Бамберг (Bamberg, 70 тыс.жит.) - город на севере Баварии, стоящий на холмах у реки Регниц. Город образовался в 10 веке как поселение вокруг фамильного замка графов Бабенбергов. Последние, впрочем, вымерли в ходе феодальных стычек, и их земли перешли в королевский реестр, а в 973 году дарованы баварскому герцогу Генриху Строптивому. Герцог тратил все свои силы на активную борьбу за власть, и ему было не до Бамберга, поэтому город получил мощный имульс к развитию только при его сыне, Генрихе II Святом, которому удалась гораздо более успешная карьера. Став германским королём, а затем и римским императором, Генрих ставил целью своей политики консолидацию рейха, и во многом опирался на церковь. Сделав Бамберг своей базовой резиденцией, он в 1007 году основал здесь епископство и, в дальнейшем, всемерно его укреплял (в местном соборе он и был похоронен вместе с супругой Кунигундой). Бамбергский диоцез подчинялся только Святому престолу, и оставался мощным и влиятельным вплоть до 1803 года, когда наполеоновские реформы положили ему конец как политической и экономической сущности.
Будучи крупным религиозным центром, в административном отношении Бамберг не преуспел: после Генриха, здесь больше не было ни одного резидента-герцога, а в Баварском государстве город стал скромным окружным центром. За свою длинную историю, Бамберг, конечно, страдал от войн, пожаров и наводнений, но, избежав разрушений в 1945-м, его исторический центр сохранился весьма неплохо. По своему возрасту, расположению и размеру, Бамберг похож на соседний Байрёйт, но разница в восприятии обоих городов оказалась огромной. Посетив Байрёйт в тот же день, я покидал его без тени сожаления, а вот по Бамбергу гулял с огромным интересом до полной темноты, забыв про усталость после двух уже совершённых экскурсий и пятисот километров дороги.
В результате чересчур оптимистичного дневного плана, на осмотр этого замечательного города осталось менее двух часов. Хотя на поиски ночлега я времени не терял (забронировав заранее), доступная по цене гостиница оказалась далеко от центра, и поэтому разместившись, пришлось снова садиться за руль, а потом ещё сделать пару кругов в поисках парковки. Ясное дело, весь город обойти не удалось, но даже то, что успел посмотреть, впечатлило. Чем с удовольствием поделюсь с читателями.
Прогулку начнём от юго-западного угла карты, пройдём на восток по Unterer Kaulberg, свернём налево к Домскому собору, оттуда спустимся к набережной, перейдём по мосту Маркуса на остров, образованный двумя протоками Регница, и вернёмся вдоль берега (по кварталу "Маленькая Венеция") к старой ратуше, стоящей прямо в русле реки на искусственном островке.
Старая застройка с единым фасадом обнаруживается ещё на дальних подступах к центру. Вот так выглядит идущая на север от нашей исходной точки улица Sutte:
Вдали виднеется шпиль древней церкви св.Иакова, но подойти ближе времени не хватало. Привлёк внимание угловой дом с изысканным балконом и ландшафтным дизайном. Оказалось, что это местный вариант "квартиры посуточно", но ценник в 100 евро кусается:
Эта часть города холмиста; на вершинах располагаются монастыри и храмы, а лощины между ними, как правило, заняты парками. Для начала, идём по гребню южного холма Каульберг, где через сотню метров появляется женский монастырь с необычно асимметричной церковью св.Феодора:
Монастырь известен с 12 века, и принадлежал различным орденам, но с 1589 года здесь обосновались кармелитки. Церковь обрела современный барочный вид в 1702 году, а в течение 18 века оформился остальной комплекс конвента.
Дальше по Каульбергу, находим городскую церковь Верхнего Прихода (Obere Pfarre), возведённую в течение 14 века:
Строительные леса скрывают все детали, среди которых есть занимательные, например, т.н. свадебный портал со статуэтками разумных и неразумных девственниц. Видна лишь беседка, символизирующая Елеонскую гору Иерусалима, да башенка звонаря перед колокольней. Асимметричный фасад с одной башней и крутым скатом бокового нефа сильно напоминает только что виденную кармелитскую церковь - очевидно, это какая-то местная фишка. На восточной стороне, ремонт, похоже, завершили, и можно увидеть мощную многогранную апсиду. Впервые вижу аркбутаны над апсидой, а не над боковыми нефами, притом, что контрфорсы, из которых они обычно вырастают, вообще отсутствуют:
На дальнем плане - шпиль лютеранской кирхи св.Стефана (17 в.), но она тоже оказалась не по пути. Улица Каульберг заканчивается треугольной площадью (кажется, Pfahlplatz), на которой организована большущая мотовелостоянка:
Справа, между прочим, тоже церковь, хотя и без звонницы. Это кирха Христа общины баптистов, перестроенная из первой в городе синагоги в 1470 (евреи несколько раз изгонялись из Бамберга в средние века). В память о ней названа отходящая от площади улица Юденштрассе.
Теперь свернём налево и пройдём обратно по дну бывшего оврага между холмами. Их склоны, кстати, довольно крутые - вот как выглядит подъём к церкви Obere Pfarre:
На противоположном склоне сохранился изрядный кусок стены, окружавшей епископский двор:
Гражданскую застройку отличает разнообразие форм и стилей. Фахверка в Бамберге гораздо больше по сравнению с Регенсбургом или Байрёйтом, но он не мозолит глаза:
А вот этот гестхаус так и зовётся - Barockhotel:
На северной стороне, на холме Домберг возвышается громада кафедрального собора св.Петра и Георгия - с любой точки видна какая-либо его часть:
Становится очевидно, что у него целых четыре башни:
Они не отличаются рекордной высотой - всего лишь по 75 м (даже в этой поездке я видел более высокие в Регенсбурге, Ульме и Вроцлаве), но рельеф восполняет недостающее. Теперь самое время подняться на Домберг и осмотреть собор вблизи, с Кафедральной площади. Общий план, вид с севера:
Генрих Святой всегда тщательно планировал свои проекты, вот и собор он заложил за 3 года до основания самого епископства. Учитывая, что в Средневековье абсолютной власти не было даже у королей, и столь масштабные акции всегда сопровождались конфликтами интересов, никаких гарантий у данного начинания не было. Новый диоцез был учреждён не на пустом месте, а сопровождался немалым переделом собственности и сфер влияния - земли, вассалов, товарных потоков (в данном случае, главной жертвой стал вюрцбургский епископ). Тем не менее, предприятие завершилось успехом, и новоявленный епископ освятил готовый храм в 1012 году. К сожалению, собор дважды горел впоследствии, и был заново отстроен в нынешнем облике в 1237 году, сочетая в себе признаки как романского, так и готического стилей.
Кроме четырёх башен, к отличительным особенностям собора относятся наличие двух главных алтарей (восточный посвящён св.Георгию, западный - св.Петру) и сдвиг трансепта на западную сторону вместо восточной.
Внутрь вечером попасть не удалось, поэтому я просто перечислю, какие там есть сокровища: саркофаги Генриха и Кунигунды, и римского папы Клемента II (уже второй бамбергский епископ был избран на эту высшую должность), кафедра с епископским троном, т.н. Бамбергский всадник (Bamberger Reiter) - редкая для средних веков конная статуя, крипта, орган, несколько алтарей и часовен, множество скульптур, статуй и росписей. Снаружи, впрочем, тоже нашлось немало интересного. Вот восточный фасад, с нестандартным расположением кафедральных часов:
На ярусах восточных башен висят 10 колоколов (на западных их нет вообще), среди которых несколько очень древних, 12-14 вв. Жаль, не догадался снять крупным планом порталы - Adamspforte и Gnadenpforte, каждый из которых - отдельное произведение искусства. Зато, несмотря на сильную закатную контрастность, не прошёл мимо северного портала Fürstenportal:
Глубина из 11-ти резных колонок с архивольтами впечатляет. Интересно, не самый ли это глубокий в мире портал? Барельефная группа на его тимпане изображает сцену Судного дня, а по бокам стоят аллегорические фигуры Екклезии и Синагоги.
А следующий ракурс западного фасада можно найти во всех учебниках архитектуры, настолько наглядна здесь разница между романским стилем нижних, и готическим - верхних ярусов:
Ещё лучше этот переход прослеживается, если посмотреть на одну из башен снизу вверх:
Помимо собора, замковая территория включает ещё несколько комплексов, дворцовых и служебных. Собор и оба епископских дворца, старый и новый, образуют ансамбль Кафедральной площади, сложившийся из четырёх стилей разных эпох. К трансепту примыкает Старый епископский двор:
Построенный в течение 15-16 веков, он занял место прежнего дворца Бабенбергов и первой резиденции епископа, а его восточный, выходящий на площадь фасад отличается ярко выраженными ренессансными формами (как видим, эркеры свойственны не только модерну-сецессии). После переезда епископа в новую резиденцию, старый двор стал выполнять административные функции, а сейчас в нём размещается исторический музей Бамберга.
Входная группа ("Красивый портал", Schöne Pforte, 1573) обильно украшена декором из атлантов, барельефа на аттике и просто орнамента:
Я подумал было, что крупные фигуры в вальяжных позах, да ещё и топлесс(!) - это и есть Генрих и Кунигунда, но нет: они символизируют две реки, на которых стоит Бамберг - Майна и Регниц. Королевская чета (в гораздо более приличном виде) на аттике тоже присутствует - по обеим сторонам от богородицы в центре композиции.
За воротами почему-то безраздельно господствует фахверк:
Епископский дворцовый комплекс тянется далеко на запад, и с множества точек можно снять открыточные виды на фоне соборных башен:
Вернёмся на площадь; её восточную сторону занимает Новая резиденция - гигантских размеров здание, лишь одно крыло которого полностью попадает в кадр:
Резиденция, построенная в 1703 году, представляет четвёртый стиль в ансамбле площади - барокко. Епископы владели этой шикарной недвижимостью ровно 100 лет: после секуляризации здание отошло в распоряжение баварских королей, а сегодня его занимают библиотека, картинная галерея, выставочные залы, и всё равно остаются свободные площади - здание подобного масштаба мог бы абсорбировать разве что город-миллионник.
На снимке заметно, что площадь идёт под уклон: в 1778 году часть вершины холма срыли, чтобы обеспечить транспортную связь с остальным городом (ранее Домберг круто обрывался во все стороны, и попасть на него можно было только через узкие ворота). В результате, к поднявшимся на пару метров порталам резиденции и самого собора пришлось пристраивать парадные лестницы (посмотрите ещё раз на общий план собора - он стоит как бы на заметном склоне).
Но мы сэкономим ещё пару минут, и спустимся к центру не по улице, а по лестнице, попадая на переулок Katzenberg:
Здесь множество ресторанов, баров, биргартенов и просто кафешек на открытом воздухе. Текут слюнки, но тяжёлая доля блоггера не даёт расслабляться: пиво будет только после заката :) На углу поворачиваем налево, на Obere Sand. Это сердце старого города, кварталы единого фасада трёхэтажных домов разного времени и стиля, не лишённых фасадного декора:
Вскоре выходим к маленькой госпитальной церкви св.Елизаветы (ок.1400):
Неандерталец у стены - современная трактовка Аполлона. О самой церкви известно мало, но от неё начинается старинный крестный путь к монастырю Михельсберг, о чём свидетельствует барельеф в левом углу снимка:
На этой же площади, видим много фахверка, а зарешеченные окна дома справа выдают в нём тюрьму:
Наконец выходим к набережной правой протоки Регница. С моста Markusbrücke открывается великолепный вид на "маленькую Венецию" (Klein-Venedig) - длинный квартал рыбацких домов 17 века, стоящих на островной стороне реки:
Левый берег тоже по-своему живописен - на нём стоит огромное здание тюрьмы, построенное в 1754 году на месте бывшего госпиталя 14 века (мы её только что видели с обратной стороны):
Переходим по мосту на остров. Удивительно, но этот остров, на котором стоит добрая половина древнего города, не имеет названия: горожане называют его просто Inselstadt - "островной город". Здесь тоже есть, что посмотреть, но времени уже не оставалось, поэтому ограничимся набережной. Изнанка маленькой венеции с Рыбацкой улицы (Fischerei) тоже выглядит ухоженно:
На одном из её перекрёстков, находим самую узкую улицу города, перспективу которой, уже на другом берегу, замыкает хорошо нам знакомая Новая резиденция:
Рыбацкий квартал заканчивается у старого порта домиком бывшей скотобойни - Schlachthaus. Несмотря на утилитарное предназначение (скульптура бычка над входом призвана развеять последние сомнения в этом), барочная архитектура здания 1742 года примечательна:
Площадка порта называется просто "у кранов", и на ней действительно стоят подъёмные механизмы (поза)прошлого века:
Дома на дальней стороне Am Kranen стоят уже в непосредственной близости от ратуши:
Прежде, чем познакомиться с ратушей, я прошёл немного вглубь Инзельштадта, к Зелёному рынку (судя по стоящим повсюду контейнерам, овощной рынок действует до сих пор). Здесь наибольший интерес вызывает церковь св.Мартина (1693):
В 1248-1611, на этом месте стоял кармелитский монастырь, затем их сменили иезуиты, которые построили храм и, разумеется, колледж. В свою очередь, их монастырь, как и тысячи других, был ликвидирован в 1804-м, и с тех пор здесь обычная католическая церковь (вы, наверное, уже заметили, что Бамберг, в отличие от многих других баварских городов, преимущественно католический - протестантских приходов здесь очень мало). Её фасад весьма типичен для иезуитских церквей, повторяющих мотивы оригинала - римской церкви Иль-Джезу.
Но вернёмся к старой ратуше, которая стоит на искусственном острове прямо посреди русла Регница:
Почему было выбрано столь экзотическое место, сегодня доподлинно неизвестно - все источники ссылаются на легенду, по которой епископ не согласился выделить участок, но хитрые горожане нашли нестандартный выход. Ратуша упоминалась ещё в конце 14 века, но современные формы приобрела в 1467 году. Интерьер и фасады были переделаны в 1756 году, дополнив готическое здание элементами барокко и рококо. Два древних (15 в.) каменных моста - Верхний и Нижний - соединяют ратушу с обоими берегами. На невысоких парапетах Нижнего моста удобно сидеть, и горожане любят там потусоваться:
Это вид на запад, ратуша слева - её стены с 18 века расписаны техникой тромплёя (Trompe-l'œil), создающей эффект объёмности. Мост выходит на Доминиканскую улицу - до собора мы по ней не дойдём, хотя его шпили виднеются прямо по курсу. Приглядевшись, на правом парапете можно увидеть сутулую статую королевы Кунигунды.
Верхний мост не прямой, а арочный, и парапетов на нём нет, так что людей поменьше. Небольшая плотинка выше по течению позволила устроить между мостами слаломную трассу для каноистов. Один прошёл, но я не успел навести и щёлкнуть. Но в эпоху фотошопа это небольшая беда - отловим его в другом месте и вставим куда надо:
Зайдём и на Верхний мост - он проложен как раз через ратушную башню:
Насколько я понимаю, резной балкон и остальной изящный декор - это и есть рококо. Западная стена ратуши тоже вся расписана, а вот правая пристройка своим фахверком вписывается плохо. С моста смотрим на юг - там упомянутый порожек и ещё несколько мостов:
Над руслом размещаются здания водяной мельницы - она, конечно, давно не действует, но плотина от неё осталась и радует начинающих любителей сплава по "белой воде". А слева виднеется часть дворца Geyerswörth - ещё одной (городской) резиденции епископов, которые к 1580 году выкупили поместье на Мельничном острове у прежнего владельца Гейера и перестроили в стиле ренессанса:
Мне трудно судить - я видел не больше десятка диоцезов, но Бамбергский по своему былому богатству выделяется среди них на порядок. Может, читатели подскажут, какие епископства не уступают этому?
С Епископско-Мельничного моста открывается замечательная панорама южной части старого города:
Этот большой и интересный район так и останется неизведанным, так что хотя бы перечислю, что видно на этом последнем снимке. На дальнем плане - церковь св.Стефана (мы её уже видели издалека в начале прогулки, но под другим углом). Слева нависает над водой отель Непомук с высокой террасой. Но самое приятное мы видим в центре - действующую с 1533 года пивоварню Klosterbräu (Монастырскую). Локальное пиво заведомо вкуснее ширпотреба, и вокруг пивоварни множество биргатенов. Если не жалко 3-х евро за кружку, обязательно зайдите и попробуйте - здесь имеется выбор из нескольких сортов тёмного пива. Самое место закончить экскурсию по Бамбергу!
За полтора часа прогулки, весь город посмотреть не удалось - даже в центре я прошёл не по всем улицам, а в остальные районы старого города едва заглянул, не говоря уже об удалённых объектах - монастырях или замке Альтенбург. Тем не менее, в любой точке города, даже куда попадал случайно, было живописно, интересно и познавательно - Бамберг произвёл прекрасное впечатление. Надо бы удостоить его какой-нибудь номинации: город заведомо попадает в тройку городов этого года. Однозначно рекомендую побывать при первой возможности.