Констанц

Aug 15, 2012 01:09

Констанц (Konstanz, 85 тыс.жит.) - немецкий город на самой границе со Швейцарией, самый крупный во всём регионе Бодензее:



Поселение на месте истока Рейна из Боденского озера существовало с незапамятных времён, но достоверная история Констанца восходит к основанию здесь епископства, подумать только, в 585 году. Находясь на пересечении двух важнейших путей - водного и сухопутного (из Германии в Италию через Альпы), поселение получило ещё один фактор развития - торговый. Констанция (как тогда назывался город) стала заметным центром производства и торговли, специализируясь, главным образом, на ткани. Сформировавшийся деловой класс в лице ремесленников и купцов не мог мириться с абсолютным господством церковной власти, и горожане к концу 12 века добились статуса Вольного имперского города (правда, неполного - часть налогов по-прежнему шла в казну епископа).

В 1414 году, Констанц вошёл в мировую историю, став местом проведения Констанцского вселенского собора. Собравшиеся под патронажем короля Сигизмунда делегаты-иерархи обстоятельно (почти 4 года) решали важнейшие вопросы церковной жизни и европейской политики. Главным результатом конгресса стало восстановление единства католической церкви: кардиналам удалось убедить всех трёх антипап сложить полномочия, тем самым положив конец многолетней папской схизме. Когда страсти по этому поводу улеглись, конклав избрал нового, единого понтифика - Мартина V. Помимо религиозных, делегаты разбирали дипломатические и арбитражные споры между субъектами империи, а также раздавали т.н. имперские опалы отдельным провинившимся личностям. Впрочем, в репрессивной части повестки дня отцы церкви зашли слишком далеко, вероломно осудив чешского реформатора Яна Гуса как еретика на смертную казнь путём сожжения на костре.

Собор знаменовал пик расцвета в развитии Констанца, а впоследствии, история города сопровожалась чередой неудач. В середине 15 века, молодой Швейцарский союз повёл себя агрессивно, аннексировав все земли к югу от города вплоть до самой городской черты. Тем самым, Констанц превратился в анклав, лишившись половины своего сельского хинтерланда, и жизненное пространство города навсегда ограничилось одним, северным направлением:



Город даже попытался вернуть утраченное нестандартным, но мирным путём, подав петицию на присоединение к своим обидчикам из Конфедерации, но она была отклонена: швейцарцы уже тогда были антиглобалистами и с подозрением относились к крупным городам, посчитав, что недавно принятых Базеля и Шаффхаузена им уже достаточно.

В 1527 году горожане приняли лютеранство, но торжество реформаторов длилось недолго: всего через 20 лет, протестантский союз городов южной Германии проиграл Шмалькальденскую войну католическому императору Карлу V. Констанц почему-то пострадал больше всех, получив имперский бан и лишившись статуса вольного города. В итоге, Карл подарил город своему родственнику, и Констанц на много лет оказался под властью реакционных австрийских Габсбургов.

На этом неприятности не кончились. В 16 веке, торговые потоки перераспределились в пользу морей, а трансальпийский путь сместился в сторону от Констанца - город стал терять свои экономические позиции. В довершение, город несколько раз страдал от эпидемий чумы. К приходу Наполеона, в городе осталось всего 4 тыс. жителей из былых шести. В результате последующего передела Европы, Констанц вошёл во вновь образованное Великое герцогство Баден. В составе его преемницы, земли Баден-Вюртенберг, город находится и по сей день.

Близость Швейцарии наконец-то сыграла в пользу Констанца в 1945-м. Швейцарские власти настоятельно попросили американцев оставить в покое границу после того, как их ВВС ранее разбомбили по ошибке пару швейцарских городов, а сухопутные войска французов заняли южный Баден без сопротивления. Таким образом, Констанцу удалось сохранить свои исторические кварталы в целости.

До поездки, я почему-то не считал этот город интересным, и включил его в маршрут лишь потому, что его трудно объехать. Но тем приятнее стал сюрприз. Я никогда не планирую прогулки по конкретным городам, часто въезжая в город, не имея о нём ни малейшего представления. В итоге, ориентироваться приходится по ходу дела, и об оптимальности прогулки говорить не приходится - её началом обычно становится место, где удаётся припарковаться. В данном случае, такая проблема не стояла, и я просто поехал по указателям к пристани, рассудив, что в портовом городе это если и не самый центр, то всё равно неплохое место начать прогулку. На плане города это середина правого края:



В портовой зоне оказался и ж.д. вокзал, и городской парк - место всегда многолюдное, а в праздничный день (28 мая) тем более:



Немцы обычно называют свои объекты предельно просто: раз в бухте есть причал для лодок, значит, бухта Лодочная (Gondelhafen), если напротив вокзала, то Вокзальная. Мужик с крыльями на колонне - уроженец города, граф Фердинанд фон Цеппелин, изобретатель дирижабля. За колонной - мало чем примечательные здания трёх вокзалов: озёрного и железнодорожных (немецкого и швейцарского), а справа виднеется один из куполов модернового здания сбербанка (Sparkasse).

Модерна (или югендстиля), кстати, в городе много. На северной стороне Рейна есть даже целая набережная из таких домов - Зеештрассе. Её отлично видно с нашего первого плацдарма, из городского парка. Наверняка в таком престижном месте поначалу селились крупные промышленники и другая буржуазная элита:



Но мы отвлеклись: в порту стоит одна из главных достопримечательностей Констанца - Konzil, или Консилиум:



Построенное в 1391 году, это шикарное готическое здание вплоть до конца 19 века использовалось как товарный дом (оптовый склад) и место для торговых ярмарок. Оно стало знаменитым в 1417 году: во время Констанцского Собора, город предоставил свой самый большой дом для проведения конклава. Заседая в закрытом и хорошо охраняемом здании, кардиналы на 4-й день избрали нового папу - в первый и последний раз за пределами Италии.

Железная дорога в 1863 году прошла впритык к его западной стене, и товары могли перегружаться с кораблей в вагоны прямо через первый этаж:



На дальнем плане, за колонной Цеппелина, стоит ещё одна известная скульптура - Империя. Она, наряду с маяком, охраняет вход в Вокзальную бухту:



Статуя служит неприкрытой пародией на "святое" - Констанцский Собор: героиня новеллы де Бальзака, куртизанка Империя держит в руках карикатурные карликовые и обнажённые фигурки папы и короля. Композицию поставили в 1993 на самом видном месте в городе, несмотря на все протесты католической церкви. В связи с этим, я предлагаю установить подобную скульптуру и в Москве, напротив ХХС, только с другими персонажами: девицы из Пусси Райот, Путин и патриарх Кирилл прекрасно бы подошли.

Теперь, когда мы как следует осмотрелись, можно начинать прогулку непосредственно по старому городу. Для начала, вернёмся обратно на юг вдоль вокзальной площади, а затем пересечём исторический центр держась середины, в общем направлении с юга на север. Удивительно, но уже однажды проехав мимо вокзала, я не заметил, что он увенчан высоким шпилем (на первой фотке его тоже, кстати, не было видно):



Для полного сходства с колокольней, не хватает только креста и самого колокола. По контрасту, церковь, стоящая на этой же Вокзальной улице, звонницы вообще не имеет:



Готическая церковь св.Троицы была построена монахами-августинцами в 13 веке, но с тех пор несколько раз перестраивалась. Монастырь пришёл в упадок ещё до секуляризации, и в 19-20 веках церковь часто меняла паству и владельцев, пока не была возвращена католикам в 2006 году.

Отсюда на север ведёт улица Росгартенштрассе. Это, опять же, царство модерна. Дома 30-32 (отель и универмаг начала 20 века), стоящие прямо напротив фасада церкви:



Дальше - больше: появляются пышные эркеры, купола, карнизы со статуями. Аптека в доме №16:



Иные порталы обычных жилых домов не уступят церковным (дом №4):



В Констанце, как и во многих других средневековых городах, каждый дом носит имя собственное. Этот дом называется Haus zum Wolf (1774), и отличается единственным в городе фасадом в стиле рококо - в Габсбургский период в городе вообще мало что строилось.

Улица торжества модерна выходит на западный угол обширной Рыночной площади (Marktstätte), и её последний дом своими шестью этажами с высоким фронтоном доминирует в преимущественно средневековом ансамбле площади:



Смотрим на фотку внимательнее. Слева белеет только что упомянутый Дом волка, а перед ним можно различить характерный для южной Германии деревянный рождественский столп (в отличие от других городов, здесь ёлку с него летом всё-таки сняли). Посреди площади стоит знаменитый городской фонтан Kaiserbrunnen (1897), с бронзовыми статуями самых известных представителей четырёх главных династий германских императоров (Генрих III, Фридрих Барбаросса, Максимилиан и Вильгельм). Всё бы ничего, но оказывается, эти славные исторические деятели тоже представлены в карикатурном виде:



Фасады остальных домов Рыночной площади выглядят просто, несмотря на гордые надписи с датировками 14-16 века. Немного оживляют их разве что мансардные этажи. Большинство домов, кстати, названы в честь различных зверей - Белого медведя, Белого орла:



Отсюда я решил пройти к ратуше, благо направление к ней (на запад по Канцляйштрассе) указывала табличка. Ничего даже похожего на ратушу я не нашёл, покрутившись на предполагаемом месте её нахождения минут пять. Констанцская ратуша занимает очень скромное место - не в самом центре, и даже не на площади, а в глубине квартала. Тем не менее, пропустить широкий и полностью расписанный фасад я никак не мог, поэтому рискну предположить, что ратуши больше нет - угол квартала, точно помню, был занят стройкой. Кто в курсе - просветите пожалуйста.

По соседству с ратушей-призраком, находится маленькая площадь Верхний Рынок (Obermarkt). Здесь тоже есть интересные дома, в частности, здание бывшего мирового суда, а ныне отеля Барбаросса. Справа от него - zum Hohen Hafen ("хафен" здесь, конечно, не гавань, а глиняный горшок), обильно расписанный сценками из средневековой политической жизни:



Пройдя ещё квартал на запад, попадаем на бульвар Untere Laube, отделяющий старый город от района Парадиз - единственного пригорода южнее Рейна, не аннексированного Швейцарией в 15 веке. Осматривать его времени не было, поэтому запечатлел только лютеранскую кирху (1873):



Протестанты были почти полностью вытеснены из города в период активно проводимой Габсбургами контрреформации, и община восстановилась только после вхождения Констанца в немецкий Баден. Кирхи были построены с нуля, поэтому древних среди них нет.

Возвращаемся в старый центр чуть севернее, и выходим на площадь св.Стефана. Здесь нас ждут разительные контрасты:



Это западная сторона площади. Слева видим очередной дом с расписным фасадом эклектического стиля (1835) - отель "Граф Цеппелин" (владеет им отнюдь не семья воздухоплавателей, а некий албанец Башким Ходжа). А на переднем плане - весьма историческое место: с этого балкончика во время революции 1848 года была сделана попытка впервые провозгласить республику на территории Германии. Цветные панно, вероятно, отражают события того времени, а само здание является корпусом бывшего францисканского монастыря. К моменту революции, впрочем, последний был уже секуляризирован и служил "бюргерским залом".

Северный край площади занимает самая древняя религиозная постройка Констанца - церковь св.Стефана:



Храм на этом месте стоял чуть ли не с 6 века, но современный готический вид церковь приобрела в течение 15 века. С коротким перерывом на Реформацию, она всегда служила приходской для католиков из городского среднего класса. В 18 веке, апсида украсилась фигурами святых - Стефана и Непомука (последний, очевидно, и в Германии очень популярен):



Заглянем на поперечную улицу Цоллернштрассе, ведущую к порту - исходной точке нашей прогулки. В обратном направлении, её перспективу замыкает т.н. Hohen Haus (Высокий дом) 1294 года постройки - в то время здание в семь этажей считалось настоящим небоскрёбом:



Продолжаем двигаться на север; всего в одном квартале находится главная площадь старого города - Мюнстерплатц, где стоит кафедральный собор. Он уже виден от апсиды церкви св.Стефана:



Католическое епископство, или диоцез, существовало в Констанце более тысячи лет (585-1821), но особым богатством никогда не отличалось. Как следствие, и кафедральный собор не относится к числу самых больших или красивых. Собор был заложен на месте древнеримского форта, однако, современное строение восходит к 1054 году. Мюнстер, по мере возможностей, впоследствии достраивали по частям, и как результат, в его архитектуре присутствуют все известные стили, от романского до неоготического. Таковым, например, является шпиль собора (см. предыдущий снимок), добавленный последним из всех элементов в 1856 году. Общий план собора открывается с единственной точки к северо-западу от него, которую я не нашёл, поэтому привлекаем википедию:



Видно, что базилика трёхнефная, с трансептом, звонницей над средокрестием и массивным западным фасадом, состоящим сразу из трёх 4-ярусных башен. Фасад укреплён не просто контрфорсами, а столбами, обрамляющими входной портал. Что из этого настоящая готика, а что нео, думаю, пояснять не надо. К ближней (северной) башне пристроена часовня Вельзера. На этой башне над часами выбита дата, которая вводит в заблуждение:



На самом деле, башни были возведены сотней лет раньше, а к данному времени относится лишь один из этапов реконструкции, когда, например, была добавлена стоящая внизу часовня.

Основная же часть базилики, по крайней мере, её объём, осталась от первоначального, романского строения 11 века. То же самое, вероятно, можно сказать и о трансепте. Южная сторона собора с упомянутыми элементами:



Наконец, посмотрим на западный портал, спрятанный в углублении между двумя фасадными столбами-контрфорсами:



Он довольно прост, без лишнего декора, но содержит деревянные элементы 15 века с тонкой резьбой - распятие и дверные полотна. А вот массивные каменные статуи святых над входом появились уже в 19 веке.

Примечательно, что от всего епископского комплекса остался только собор: с приходом Реформации в 1526 году, епископ перенёс свою резиденцию на северный берег Бодензее, в Меерсбург, а старый дворец пришёл в запустение, горел, и в 1830-м был вообще разобран. Другие дома на Соборной площади тоже пострадали от пожара, и теперь она не представляет собой какого-либо законченного архитектурного ансамбля:



От площади пойдём на север по улице Брюкенгассе, к набережной Рейна. Улица проходит через район Нидербург (Нижний город), плотно застроенный старинными жилыми домами городских патрициев и церковных функционеров. Здесь нет объектов, достойных отдельного упоминания, зато много кафешек и ресторанов:



Пройдя по внутренним улицам старого города, я, конечно, пропустил некоторые достопримечательности. В частности, даже не увидел Доминиканский остров, лежащий чуть севернее городского парка. На острове с 13 века располагался монастырь доминиканцев, но от него мало что осталось - в 19 веке его храм и корпуса переделали в престижный отель.

Выходим к истоку Рейна из Боденского озера. На его берегу стоит Rheintorturm - башня Рейнских ворот 15 века, одна из трёх, оставленных после разборки городских стен в период индустриализации. Башня охраняла единственный въезд в город с севера, по старому рейнскому мосту. Мост давно перенесли на сотню метров выше, так что башня сегодня выглядит немного оторванной от контекста:



Слева виден торец женской гимназии Цоффинген. В 1775 году, австрийские власти попросили сестёр-доминиканок поделиться помещениями для организации светской девичьей школы. Сёстры пошли навстречу, и это мудрое решение впоследствии спасло их конгрегацию от полной секуляризации (община, как и школа, действуют до сих пор). Впрочем, ещё пару корпусов деканата пришлось отдать городу для нужд нотариата и кадастровой палаты:



Обратите внимание, что деканат выполнен в редком для Констанца стиле барокко - таких зданий мало, ибо город во времена господства этого стиля находился в глубоком упадке вплоть до того, что каждый новый дом становился событием. Сам монастырь после такой раздачи собственности, видимо, ужался настолько, что я его вообще не обнаружил. А вот часовню, принадлежащую РПЦ, при всём желании не увидишь - она надёжно спрятана в недрах деканата-нотариата.

На этом же пятачке находится сложнейшая пешеходно-велосипедная развязка, ведущая на рейнский мост - пришлось её как следует изучить, ибо предстояло перебираться на ту сторону:



Комбинированный мост для всех видов транспорта был сооружён на этом месте в 1860 году и дважды расширялся (в 1938 и 1957). 27-ми метров ширины хватает на 5 автомобильных полос, одну колею железной дороги, велосипедную и пешеходную дорожки. В честь прежних мостов, перекинутых через Рейн с незапамятных времён, он был назван Старорейнским (Alte Rheinbrücke). По правую сторону от моста, красуется уже виденный нами издалека модерновый фасад улицы Зеештрассе:



Ниже по течению Рейна виден ещё один мост - велосипедный (Fahrradbrücke), построенный для разгрузки основного - велосипедный трафик тут не уступает автомобильному:



В его сторону мы и пойдём по набережной. Всего через двести метров, стоит вторая городская башня - Пороховая (Pulverturm), а рядом с ней - очень неприличный гражданин:



Мы не раз видели, что Констанц славится сатирическими памятниками, но выставлять в таком виде великого герцога Баденского Леопольда - думаю, перебор :)

Велосипедный мост оказался очень кстати - по нему я и покинул гостеприимный город (зря изучал развязку на предыдущем, стало быть). Осталось только воспарить над Рейном, посмотреть на город с птичьего полёта и закрепить увиденное в памяти:


площади, готика, исторические центры, башни, модерн, памятники, озёра, церкви католические, пристани, фонтаны, вокзалы, кафедральные соборы, Германия, Баден-Вюртемберг, старинные здания, мосты, учебные корпуса, реформы Наполеона

Previous post Next post
Up