На шестой день моего путешествия, я наконец-то вынул велосипед из багажника и совершил прогулку на полный день со своей южногерманской базы. Было задумано объехать юго-западный отросток Боденского озера, образуемый Рейном и тремя малыми озёрами (Унтерзее, Гнадензее и Целлерзее), с посещением двух городов - Штайн-на-Рейне и Констанц, а также полуострова Райхенау. Навигатор я с собой взял, но несмотря на щадящий режим, он к концу дня полностью разрядился, и никакого трека получить не удалось. Пришлось рисовать примерный маршрут вручную (вид с севера):
Общая длина пути составила порядка 80 км, и надо отметить, что по жаркой погоде последняя часть этапа далась с трудом. Кроме того, понедельник 28 мая в Германии оказался праздничным днём, и почти весь обратный путь по германской территории пришлось делить дорожку с плотной толпой гуляющих разного возраста и велоподготовки. С наиболее быстрыми из них я вступал в гонки (не люблю, когда меня обгоняют), и в результате, прогулка получила некоторую спортивную составляющую.
Первый отрезок был самым лёгким: 11 км под горку по утренней прохладе и пустому шоссе пролетели незаметно. Швейцарские пограничники велосипедистов вообще не останавливают, поэтому в Штайн я доехал к 9 утра без задержек. Взяв одной рукой велик за холку, а другой - фотоаппарат, приступил к осмотру этого городка.
Штайн-на-Рейне (Stein am Rhein, 3200 жит.) слишком мал, чтобы быть интересным, но его исторический центр хорошо сохранился. Своим названием он сильно напоминает наш сибирский Камень-на-Оби (странно, что они ещё не стали побратимами), а гербом - не кого-нибудь, а Москву: на обоих изображён Георгий Победоносец, поражающий змея. Штайн сформировался как поселение при древнем (11 века) имперском аббатстве св.Георгия, а в 13 веке стал городом. В 14-15 веках он даже добился некоторой самостоятельности от церковников и феодалов, а в 1484 году примкнул к Цюриху, и уже в его составе вошёл в швейцарский Союз. Германское влияние ещё более уменьшилось с ликвидацией аббатства в период Реформации. После распада первой Конфедерации в 1802 году и последующих событий, Штайн в итоге оказался эксклавом шаффхаузенского кантона, будучи отделённым от его ядра несколькими границами.
Старый город состоит буквально из нескольких улиц, и его можно пересечь минут за десять:
Нашу короткую прогулку начнём с самой западной точки, где сходятся застройка, набережная и парк. На набережной - небольшая пристань, очевидно, для прогулочных катеров:
Вдали виден мост - Рейн в этом месте заметно сужается, и мост в том или ином виде здесь существовал ещё с романских времён, обеспечивая городу постоянный уровень торговой активности. Каменный мост появился, впрочем, довольно поздно - в 1974 году, заменив собой деревянный Alte Brücke, стоявший с 19 века. На южной стороне Рейна - заречная часть города, куда он расширился с приходом железной дороги.
Над городом, как и положено, возвышается замок - его возвели сюзерены данной местности Гогенклингены в 13 веке:
Интересен тот факт, что горожане Штайна оказались настолько состоятельными, что смогли выкупить замок в 1457 году и в дальнейшем использовать для нужд обороны. Замок избежал разрушений в ходе войн и был дважды обновлён, в т.ч. совсем недавно. Правда, подниматься к нему на велике я даже не думал, и пошёл смотреть то, что было в пешеходной доступности - старый город. Входим на первую улицу, идущую вдоль западной стены - Холигассе:
В принципе, всё то же самое - высокие крыши, угловые эркеры, деревянные мансарды - я уже видел накануне в Шаффхаузене, поэтому перед каждым таким домом надолго не задерживался. Параллельная, первая от набережной улица Ундергассе:
В одном квартале от исходной точки находим западные ворота города - Унтертор, она же часовая башня (1367):
Американские летающие болваны в 1945-м умудрились отметиться и здесь (очевидно, перепутав крошечный Штайн с Берлином), так что оригинальная башня до нас не дошла. Впрочем, копию от оригинала отличить трудно.
Несмотря на ранний час, в городе уже тусовались китайские туристы. Они идут по главной улице Унтерштадт прямо к ратуше, а мы пройдём дальше на север. Здесь Верхние ворота - Obertor (1363):
На параллельной улице Обергассе туристов почему-то нет, хотя дома на ней весьма симпатичны:
Выйдя на внешнюю сторону, замечаем, что крепостную стену заменили жилые дома, хотя кое-где остались и бастионы (Хретцетурм, 12 век):
Незаметно описали полную дугу, и вот мы уже смотрим на центр с востока, вдоль улицы Оберштадт. С этого ракурса виднеются шпили и аббатства, и ратуши:
В этом месте я решил, что пора бы запечатлеть своего стального коня, и поставил его у столба. Однако, за то короткое время, что я наводил объектив, откуда-то набежал швейцарский бомж (да, бывают и такие) и не смог разминуться с велосипедом на пустой площади, уронив его своей тележкой. Так на ободе появилась первая царапина, и дальше я своё транспортное средство без привязи уже не оставлял. Пришлось на всякий случай делать повторный кадр, но уже без велика и без шпиля:
На переднем плане, видимо, бывший дом ремесленника, а ныне галерея (Falkengalerie). Даты перестройки дома высечены прямо на фахверковом фасаде - 1788 и 1974. Остальные дома тоже хороши, а замыкает перспективу шпиль ратуши; к ней мы и пойдём. Саму ратушу я не снял, ибо была прямо против солнца, поэтому заимствуем из сети:
Стало понятно, почему китайцы так к ней спешили - её крыша чем-то напоминает пагоду. Ратуша, как и многие другие здания из средневекового джентльменского набора (склады и торговые дома), была построена в 1542 году - очевидно, на пике расцвета города. Декор и росписи появились в 1900-м, в ходе реконструкции. Напротив фасада, у южной стороны площади притаился типичный швейцарский фонтан (статуя на колонне + бассейн + цветы) 16 века:
Из домов на Ратушной площади, самый известный - Schwarzes Horn (1515, слева на снимке), выделяется двумя фахверковыми и двумя расписанными этажами.
Северная сторона, впрочем, ничем не хуже:
Восточнее ратуши и на берегу Рейна стоит бывшее бенедиктинское аббатство св.Георгия, перенесённое сюда в 1007 году по велению тогда ещё германского короля Генриха II Святого (о нём я много рассказывал в посте про Бамберг). Монастырь лучше всего виден с другого берега, но такие далёкие ракурсы я искать поленился - для этого есть википедия:
Аббатство было ликвидировано с приходом Реформации в 1525 году и прежде, чем стать музеем, его комплекс множество раз менял хозяев и функции. А монастырская базилика стала городской кирхой:
Трёхнефная церковь с высокой колокольней сохранила с древних времён свой романский стиль и некоторые аутентичные элементы 12 века. А чуть севернее от неё, находим весьма оригинальную парочку:
Что представлял собой маленький домик, я не знаю, а вот в большом готико-ренессансном здании в 17 веке находился арсенал (Zeughaus).
От ратуши к мосту ведёт короткая улица Rhigass (Рейнская - филологи тут отметят отличия швейцарского от классического немецкого). Пройдя до конца, оглядываемся назад. Дома разного стиля и возраста, но вместе смотрятся всё-таки гармонично:
А мне на ту сторону - выполнять второй отрезок пути, 28 км по южному берегу Рейна до Констанца. Пейзаж в начале этапа радует глаз:
Казалось бы, ехать по высокой террасе, поглядывая вбок на голубой Рейн, легко и приятно. Но этому мешало одно обстоятельство: на тех отрезках шоссе, где параллельно шла велодорожка, велосипедное движение было запрещено знаками. Поначалу я их, конечно, игнорировал, но вскоре законопослушные швейцарцы стали сигналить и даже грозить кулаком из своих машин, и пришлось съехать. Велодорожки же отличались грунтовым покрытием, наличием женщин и детей, и пренеприятным свойством внезапно кончаться. Естественно, скорость резко упала, и несчастные 28 км я одолел почти за 2 часа. Чтобы хоть что-нибудь от этапа осталось в памяти, я сделал привал и подкрепился чашкой кофе из термоса на речном берегу:
У поворота на Констанц меня ждал сюрприз: ни по одной трассе не разрешалось велодвижение, ибо туннели и эстакады. Тем временем, велодорожки кончились как класс, и пришлось двигаться параллельно городской черте по каким-то огородам. Только вблизи озера мне наконец-то удалось повернуть на север. Чтобы попасть в город, не нужно пересекать Рейн: Констанц - это единственный немецкий город, стоящий на его южном берегу. Однако, здесь имеются другие преграды в виде пограничных постов на каждом въезде, при этом, контроль осуществляют не швейцарцы, как на всей остальной границе, а немцы. Велотуристы их, впрочем, точно так же не интересовали (хотя паспорт на всякий случай у меня с собой имелся), и я без помех проник обратно на немецкую землю.
По Констанцу я гулял два часа, всё это время держа велик при себе: как во всех больших европейских городах, здесь было полно подозрительных персонажей, и оставлять крутой шоссейник без присмотра было бы неразумно. Несмотря на неудобства, я нащёлкал достаточно кадров для отдельного полновесного отчёта, поэтому здесь все подробности опускаю.
Многие жители Констанца предпочитают активно проводить выходные дни, колеся всей семьёй по окрестному побережью. Здесь есть куда поехать: в пределах 10 км от города находятся два островных парка-заповедника - Райхенау и Майнау. Первый из них мне был более-менее по пути, и я включил его в маршрут. Этап получился коротким (9 км), но медленным из-за интенсивного трафика.
Райхенау (Reichenau) - бывший остров на нижнерейнских озёрах, на котором стоит архидревний монастырь, основанный бенедиктинцами аж в 724 году. На протяжении всего Средневековья, он играл важную политическую и культурную роль, став имперским аббатством. Однако, в 16 веке аббаты потеряли самостоятельность в ходе Реформации и борьбы со своими извечными соперниками и соседями - епископами из Констанца, а в 1803 году пришёл Наполеон и вовсе секуляризировал обоих.
В 19 веке на остров проложили дамбу, намного улучшив его доступность. По обсаженной тополями дамбе проходит Alleenstraße и не менее широкая велодорожка:
Другим способом добраться на остров служат паромы и катера, но экономия сил нивелируется долгим ожиданием:
Обратно предстояло возвращаться тем же путём, поэтому слишком далеко вглубь острова я решил не продвигаться. Кроме того, мне осталась неясной рекреационная ценность территории, чуть менее, чем полностью занятой огородами и теплицами:
Таким образом, весь монастырский комплекс, разбросанный по острову, я не посетил, а ограничился осмотром церкви св.Георгия, благо она находится недалеко от въезда. Данная базилика - самая древняя из тех, что я видел за всё путешествие. Она была возведена по случаю доставки мощей святого из Рима местным аббатом в 896 году. Раннероманский стиль в архитектуре церкви представлен практически в чистом виде, ибо после 11 века перестроек больше не было:
По снимку хорошо видно, что церковь трёхнефная, с квадратной в плане башней, встроенной между базиликой и хорами. Кажется, что трансепт отсутствует, но он просто скрыт, являясь как бы продолжением низких боковых нефов. Любопытно, что полукруглая апсида не замыкает восточный край, как обычно, а встроена между пресвитерием и центральным нефом, чего я раньше нигде не видел:
Западный фасад больше напоминает вход в какую-нибудь крепость:
Несмотря на обилие отдыхающих на острове, выдающимся памятником мало кто интересуется. Между тем, внутри церкви находятся знаменитые фрески, дошедшие до нас в отличной сохранности с 10 века. Они изображают сцены из восьми чудодействий Христа:
Культурная программа дня на этом исчерпалась, и можно было пускаться в обратный путь. Четвёртый этап длиной 21 км (до города Радольфцелл) вышел чисто техническим, ибо с шоссе и велодорожек даже не было видно озера. Поток велолюбителей поредел, зато вырос удельный вес "спортсменов", ежедневно использующих велосипед вместо автомобиля. Как следует с ними погонявшись, я доехал до цели быстро, но с непривычки сильно устал. В итоге, остановившись на привал на центральной площади Радольфцелла, я даже не вынул фотоаппарат, а тупо просидел полчаса на парапете фонтана, приходя в себя (кофе в термосе давно кончился, поэтому фонтанчик оказался весьма кстати).
До финиша оставалось всего 12 км, но последний этап сложился неудачно. Из-за ремонта моста, прямой путь оказался закрыт, и в поисках объезда я вконец разрядил навигатор. До своего городка я добрался без проблем, но напрочь забыл как проехать к пенсиону. Оставалось спрашивать дорогу у прохожих, и я даже умудрился понять их инструкции, но пропустил нужный поворот. В итоге, вместо отдыха (а главное, пива) пришлось ещё почти час колесить по городу, пока не наткнулся на искомое. Тем не менее, поездкой в целом оказался доволен, боевое крещение прошёл, и был готов на следующий день совершить вторую велопоездку.