Гёрлитц

Jun 27, 2012 17:46

Город Гёрлитц (Görlitz) находится уже на немецкой территории, но это по-прежнему Силезия, точнее, её западная часть, которая зовётся Лужицей. В отличие от остальной Силезии, Лужица никогда не принадлежала ни польским князьям, ни Габсбургам - её досилезская история выглядит так:
1032-1367 - часть маркграфства Майссен;
1367-1635 - в составе Богемии;
1635-1815 - в составе Саксонии.И только перейдя к Пруссии, большая часть Лужицы была административно объединена с Силезией в одну провинцию. Послевоенная граница между Германией и Польшей по Одре-Нейссе вновь разделила этот маленький регион на части, а окружной центр Гёрлитц - так и вовсе напополам, и заречная польская половина стала отдельным городом Згожелец.

Лужица отличается от других немецких областей наличием славянского этнического меньшинства - лужицких сорбов (60 тыс.чел.). Из школьного курса географии, все знают о существовании этого неведомого народа, но вряд ли кто видел живьём его представителей или хотя бы образцы материальной культуры. Я тоже в этом ничем не помогу, ибо за час прогулки по городу не заметил ничего такого, даже двухъязычных табличек.

Где находится Гёрлитц, тоже вряд ли кто-то вспомнит навскидку, поэтому надо дать карту и историческую справку. Итак, мы в самом юго-восточном уголке бывшей ГДР, на границе с Польшей и недалеко от Чехии, чуть южнее автобана Вроцлав-Дрезден:



Гёрлитц (55 тыс.жит.) получил городские права в 1268 году, развившись из поселения на торговом пути Via Regia. Монголы сюда не дошли, и город в 13-14 веке быстро возвысился как центр торговли и текстильного ремесла. Крепостные стены выдержали осаду во время гуситских войн, и в 15 веке Гёрлитц тоже не бедствовал, правда, часто вступая в феодальные конфликты с соседними городами. Своего расцвета город достиг в 16 веке, в составе Богемии - строились кирхи и богатые дома в стиле ренессанса, численность населения достигла 10 тысяч, реформаторство достигло здесь полного успеха. 17 век для Гёрлица, как и для всей Европы, стал гораздо менее удачным, и город сильно пострадал от шведской оккупации в 1641-м. Вторичный подъём пришёлся уже на 19 век - эпоху индустриализации. В город пришла железная дорога, открылись новые заводы и фабрики. В 20 веке, Гёрлицу снова повезло выйти из мировых войн без особых разрушений, так что его исторический центр хорошо сохранился до наших дней. Однако, внезапно оказавшись после войны на периферии сначала ГДР, а затем и объединённой Германии, город до сих пор не может выйти из депрессии, потеряв в итоге больше трети от довоенной численности населения.

По делу, надо было осмотреть обе части ранее единого города - немецкую и польскую, а затем как-то сравнить, но времени хватило только на одну. Так что погуляем по немецкой половине.

При въезде в новое государство, всегда тревожно - опасаешься злобных стражей границы и порядка, которые могут придраться к чему угодно, в то время как у тебя нет никаких прав и знаний, как давать отпор. Тем более, что немецким я не владею (в Польше-то мне от одного мента удалось отбиться, зная сотню-другую слов, включая магическое "курва-маць!"). Короче, припарковавшись в козырном месте прямо у пешеходного моста, я ещё долго озирался вокруг, нет ли какого-нибудь подвоха: надпись под знаком Р типа "парк нур мит аушвайс" я ещё могу понять, а вот другие поясняющие таблички для меня уже китайская грамота. Но всё обошлось, и я начал осмотр с того места, где нарисован мостик через реку:



Первым делом, конечно, перешёл по пограничному мосту на польскую сторону и обратно. Пешеходов с утра практически нет: то ли поляки и немцы друг у друга вовсе не работают, то ли рано начинают - без пяти 9 на мосту пусто:



Это польская сторона. Видно, что заречье было предместьем - исторических зданий мало, среди которых главное место занимает старая мельница, стоящая у реки с незапамятных времён. Интересно, что пешеходный мост появился совсем недавно - в 2004 году, а до этого в нём не было необходимости - зачем открывать лишний пограничный переход? А предыдущий мост взорвали в 1945-м отступающие фашисты.

Река Найссе выглядит мелкой и тихой, но во время паводка может наломать дров (уже снесла один мост в 1897), так что набережные как следует укрепляют:



Южнее моста, на польской стороне стоят единым фасадом дома Греческого бульвара:



Статус Згожельца не был определён вплоть до 1950 года; немцы уже были изгнаны, а поляки ещё не заселились. В то же время, в Польше появились беженцы из Греции, спасавшиеся от гражданской войны, и было решено поселить их в пустеющий город. Всего прибыло 10-15 тысяч греков, и долгое время вплоть до возвращения на родину они играли заметную роль в жизни города. Вот так веками незаметный уездный Гёрлитц оказался в гуще великого переселения народов.

Напротив Греческого бульвара - немецкая Уферштрассе, также выходящая к реке единым фасадом, разве что зелени побольше:



А по правую руку от моста высится главная городская доминанта - Петропавловская кирха:



Успев привыкнуть к тому, что в Польше все крупные готические храмы - католические, хотел было назвать эту церковь фарным костёлом. Но подавляющее большинство немецких церквей принадлежит протестантам, поэтому - пфарркирхе. Кирха строилась долгих 70 лет (1425-97), заменив на этом месте древнюю романскую базилику. Длиной 72, и высотой шпилей 84 метра, эта церковь, по мнению википедии, является самой большой в Саксонии. Верится с трудом, ибо только что во Вроцлаве мы видели пару стометровых церквей: неужели в Силезии строили с большим размахом? Зато эта церковь пятинефная: три нефа равной высоты, и два боковых на четверть ниже. Последние подпираются мощными контрфорсами, а с южного бока пристроена часовня:



Трёхъярусный фасад носит явные следы реставрации, но глубокий арочный портал старше самой кирхи - он остался от прежней романской церкви. Малые окна почти повторяют арочную форму портала:



Внутрь не заходил, хотя интерьер торжественный и стильный, а на хорах установлен очень красивый орган, называемый Солнечным (1703):



Вернёмся к общему плану - рядом с кирхой стоит здание, которое нельзя пропустить. Это Waidhaus - самое старое гражданское здание Гёрлица, известное ещё с 1131 года. Оно использовалось по-разному, в частности, в 16 веке служило складом сырья-красителя шерсти, т.н. вайды красильной (откуда и название). После реновации 1994 года, в доме обосновался фонд охраны памятников и ремёсел:



Идём дальше. В Средние века, город был окружён двойным рядом крепостных стен, которые демонтировали лишь в 1848 году. От них осталось два фрагмента и несколько бастионных башен. Одна из них, Nikolaiturm, находится прямо напротив фасада кирхи и, не поверите - старше её на две сотни лет:



Ближе не подошёл, а свернул на юг, выйдя по Петерштрассе к площади Нижний Рынок (Untermarkt). На её западной стороне стоят обе городские ратуши - старая и новая. Середину и без того небольшой площади занимает плотный островок домов (Die Zeile - Линия), поэтому ратуши визуально разделены, и каждая как бы возглавляет свою отдельную площадь. Старая ратуша в день моего приезда была закрыта лесами, поэтому лучше покажу, как она выглядит уже после ремонта:



Ратуша действует в Гёрлитце с 1369 года, но её здание, конечно же, моложе. Если присмотреться, в его облике присутствуют элементы многих стилей - от готики до неоренессанса, что является результатом многих реконструкций, ремонтов и обновлений. Современную форму здание приобрело в 1516 году, когда завершили часовую башню. На ней несколько циферблатов; нижняя пара датируется 16 веком, и содержит, кроме часов, солнечный и лунный календари. На самом здании, сохранилось несколько старинных деталей - портал, эркер, балкон.

По соседству со старой ратушей, в 1903 году возвели внушительное здание новой, в стиле неоренессанса, с обильно декорированным многоярусным фасадом:



Нижний ярус с арочной галереей остался от прежних домов 17 века; под карнизом второго установлены гербы остальных пяти городов Лужицкой лиги, в которую входил средневековый Гёрлитц, а герб самого Гёрлица поместили на вершине фронтона - издалека и не видно.

Слева на снимке виднеется здание бывшей биржи (1706) с пышным порталом, ныне отель “Börse”. Если северная часть Линии образована одним зданием, но на её южной стороне - единый фасад высоких домов (№9-14). Все они так или иначе были связаны с торговлей: здесь раньше находились торговые ряды, а угловое здание так и называется, Waage ("Весы") - в нём педантичные немцы регистрировали и облагали пошлиной весь поступавший на рынок товар:



Внимательный читатель увидит в этих зданиях смешение стилей, идущих как бы снизу вверх: готические фундаменты самых первых домов, ренессансные порталы с колоннами, барочный декор верхних ярусов. При этом, такая эклектика вовсе не режет глаз, и застройка выглядит стильно и красиво. По периметру площади тоже много интересных старинных домов в стиле барокко и ренессанса; например, вот эти два красавца 16 века на северной стороне (№23-24):



Жаль, не было времени задержаться и внимательнее рассмотреть все детали - гёрлитцкий Унтермаркт интереснее и аутентичнее по сравнению с площадями польских городов, которые мы накануне посетили. На восток от площади, обратно к пешеходному мосту спускается улица Neißstraße. Она, большей частью, застроена более новыми, барочными зданиями начала 18 века, появившимися тут после пожара 1726 года:



Это южная сторона улицы, с домами №25-30. О каждом из них можно много чего рассказать, например, в жёлтом доме (№27, Bürgerliche Brauhaus) в течение двухсот лет варили пиво местного бренда. Но наибольший интерес у архитекторов вызывает второй дом справа (№29, "Библейский дом"), который считается эталоном гёрлитцкого ренессанса (построенный в 1572, он пережил пожар).

Ниже по улице - тоже интересная группа домов. Почти каждый из них обладал пивоваренными правами, поэтому у них высокие цокольные этажи. А на доме №20 восстановили стенную роспись 17 века, характерную именно для Верхней Лужицы:



Вернёмся обратно на Унтермаркт и пойдём уже на запад, мимо старой ратуши. Слева от неё стоит т.н. Schönhof. Несмотря на яркую раскраску, это чуть ли не самый древний аутентичный дом в городе, доживший до наших дней в своём ренессансном виде без переделок с 1526 года. Сейчас в нём - городской музей:



Дальше по крытой Brüderstraße переходим на узкую и длинную (250 м) площадь Obermarkt - Верхний Рынок. В переходе нас встречает интеллигентный человечек:



В древности здесь торговали солью и специями, а в 19 веке Обермаркт превратился в своего рода парадную площадь: здесь много открытого пространства, а среди барочной в целом застройки появляется больше блеска эпохи ар-нуво. Общий план, вид на запад:



На дальнем плане виднеется бастионная башня Reichenbacher Turm, охранявшая западные ворота города с середины 14 века. Как и две остальные, эту башню завершает барочный купол с колоколом, на балкон которого можно подняться. На переднем плане - очередной фонтан (в городе их больше десятка; один мы уже видели на нижней площади - фонтан Нептуна. К сожалению, данный фонтан - только копия скульптуры 17 века, оригинал которой стоит во дворе музея.) Ещё на снимке заметно, что все угловые здания относятся к эпохе модерна рубежа 19-20 веков. Очевидно, в ходе очередной реновации площади было решено не реставрировать старые угловые здания, а заменить их новыми в модном тогда стиле модерн, снабдив высокими угловыми эркерами со шпилем, тем самым придавая площади более торжественный вид. Я считаю, получилось весьма удачно.

Северная сторона Обермаркта имеет более однородный, барочный облик (вид с запада на восток, в обратную сторону):



Наиболее интересен здесь розовый дом посредине, с треугольным фронтоном и балкончиком над порталом (№29, Дом Наполеона). Именно с этого балкона, 20 августа 1813 года французский император проводил смотр своих войск перед Дрезденским сражением.

Видно, что ратушная башня стоит в лесах, а правее, на южной стороне в начале площади, высится колокольня церкви св.Троицы. На этом месте с начала 13 века находился францисканский монастырь, и монахи возвели свой первый храм в 1245 году. Он несколько раз расширялся и перестраивался, обретя современный позднеготический облик к 1508 году. С приходом реформации, францисканцы постепенно свернули свою деятельность, и в 1564-м монастырь закрылся, передав собственность городу, который устроил на его месте школу. Правда, не очень понятно, зачем школьникам понадобилась колокольня, которую надстроили в 1607 - видимо, протестанты как-то курировали эту школу, ибо ещё через сто лет вернули храму сакральный статус, устроив в нём приход. А сегодня кирха выглядит так:



Скорее всего, школьники всё-таки размещались не в самой церкви, а в соседних монастырских строениях, ибо по их адресу с того же 1564 года и до наших дней действует Gymnasium Augustum. В 1856 году, кельи заменили специально построенным для гимназии зданием в стиле неоготики. Это только его западное крыло,



а с фасада оно больше похоже на дворец, а не на гимназию:



Пройдя Верхний Рынок по всей длине на запад, выходим к уже упомянутой башне Райхенбаха высотой 49 м. Башня выглядит мрачновато, так как последняя реновация случилась довольно давно - в 1936 г. На ней видны эмблемки шести государств, в состав которых входил Гёрлитц за свою историю, а также шести городов Лужицкой лиги (по паре гербов на каждой из трёх сторон):



Это уже другая площадь, Demianiplatz, названная в честь первого гёрлитцкого бургомистра. Эта площадь образует границу старого и нового города - за ней уже начинаются имперские кварталы 19 и 20 века. Левее башни стоит гигантский круглый бастион - Kaisertrutz, с которым она раньше соединялась крепостной стеной. По его виду, можно представить себе, насколько крепки были оборонительные сооружения города. После реконструкции 1932 года, в бастионе разместился музей истории и культуры Верхней Лужицы:



Повернув отсюда на юг, я почему-то пропустил здание городского театра и вышел прямо на Мариенплатц - символ нового города:



Эта площадь сформировалась уже в 19 веке, отвоевав себе место за счёт снесённых городских стен. От прежних укреплений осталась только бастионная Толстая башня (Dicker Turm), прикрывавшая бывшие Каменные ворота в город. Это третья и последняя из уже виденных нами башен.

На южном конце площади стоит большой универмаг Kaufhaus zum Strauß, построенный в 1913 году в стиле ар-нуво по образу и подобию знаменитого берлинского Вертхайма на Лейпцигской площади. Снимать против солнца было неудобно, но вся его красота всё равно внутри:



Впрочем, далеко не всё в новом городе модерн - между театром и универмагом расположен вот такой единый фасад, и сплошь неоренессанс:



Идём вслед за трамваем на юг. Сразу за универмагом (на снимок попал даже его кусочек), находится ещё одна церковь - Frauenkirche (Богородицы):



Эта древняя (1473) готическая церковь со временем оказалась в самом шумном и людном месте города - между двумя торговыми центрами, почтой и трамвайной магистралью. Она мало чем примечательна - небольшая, трёхнефная, простая снаружи и внутри (хотя с органом), но все основные готические элементы присутствуют - два портала, звонница, контрфорсы и даже апсида с сакристием:



Тем не менее, она стала одним из символов города. Обогнув кирху, трамвай выходит на большую Почтовую площадь, с монументальными зданиями прусской эпохи по бокам (банк, окружной суд, главпочтамт) и фонтаном Muschelminna посредине. Из всего этого, я заснял только здание почты (1887):



На этом время вышло, и пришлось закругляться. Как видите, город оказался весьма интересным; любителям ренессанса и барокко настоятельно рекомендую его посетить. Сам теперь жалею, что на такую приятную и познавательную прогулку отвёл ничтожно мало времени - всего 1:08. Да, мало что в итоге пропустил, но передвигался чуть ли не бегом вместо неспешного, вдумчивого осмотра. По зрелому размышлению, впредь не стоит планировать посещение более, чем двух городов в день :)

церкви протестантские, площади, готика, геральдика, мельницы, башни, модерн, городские районы, реки, набережные, трамваи, фонтаны, ренессанс, барокко, Германия, скульптуры, старинные здания, Польша, пересечение границ, мосты, монастыри, ратуши, учебные корпуса, Силезия

Previous post Next post
Up