Бамберг

Jul 12, 2012 23:26

Бамберг (Bamberg, 70 тыс.жит.) - город на севере Баварии, стоящий на холмах у реки Регниц. Город образовался в 10 веке как поселение вокруг фамильного замка графов Бабенбергов. Последние, впрочем, вымерли в ходе феодальных стычек, и их земли перешли в королевский реестр, а в 973 году дарованы баварскому герцогу Генриху Строптивому. Герцог тратил все свои силы на активную борьбу за власть, и ему было не до Бамберга, поэтому город получил мощный имульс к развитию только при его сыне, Генрихе II Святом, которому удалась гораздо более успешная карьера. Став германским королём, а затем и римским императором, Генрих ставил целью своей политики консолидацию рейха, и во многом опирался на церковь. Сделав Бамберг своей базовой резиденцией, он в 1007 году основал здесь епископство и, в дальнейшем, всемерно его укреплял (в местном соборе он и был похоронен вместе с супругой Кунигундой). Бамбергский диоцез подчинялся только Святому престолу, и оставался мощным и влиятельным вплоть до 1803 года, когда наполеоновские реформы положили ему конец как политической и экономической сущности.

Будучи крупным религиозным центром, в административном отношении Бамберг не преуспел: после Генриха, здесь больше не было ни одного резидента-герцога, а в Баварском государстве город стал скромным окружным центром. За свою длинную историю, Бамберг, конечно, страдал от войн, пожаров и наводнений, но, избежав разрушений в 1945-м, его исторический центр сохранился весьма неплохо. По своему возрасту, расположению и размеру, Бамберг похож на соседний Байрёйт, но разница в восприятии обоих городов оказалась огромной. Посетив Байрёйт в тот же день, я покидал его без тени сожаления, а вот по Бамбергу гулял с огромным интересом до полной темноты, забыв про усталость после двух уже совершённых экскурсий и пятисот километров дороги.



В результате чересчур оптимистичного дневного плана, на осмотр этого замечательного города осталось менее двух часов. Хотя на поиски ночлега я времени не терял (забронировав заранее), доступная по цене гостиница оказалась далеко от центра, и поэтому разместившись, пришлось снова садиться за руль, а потом ещё сделать пару кругов в поисках парковки. Ясное дело, весь город обойти не удалось, но даже то, что успел посмотреть, впечатлило. Чем с удовольствием поделюсь с читателями. Прогулку начнём от юго-западного угла карты, пройдём на восток по Unterer Kaulberg, свернём налево к Домскому собору, оттуда спустимся к набережной, перейдём по мосту Маркуса на остров, образованный двумя протоками Регница, и вернёмся вдоль берега (по кварталу "Маленькая Венеция") к старой ратуше, стоящей прямо в русле реки на искусственном островке.



Старая застройка с единым фасадом обнаруживается ещё на дальних подступах к центру. Вот так выглядит идущая на север от нашей исходной точки улица Sutte:



Вдали виднеется шпиль древней церкви св.Иакова, но подойти ближе времени не хватало. Привлёк внимание угловой дом с изысканным балконом и ландшафтным дизайном. Оказалось, что это местный вариант "квартиры посуточно", но ценник в 100 евро кусается:



Эта часть города холмиста; на вершинах располагаются монастыри и храмы, а лощины между ними, как правило, заняты парками. Для начала, идём по гребню южного холма Каульберг, где через сотню метров появляется женский монастырь с необычно асимметричной церковью св.Феодора:



Монастырь известен с 12 века, и принадлежал различным орденам, но с 1589 года здесь обосновались кармелитки. Церковь обрела современный барочный вид в 1702 году, а в течение 18 века оформился остальной комплекс конвента.

Дальше по Каульбергу, находим городскую церковь Верхнего Прихода (Obere Pfarre), возведённую в течение 14 века:



Строительные леса скрывают все детали, среди которых есть занимательные, например, т.н. свадебный портал со статуэтками разумных и неразумных девственниц. Видна лишь беседка, символизирующая Елеонскую гору Иерусалима, да башенка звонаря перед колокольней. Асимметричный фасад с одной башней и крутым скатом бокового нефа сильно напоминает только что виденную кармелитскую церковь - очевидно, это какая-то местная фишка. На восточной стороне, ремонт, похоже, завершили, и можно увидеть мощную многогранную апсиду. Впервые вижу аркбутаны над апсидой, а не над боковыми нефами, притом, что контрфорсы, из которых они обычно вырастают, вообще отсутствуют:



На дальнем плане - шпиль лютеранской кирхи св.Стефана (17 в.), но она тоже оказалась не по пути. Улица Каульберг заканчивается треугольной площадью (кажется, Pfahlplatz), на которой организована большущая мотовелостоянка:



Справа, между прочим, тоже церковь, хотя и без звонницы. Это кирха Христа общины баптистов, перестроенная из первой в городе синагоги в 1470 (евреи несколько раз изгонялись из Бамберга в средние века). В память о ней названа отходящая от площади улица Юденштрассе.

Теперь свернём налево и пройдём обратно по дну бывшего оврага между холмами. Их склоны, кстати, довольно крутые - вот как выглядит подъём к церкви Obere Pfarre:



На противоположном склоне сохранился изрядный кусок стены, окружавшей епископский двор:



Гражданскую застройку отличает разнообразие форм и стилей. Фахверка в Бамберге гораздо больше по сравнению с Регенсбургом или Байрёйтом, но он не мозолит глаза:



А вот этот гестхаус так и зовётся - Barockhotel:



На северной стороне, на холме Домберг возвышается громада кафедрального собора св.Петра и Георгия - с любой точки видна какая-либо его часть:



Становится очевидно, что у него целых четыре башни:



Они не отличаются рекордной высотой - всего лишь по 75 м (даже в этой поездке я видел более высокие в Регенсбурге, Ульме и Вроцлаве), но рельеф восполняет недостающее. Теперь самое время подняться на Домберг и осмотреть собор вблизи, с Кафедральной площади. Общий план, вид с севера:



Генрих Святой всегда тщательно планировал свои проекты, вот и собор он заложил за 3 года до основания самого епископства. Учитывая, что в Средневековье абсолютной власти не было даже у королей, и столь масштабные акции всегда сопровождались конфликтами интересов, никаких гарантий у данного начинания не было. Новый диоцез был учреждён не на пустом месте, а сопровождался немалым переделом собственности и сфер влияния - земли, вассалов, товарных потоков (в данном случае, главной жертвой стал вюрцбургский епископ). Тем не менее, предприятие завершилось успехом, и новоявленный епископ освятил готовый храм в 1012 году. К сожалению, собор дважды горел впоследствии, и был заново отстроен в нынешнем облике в 1237 году, сочетая в себе признаки как романского, так и готического стилей.

Кроме четырёх башен, к отличительным особенностям собора относятся наличие двух главных алтарей (восточный посвящён св.Георгию, западный - св.Петру) и сдвиг трансепта на западную сторону вместо восточной.

Внутрь вечером попасть не удалось, поэтому я просто перечислю, какие там есть сокровища: саркофаги Генриха и Кунигунды, и римского папы Клемента II (уже второй бамбергский епископ был избран на эту высшую должность), кафедра с епископским троном, т.н. Бамбергский всадник (Bamberger Reiter) - редкая для средних веков конная статуя, крипта, орган, несколько алтарей и часовен, множество скульптур, статуй и росписей. Снаружи, впрочем, тоже нашлось немало интересного. Вот восточный фасад, с нестандартным расположением кафедральных часов:



На ярусах восточных башен висят 10 колоколов (на западных их нет вообще), среди которых несколько очень древних, 12-14 вв. Жаль, не догадался снять крупным планом порталы - Adamspforte и Gnadenpforte, каждый из которых - отдельное произведение искусства. Зато, несмотря на сильную закатную контрастность, не прошёл мимо северного портала Fürstenportal:



Глубина из 11-ти резных колонок с архивольтами впечатляет. Интересно, не самый ли это глубокий в мире портал? Барельефная группа на его тимпане изображает сцену Судного дня, а по бокам стоят аллегорические фигуры Екклезии и Синагоги.

А следующий ракурс западного фасада можно найти во всех учебниках архитектуры, настолько наглядна здесь разница между романским стилем нижних, и готическим - верхних ярусов:



Ещё лучше этот переход прослеживается, если посмотреть на одну из башен снизу вверх:



Помимо собора, замковая территория включает ещё несколько комплексов, дворцовых и служебных. Собор и оба епископских дворца, старый и новый, образуют ансамбль Кафедральной площади, сложившийся из четырёх стилей разных эпох. К трансепту примыкает Старый епископский двор:



Построенный в течение 15-16 веков, он занял место прежнего дворца Бабенбергов и первой резиденции епископа, а его восточный, выходящий на площадь фасад отличается ярко выраженными ренессансными формами (как видим, эркеры свойственны не только модерну-сецессии). После переезда епископа в новую резиденцию, старый двор стал выполнять административные функции, а сейчас в нём размещается исторический музей Бамберга.

Входная группа ("Красивый портал", Schöne Pforte, 1573) обильно украшена декором из атлантов, барельефа на аттике и просто орнамента:



Я подумал было, что крупные фигуры в вальяжных позах, да ещё и топлесс(!) - это и есть Генрих и Кунигунда, но нет: они символизируют две реки, на которых стоит Бамберг - Майна и Регниц. Королевская чета (в гораздо более приличном виде) на аттике тоже присутствует - по обеим сторонам от богородицы в центре композиции.

За воротами почему-то безраздельно господствует фахверк:



Епископский дворцовый комплекс тянется далеко на запад, и с множества точек можно снять открыточные виды на фоне соборных башен:



Вернёмся на площадь; её восточную сторону занимает Новая резиденция - гигантских размеров здание, лишь одно крыло которого полностью попадает в кадр:



Резиденция, построенная в 1703 году, представляет четвёртый стиль в ансамбле площади - барокко. Епископы владели этой шикарной недвижимостью ровно 100 лет: после секуляризации здание отошло в распоряжение баварских королей, а сегодня его занимают библиотека, картинная галерея, выставочные залы, и всё равно остаются свободные площади - здание подобного масштаба мог бы абсорбировать разве что город-миллионник.

На снимке заметно, что площадь идёт под уклон: в 1778 году часть вершины холма срыли, чтобы обеспечить транспортную связь с остальным городом (ранее Домберг круто обрывался во все стороны, и попасть на него можно было только через узкие ворота). В результате, к поднявшимся на пару метров порталам резиденции и самого собора пришлось пристраивать парадные лестницы (посмотрите ещё раз на общий план собора - он стоит как бы на заметном склоне).

Но мы сэкономим ещё пару минут, и спустимся к центру не по улице, а по лестнице, попадая на переулок Katzenberg:



Здесь множество ресторанов, баров, биргартенов и просто кафешек на открытом воздухе. Текут слюнки, но тяжёлая доля блоггера не даёт расслабляться: пиво будет только после заката :) На углу поворачиваем налево, на Obere Sand. Это сердце старого города, кварталы единого фасада трёхэтажных домов разного времени и стиля, не лишённых фасадного декора:



Вскоре выходим к маленькой госпитальной церкви св.Елизаветы (ок.1400):



Неандерталец у стены - современная трактовка Аполлона. О самой церкви известно мало, но от неё начинается старинный крестный путь к монастырю Михельсберг, о чём свидетельствует барельеф в левом углу снимка:



На этой же площади, видим много фахверка, а зарешеченные окна дома справа выдают в нём тюрьму:



Наконец выходим к набережной правой протоки Регница. С моста Markusbrücke открывается великолепный вид на "маленькую Венецию" (Klein-Venedig) - длинный квартал рыбацких домов 17 века, стоящих на островной стороне реки:



Левый берег тоже по-своему живописен - на нём стоит огромное здание тюрьмы, построенное в 1754 году на месте бывшего госпиталя 14 века (мы её только что видели с обратной стороны):



Переходим по мосту на остров. Удивительно, но этот остров, на котором стоит добрая половина древнего города, не имеет названия: горожане называют его просто Inselstadt - "островной город". Здесь тоже есть, что посмотреть, но времени уже не оставалось, поэтому ограничимся набережной. Изнанка маленькой венеции с Рыбацкой улицы (Fischerei) тоже выглядит ухоженно:



На одном из её перекрёстков, находим самую узкую улицу города, перспективу которой, уже на другом берегу, замыкает хорошо нам знакомая Новая резиденция:



Рыбацкий квартал заканчивается у старого порта домиком бывшей скотобойни - Schlachthaus. Несмотря на утилитарное предназначение (скульптура бычка над входом призвана развеять последние сомнения в этом), барочная архитектура здания 1742 года примечательна:



Площадка порта называется просто "у кранов", и на ней действительно стоят подъёмные механизмы (поза)прошлого века:



Дома на дальней стороне Am Kranen стоят уже в непосредственной близости от ратуши:



Прежде, чем познакомиться с ратушей, я прошёл немного вглубь Инзельштадта, к Зелёному рынку (судя по стоящим повсюду контейнерам, овощной рынок действует до сих пор). Здесь наибольший интерес вызывает церковь св.Мартина (1693):



В 1248-1611, на этом месте стоял кармелитский монастырь, затем их сменили иезуиты, которые построили храм и, разумеется, колледж. В свою очередь, их монастырь, как и тысячи других, был ликвидирован в 1804-м, и с тех пор здесь обычная католическая церковь (вы, наверное, уже заметили, что Бамберг, в отличие от многих других баварских городов, преимущественно католический - протестантских приходов здесь очень мало). Её фасад весьма типичен для иезуитских церквей, повторяющих мотивы оригинала - римской церкви Иль-Джезу.

Но вернёмся к старой ратуше, которая стоит на искусственном острове прямо посреди русла Регница:



Почему было выбрано столь экзотическое место, сегодня доподлинно неизвестно - все источники ссылаются на легенду, по которой епископ не согласился выделить участок, но хитрые горожане нашли нестандартный выход. Ратуша упоминалась ещё в конце 14 века, но современные формы приобрела в 1467 году. Интерьер и фасады были переделаны в 1756 году, дополнив готическое здание элементами барокко и рококо. Два древних (15 в.) каменных моста - Верхний и Нижний - соединяют ратушу с обоими берегами. На невысоких парапетах Нижнего моста удобно сидеть, и горожане любят там потусоваться:



Это вид на запад, ратуша слева - её стены с 18 века расписаны техникой тромплёя (Trompe-l'œil), создающей эффект объёмности. Мост выходит на Доминиканскую улицу - до собора мы по ней не дойдём, хотя его шпили виднеются прямо по курсу. Приглядевшись, на правом парапете можно увидеть сутулую статую королевы Кунигунды.

Верхний мост не прямой, а арочный, и парапетов на нём нет, так что людей поменьше. Небольшая плотинка выше по течению позволила устроить между мостами слаломную трассу для каноистов. Один прошёл, но я не успел навести и щёлкнуть. Но в эпоху фотошопа это небольшая беда - отловим его в другом месте и вставим куда надо:



Зайдём и на Верхний мост - он проложен как раз через ратушную башню:



Насколько я понимаю, резной балкон и остальной изящный декор - это и есть рококо. Западная стена ратуши тоже вся расписана, а вот правая пристройка своим фахверком вписывается плохо. С моста смотрим на юг - там упомянутый порожек и ещё несколько мостов:



Над руслом размещаются здания водяной мельницы - она, конечно, давно не действует, но плотина от неё осталась и радует начинающих любителей сплава по "белой воде". А слева виднеется часть дворца Geyerswörth - ещё одной (городской) резиденции епископов, которые к 1580 году выкупили поместье на Мельничном острове у прежнего владельца Гейера и перестроили в стиле ренессанса:



Мне трудно судить - я видел не больше десятка диоцезов, но Бамбергский по своему былому богатству выделяется среди них на порядок. Может, читатели подскажут, какие епископства не уступают этому?

С Епископско-Мельничного моста открывается замечательная панорама южной части старого города:



Этот большой и интересный район так и останется неизведанным, так что хотя бы перечислю, что видно на этом последнем снимке. На дальнем плане - церковь св.Стефана (мы её уже видели издалека в начале прогулки, но под другим углом). Слева нависает над водой отель Непомук с высокой террасой. Но самое приятное мы видим в центре - действующую с 1533 года пивоварню Klosterbräu (Монастырскую). Локальное пиво заведомо вкуснее ширпотреба, и вокруг пивоварни множество биргатенов. Если не жалко 3-х евро за кружку, обязательно зайдите и попробуйте - здесь имеется выбор из нескольких сортов тёмного пива. Самое место закончить экскурсию по Бамбергу!

За полтора часа прогулки, весь город посмотреть не удалось - даже в центре я прошёл не по всем улицам, а в остальные районы старого города едва заглянул, не говоря уже об удалённых объектах - монастырях или замке Альтенбург. Тем не менее, в любой точке города, даже куда попадал случайно, было живописно, интересно и познавательно - Бамберг произвёл прекрасное впечатление. Надо бы удостоить его какой-нибудь номинации: город заведомо попадает в тройку городов этого года. Однозначно рекомендую побывать при первой возможности.

острова, церкви протестантские, площади, готика, исторические центры, мельницы, пиво, городские районы, церкви католические, реки, набережные, ренессанс, барокко, кафедральные соборы, Германия, Бавария, скульптуры, фахверк, старинные здания, Франкония, романский стиль, дворцы, монастыри, мосты, ратуши

Previous post Next post
Up