10, все - конца 16 века):



Через пару кварталов, выходим на площадь Бисмарка. Здесь стоят сразу две бывшие ратуши - старая и новая. Новая ратуша с трёхъярусным (!) фронтоном построена в 1717 году, очевидно, в стиле позднего барокко. На среднем ярусе висят 24 колокольчика, которые раз в сутки (почему-то в 11:45) издают мелодичный звон:



Старая ратуша - памятник ренессанса (1436 г., с позднейшими достройками и реконструкциями). Реновация проходит и сейчас - мне отчаянно не везло с ратушами в этой поездке:



Идём дальше по Макс-штрассе. Дома №24-28 впечатляют:



На фасаде среднего (Brodlaube) нарисованы гербы всех владельцев дома, начиная с 1414 года. Построены все три дома были ещё раньше - в конце 14 века, и служили штаб-квартирой гильдии пекарей.

Ренессанс продолжается до самого конца улицы, но в последних домах к нему надлежит добавить приставку нео-:



Массивный жилой дуплекс был построен в 1937 году, а здание библиотеки-почтамта на дальнем плане - в 1902-м:



Это уже окрестности вокзала; к нему мы ещё выйдем, а сейчас пройдём немного на север по улице Цеппелина туда, где виднеется старинная башня:



Это Diebsturm - "воровская" башня, сооружённая в 1380 году как бастион при городской стене. Одновременно она выполняла и функции тюрьмы, откуда и название. Занятно, что первая крепостная стена не совпадала с береговой линией острова, а пролегала по внутреннему периметру, заключая в себе ядро города, отделяя его от побережья ещё и рвом с водой (что отражается в названии улицы Инзельграбен - напомню, что немецкая топонимика проста и очень информативна). В 16 веке, укрепления были расширены до западного края острова, но в 19 веке вся система была разобрана за ненадобностью.

К башне вплотную примыкает старейшая церковь Линдау - св.Петра. Её основная, романская часть - неф и полукруглая апсида - относится к середине 12 века, а готическая башня была пристроена уже в 15 веке. Церковь до того древняя, что входной портал просел чуть ли не на метр ниже уровня улицы:



Возвращаемся на вокзальную площадь. Из всех немецких вокзалов, что я видел в эту поездку, Линдау - самый красивый и стильный, хотя заметно эклектичен:



Это здание в стиле ар-нуво построено в 1921 году на месте первого вокзала, служившего с момента прихода железной дороги в 1853-м. Пути проложены практически до уреза воды, и вплоть до Второй мировой на швейцарский берег ходили паромы. С западной стороны вокзал выглядит ещё величественнее, но ведь оттуда смотреть некому (викифотка):



Своей южной стороной вокзальная площадь выходит на набережную. Гавань Seehafen - сердце портового города. Торговое судоходство ушло в прошлое, и теперь тут только пассажирское сообщение:



Прямо у причалов стоит башня Мангентурм (Mangenturm), сооружённая раньше всех остальных городских объектов, религиозных или гражданских - в 1180 году, и с тех пор служила маяком и дозорной башней. Шатром она украсилась, конечно, гораздо позже - в 19 веке.

За башней виднеется целый комплекс импозантных построек начала 20 века - администрации порта, налоговой, таможни, судоремонтных мастерских. Несмотря на сугубо утилитарное назначение этих зданий, архитектуре уделялось достаточно внимания. Масштабная перестройка старого порта началась ещё в 19 веке, когда укрепили берег, соорудили пирс и новый маяк:



Маяк с одной стороны, и т.н. баварский лев с другой, образуют слегка асимметричные озёрные ворота города (1856):



Лев сидит на мощном постаменте и задумчиво смотрит на швейцарский берег. Что это за зверь, мне неведомо: в других частях Баварии я его ни разу не встречал, а на геральдического золотого он вовсе не похож.

Обратно идём по параллельной берегу улице Людвигштрассе. Здесь тоже очень симпатичные дома 16-18 века, а туристов поменьше. Огромная рыба, висящая над входом в сиреневый дом, как бы приглашает зайти в галерею-ресторан zur Fischerin (у Рыбачки):



Ближе к центру этажность повышается, а фасады становятся строже (перекрёсток с ул.Круммгассе):



Высокий зубчатый фронтон на дальнем плане, оказывается, принадлежит старой ратуше - мы вышли к её обратной стороне. Однако, южный фасад ничем не уступает парадному северному, к тому же, не скрыт строительными лесами. Вся стена обильно расписана цветными фресками, изображающими гербы, портреты и сценки из истории города:



Засмотревшись на фасад, я упустил знаковый для города фонтан, стоящий напротив, в центре площади Райхсплац. Поставленный в 1884 году памятник из розового мрамора символизирует покровительницу города Линдавию и источники его процветания - судоходство, рыболовство, вино- и земледелие (вэб-фотка):



Ещё двести метров на восток, и мы выходим на площадь со сложным названием Barfüßerplatz. Здесь в древности размещался миноритский монастырь "босых" братьев, но он не пережил реформацию и был ликвидирован ещё в 1528 году в пользу муниципалитета. С тех пор, конечно, его постройки сильно изменились, но монастырский характер зданий распознать можно. Вот так, например, выглядит бывшая главная церковь ордена; заметьте, что её апсида восстановлена чуть ли не в первозданном виде:



За столетия, на этой недвижимости успели отметиться чуть ли не все возможные городские учреждения, от тюрьмы до курсов выездки, а с конца 19 века помещение наконец закрепилось за городским театром. А вот старая школа, побывавшая до того городским судом:



Здесь причудливо переплелись ренессанс с модерном, но исходная структура монастырского корпуса всё равно угадывается.

Дальше идём по Рыбацкой улице; на её южной стороне сохранился ещё один старинный квартал 15 века. Фасады домов №3-13, конечно же, обновлялись на протяжении последующих пяти веков, но целостность их восприятия от этого не пострадала:



Обходим аббатство с южной стороны. За зданием ректората (1519) виднеются шпили обеих уже знакомых нам церквей-близнецов (сумеете отличить сами, где какая?):



Наконец, доходим до развилки, с которой мы два часа назад и начали нашу экскурсию. Не заметил вначале, но сейчас обнаружил, что от восточных городских ворот всё же сохранились отдельные фрагменты (и даже крепостная стена имеет имя собственное - Heidenmauer, или Языческая):



Таков Линдау, средневековый, но не ставший сонным городом-музеем, сохранивший на крошечной территории в пол квадратного километра материальные свидетельства каждого из восьми веков своей непростой истории и сумевший вписаться в современную жизнь.

острова, церкви древние, церкви протестантские, площади, исторические центры, башни, озёра, церкви католические, пристани, театры, фонтаны, ренессанс, вокзалы, Германия, Швабия, Бавария, фахверк, старинные здания, улицы, гильдии, мосты, монастыри, реформы Наполеона, ратуши

Previous post Next post
Up