на велосипеде вокруг Нижнерейнских озёр

Aug 08, 2012 21:27

На шестой день моего путешествия, я наконец-то вынул велосипед из багажника и совершил прогулку на полный день со своей южногерманской базы. Было задумано объехать юго-западный отросток Боденского озера, образуемый Рейном и тремя малыми озёрами (Унтерзее, Гнадензее и Целлерзее), с посещением двух городов - Штайн-на-Рейне и Констанц, а также полуострова Райхенау. Навигатор я с собой взял, но несмотря на щадящий режим, он к концу дня полностью разрядился, и никакого трека получить не удалось. Пришлось рисовать примерный маршрут вручную (вид с севера):



Общая длина пути составила порядка 80 км, и надо отметить, что по жаркой погоде последняя часть этапа далась с трудом. Кроме того, понедельник 28 мая в Германии оказался праздничным днём, и почти весь обратный путь по германской территории пришлось делить дорожку с плотной толпой гуляющих разного возраста и велоподготовки. С наиболее быстрыми из них я вступал в гонки (не люблю, когда меня обгоняют), и в результате, прогулка получила некоторую спортивную составляющую.

Первый отрезок был самым лёгким: 11 км под горку по утренней прохладе и пустому шоссе пролетели незаметно. Швейцарские пограничники велосипедистов вообще не останавливают, поэтому в Штайн я доехал к 9 утра без задержек. Взяв одной рукой велик за холку, а другой - фотоаппарат, приступил к осмотру этого городка.

Штайн-на-Рейне (Stein am Rhein, 3200 жит.) слишком мал, чтобы быть интересным, но его исторический центр хорошо сохранился. Своим названием он сильно напоминает наш сибирский Камень-на-Оби (странно, что они ещё не стали побратимами), а гербом - не кого-нибудь, а Москву: на обоих изображён Георгий Победоносец, поражающий змея. Штайн сформировался как поселение при древнем (11 века) имперском аббатстве св.Георгия, а в 13 веке стал городом. В 14-15 веках он даже добился некоторой самостоятельности от церковников и феодалов, а в 1484 году примкнул к Цюриху, и уже в его составе вошёл в швейцарский Союз. Германское влияние ещё более уменьшилось с ликвидацией аббатства в период Реформации. После распада первой Конфедерации в 1802 году и последующих событий, Штайн в итоге оказался эксклавом шаффхаузенского кантона, будучи отделённым от его ядра несколькими границами.

Старый город состоит буквально из нескольких улиц, и его можно пересечь минут за десять:



Нашу короткую прогулку начнём с самой западной точки, где сходятся застройка, набережная и парк. На набережной - небольшая пристань, очевидно, для прогулочных катеров:



Вдали виден мост - Рейн в этом месте заметно сужается, и мост в том или ином виде здесь существовал ещё с романских времён, обеспечивая городу постоянный уровень торговой активности. Каменный мост появился, впрочем, довольно поздно - в 1974 году, заменив собой деревянный Alte Brücke, стоявший с 19 века. На южной стороне Рейна - заречная часть города, куда он расширился с приходом железной дороги.

Над городом, как и положено, возвышается замок - его возвели сюзерены данной местности Гогенклингены в 13 веке:



Интересен тот факт, что горожане Штайна оказались настолько состоятельными, что смогли выкупить замок в 1457 году и в дальнейшем использовать для нужд обороны. Замок избежал разрушений в ходе войн и был дважды обновлён, в т.ч. совсем недавно. Правда, подниматься к нему на велике я даже не думал, и пошёл смотреть то, что было в пешеходной доступности - старый город. Входим на первую улицу, идущую вдоль западной стены - Холигассе:



В принципе, всё то же самое - высокие крыши, угловые эркеры, деревянные мансарды - я уже видел накануне в Шаффхаузене, поэтому перед каждым таким домом надолго не задерживался. Параллельная, первая от набережной улица Ундергассе:



В одном квартале от исходной точки находим западные ворота города - Унтертор, она же часовая башня (1367):



Американские летающие болваны в 1945-м умудрились отметиться и здесь (очевидно, перепутав крошечный Штайн с Берлином), так что оригинальная башня до нас не дошла. Впрочем, копию от оригинала отличить трудно.

Несмотря на ранний час, в городе уже тусовались китайские туристы. Они идут по главной улице Унтерштадт прямо к ратуше, а мы пройдём дальше на север. Здесь Верхние ворота - Obertor (1363):



На параллельной улице Обергассе туристов почему-то нет, хотя дома на ней весьма симпатичны:



Выйдя на внешнюю сторону, замечаем, что крепостную стену заменили жилые дома, хотя кое-где остались и бастионы (Хретцетурм, 12 век):



Незаметно описали полную дугу, и вот мы уже смотрим на центр с востока, вдоль улицы Оберштадт. С этого ракурса виднеются шпили и аббатства, и ратуши:



В этом месте я решил, что пора бы запечатлеть своего стального коня, и поставил его у столба. Однако, за то короткое время, что я наводил объектив, откуда-то набежал швейцарский бомж (да, бывают и такие) и не смог разминуться с велосипедом на пустой площади, уронив его своей тележкой. Так на ободе появилась первая царапина, и дальше я своё транспортное средство без привязи уже не оставлял. Пришлось на всякий случай делать повторный кадр, но уже без велика и без шпиля:



На переднем плане, видимо, бывший дом ремесленника, а ныне галерея (Falkengalerie). Даты перестройки дома высечены прямо на фахверковом фасаде - 1788 и 1974. Остальные дома тоже хороши, а замыкает перспективу шпиль ратуши; к ней мы и пойдём. Саму ратушу я не снял, ибо была прямо против солнца, поэтому заимствуем из сети:



Стало понятно, почему китайцы так к ней спешили - её крыша чем-то напоминает пагоду. Ратуша, как и многие другие здания из средневекового джентльменского набора (склады и торговые дома), была построена в 1542 году - очевидно, на пике расцвета города. Декор и росписи появились в 1900-м, в ходе реконструкции. Напротив фасада, у южной стороны площади притаился типичный швейцарский фонтан (статуя на колонне + бассейн + цветы) 16 века:



Из домов на Ратушной площади, самый известный - Schwarzes Horn (1515, слева на снимке), выделяется двумя фахверковыми и двумя расписанными этажами.

Северная сторона, впрочем, ничем не хуже:



Восточнее ратуши и на берегу Рейна стоит бывшее бенедиктинское аббатство св.Георгия, перенесённое сюда в 1007 году по велению тогда ещё германского короля Генриха II Святого (о нём я много рассказывал в посте про Бамберг). Монастырь лучше всего виден с другого берега, но такие далёкие ракурсы я искать поленился - для этого есть википедия:



Аббатство было ликвидировано с приходом Реформации в 1525 году и прежде, чем стать музеем, его комплекс множество раз менял хозяев и функции. А монастырская базилика стала городской кирхой:



Трёхнефная церковь с высокой колокольней сохранила с древних времён свой романский стиль и некоторые аутентичные элементы 12 века. А чуть севернее от неё, находим весьма оригинальную парочку:



Что представлял собой маленький домик, я не знаю, а вот в большом готико-ренессансном здании в 17 веке находился арсенал (Zeughaus).

От ратуши к мосту ведёт короткая улица Rhigass (Рейнская - филологи тут отметят отличия швейцарского от классического немецкого). Пройдя до конца, оглядываемся назад. Дома разного стиля и возраста, но вместе смотрятся всё-таки гармонично:



А мне на ту сторону - выполнять второй отрезок пути, 28 км по южному берегу Рейна до Констанца. Пейзаж в начале этапа радует глаз:



Казалось бы, ехать по высокой террасе, поглядывая вбок на голубой Рейн, легко и приятно. Но этому мешало одно обстоятельство: на тех отрезках шоссе, где параллельно шла велодорожка, велосипедное движение было запрещено знаками. Поначалу я их, конечно, игнорировал, но вскоре законопослушные швейцарцы стали сигналить и даже грозить кулаком из своих машин, и пришлось съехать. Велодорожки же отличались грунтовым покрытием, наличием женщин и детей, и пренеприятным свойством внезапно кончаться. Естественно, скорость резко упала, и несчастные 28 км я одолел почти за 2 часа. Чтобы хоть что-нибудь от этапа осталось в памяти, я сделал привал и подкрепился чашкой кофе из термоса на речном берегу:



У поворота на Констанц меня ждал сюрприз: ни по одной трассе не разрешалось велодвижение, ибо туннели и эстакады. Тем временем, велодорожки кончились как класс, и пришлось двигаться параллельно городской черте по каким-то огородам. Только вблизи озера мне наконец-то удалось повернуть на север. Чтобы попасть в город, не нужно пересекать Рейн: Констанц - это единственный немецкий город, стоящий на его южном берегу. Однако, здесь имеются другие преграды в виде пограничных постов на каждом въезде, при этом, контроль осуществляют не швейцарцы, как на всей остальной границе, а немцы. Велотуристы их, впрочем, точно так же не интересовали (хотя паспорт на всякий случай у меня с собой имелся), и я без помех проник обратно на немецкую землю.

По Констанцу я гулял два часа, всё это время держа велик при себе: как во всех больших европейских городах, здесь было полно подозрительных персонажей, и оставлять крутой шоссейник без присмотра было бы неразумно. Несмотря на неудобства, я нащёлкал достаточно кадров для отдельного полновесного отчёта, поэтому здесь все подробности опускаю.

Многие жители Констанца предпочитают активно проводить выходные дни, колеся всей семьёй по окрестному побережью. Здесь есть куда поехать: в пределах 10 км от города находятся два островных парка-заповедника - Райхенау и Майнау. Первый из них мне был более-менее по пути, и я включил его в маршрут. Этап получился коротким (9 км), но медленным из-за интенсивного трафика.

Райхенау (Reichenau) - бывший остров на нижнерейнских озёрах, на котором стоит архидревний монастырь, основанный бенедиктинцами аж в 724 году. На протяжении всего Средневековья, он играл важную политическую и культурную роль, став имперским аббатством. Однако, в 16 веке аббаты потеряли самостоятельность в ходе Реформации и борьбы со своими извечными соперниками и соседями - епископами из Констанца, а в 1803 году пришёл Наполеон и вовсе секуляризировал обоих.

В 19 веке на остров проложили дамбу, намного улучшив его доступность. По обсаженной тополями дамбе проходит Alleenstraße и не менее широкая велодорожка:



Другим способом добраться на остров служат паромы и катера, но экономия сил нивелируется долгим ожиданием:



Обратно предстояло возвращаться тем же путём, поэтому слишком далеко вглубь острова я решил не продвигаться. Кроме того, мне осталась неясной рекреационная ценность территории, чуть менее, чем полностью занятой огородами и теплицами:



Таким образом, весь монастырский комплекс, разбросанный по острову, я не посетил, а ограничился осмотром церкви св.Георгия, благо она находится недалеко от въезда. Данная базилика - самая древняя из тех, что я видел за всё путешествие. Она была возведена по случаю доставки мощей святого из Рима местным аббатом в 896 году. Раннероманский стиль в архитектуре церкви представлен практически в чистом виде, ибо после 11 века перестроек больше не было:



По снимку хорошо видно, что церковь трёхнефная, с квадратной в плане башней, встроенной между базиликой и хорами. Кажется, что трансепт отсутствует, но он просто скрыт, являясь как бы продолжением низких боковых нефов. Любопытно, что полукруглая апсида не замыкает восточный край, как обычно, а встроена между пресвитерием и центральным нефом, чего я раньше нигде не видел:



Западный фасад больше напоминает вход в какую-нибудь крепость:



Несмотря на обилие отдыхающих на острове, выдающимся памятником мало кто интересуется. Между тем, внутри церкви находятся знаменитые фрески, дошедшие до нас в отличной сохранности с 10 века. Они изображают сцены из восьми чудодействий Христа:



Культурная программа дня на этом исчерпалась, и можно было пускаться в обратный путь. Четвёртый этап длиной 21 км (до города Радольфцелл) вышел чисто техническим, ибо с шоссе и велодорожек даже не было видно озера. Поток велолюбителей поредел, зато вырос удельный вес "спортсменов", ежедневно использующих велосипед вместо автомобиля. Как следует с ними погонявшись, я доехал до цели быстро, но с непривычки сильно устал. В итоге, остановившись на привал на центральной площади Радольфцелла, я даже не вынул фотоаппарат, а тупо просидел полчаса на парапете фонтана, приходя в себя (кофе в термосе давно кончился, поэтому фонтанчик оказался весьма кстати).

До финиша оставалось всего 12 км, но последний этап сложился неудачно. Из-за ремонта моста, прямой путь оказался закрыт, и в поисках объезда я вконец разрядил навигатор. До своего городка я добрался без проблем, но напрочь забыл как проехать к пенсиону. Оставалось спрашивать дорогу у прохожих, и я даже умудрился понять их инструкции, но пропустил нужный поворот. В итоге, вместо отдыха (а главное, пива) пришлось ещё почти час колесить по городу, пока не наткнулся на искомое. Тем не менее, поездкой в целом оказался доволен, боевое крещение прошёл, и был готов на следующий день совершить вторую велопоездку.

острова, церкви древние, пастораль, парки, озёра, реки, набережные, Швейцария, малые города, фонтаны, замки, Германия, велопрогулки, брамы, старинные здания, романский стиль, мосты, монастыри, ратуши

Previous post Next post
Up