Между Минском и Полоцком (в 150 км от каждого), в Мядельском районе, расположено небольшое (700 жит.) село Будслав. Само по себе, оно ничем не примечательно, но здесь находится грандиозный Успенский костёл бернардинцев - памятник архитектуры барокко республиканского значения и знаковое место для всех католиков Белоруссии и не только. Как же случилось, что в маленькой безвестной вёске появился объект настолько большого культурного и религиозного значения? Попробуем разобраться в истории.
Данная местность впервые упоминается в 1504 году, в связи с выделением литовским князем лесных угодий для виленских бернардинцев. В течение многих лет после этого, монахи неспешно заготавливали лес для своих нужд, устроив здесь лишь небольшую резиденцию с хозпостройками и небольшой деревянной часовней, затем церковью. Таким образом, в первые столетия в Будславе не было даже монастыря.
Внезапно, в 1613 году некий капеллан пожертвовал монахам икону богородицы 16 века, полученную им по наследству, а ранее привезённую из Ватикана (по легенде, подаренную самим римским папой Климентом VIII минскому воеводе Яну Пацу, совершившего паломничество к Святому престолу в 1598 г.). Позже, икона, по мнению верующих, проявила чудодейственные свойства исцеления и стала почитаться католиками, совершавшими к ней паломничества. Икону бережно хранили, поэтому она, пережив все исторические пертурбации, и сегодня находится в храме.
В 1643 году в Будславе был построен первый каменный костёл, для которого чуть позже изготовили уникальный деревянный алтарь (сохранился до сих пор), по своей художественной ценности превосходящий даже икону, ради размещения которой он, собственно, и был сделан. Наконец, в 1661 году резиденция бернардинцев повышает свой статус до представительства, и обитель становится монастырём. Строятся жилые корпуса, открываются духовная и музыкальная школы, организуются братства. В 1783 году завершается строительство нового костёла (который мы и видим сейчас), освящённого в честь Успения богоматери или Унебаўзяцця найсвяцейшай панны Марыі, а ещё через 4 года Будслав становится центром самостоятельного прихода, или парафии.
В середине 19 века, власти Российской империи закрыли и конфисковали множество монастырей в западных губерниях, в том числе и будславский. Однако, костёл и его парафия остались в собственности католиков и функционировали без перерыва до наших дней. В 1990-е годы началось возрождение религиозной жизни. С 1992 года возобновилось паломничество: сотни верующих ежегодно ко дню феста в честь иконы богоматери 2 июля проходят пешком 4-5 дневный путь от Минска, Полоцка и даже более удалённых мест вроде Витебска и Баранович, чтобы поклониться святыне.
В 1993 году, Ватикан присвоил будславскому костёлу почётный статус "малой базилики" (basilica minoris). Этот титул не даёт никаких особых привилегий (кроме церемониальных, вроде права ношения некоторых символов Святого престола во время литургий), но служит как бы признанием заслуг того или иного храма перед католической верой. Во всём мире насчитывается около 1600 костёлов с этим статусом, из них всего 3 в Белоруссии (кроме будславского, им обладают пинский кафедральный и гродненский фарный). Чтобы положить конец путанице с реальными и почётными статусами, Ватикан недавно ограничил присвоение этого титула кругом костёлов ниже кафедрального уровня.
В 1996 году в Будслав вернулись бернардинцы, а в 1998-м состоялась коронация иконы девы Марии с присвоением храму звания национального санктуария Матери божьей (таких в Белоруссии всего семь).
После такого длинного введения, пора бы показать то, что я увидел своими глазами в Будславе субботним днём 28 апреля.
Для начала, ориентировка по карте:
При подъезде к Будславу, высокий костёл виден издалека, так что найти его нетрудно. Вблизи храм буквально поражает своими размерами, но к сожалению, он находится в процессе вялотекущей реставрации и наполовину закрыт лесами, что затрудняет обход и осмотр. Вот как выглядит южный бок костёла:
Внимательные читатели сразу заметили, что алтарная часть ориентирована не как обычно на восток, а на запад - как бы в сторону Ватикана. Архитектурно, костёл представляет собой трёхнефное сооружение с двумя башнями и трансептами, придающими базилике крестообразную в плане форму. Её двускатная крыша при этом скрывает ещё одну форму - большой купол, угадываемый только изнутри. Приходит мысль, что один только трансепт не уступил бы по размеру многим костёлам, взятым целиком - он сам по себе двухъярусный и украшен фигурным фронтоном. Интенсивность декора возрастает при переходе от алтарной части к фасаду, и на башнях мы уже видим немало пластичных украшений. А фасад выделяется богатством декора и изобилием колонн и других барочных элементов:
Как уже отмечалось, костёл относится к стилю позднего барокко. Специалисты отмечают, что это классическое, а не характерное для наших земель т.н. виленское барокко: для последнего можно было бы ожидать более компактный и высокий фасад. А тут главный фасад всего лишь двухъярусный: на первом - массивный портал, обрамлённый коринфскими колоннами-капитулами и всякими пилястрами; на втором - портик с балконом и похожим обрамлением, увенчанный фронтоном и фигурным щитом. Первый ярус наглухо закрыт от нашего взора, поэтому всех красот портала показать не могу. А гордую надпись Basilica Minoris я даже глазами разглядеть не смог:
Применим зум хотя бы на второй ярус. Здесь резной кованый балкончик, широкое арочное окно и фреска со своего рода гербом бернардинцев над ним:
Теперь посмотрим на башни. Они четырёхъярусные, каждый ярус становится короче и уже с высотой и отделяется от предыдущего многослойным карнизом. Грани каждого яруса образуются своего рода связкой из нескольких пилястр:
Последний ярус в сечении уже не квадратный, а круглый, и увенчивается небольшим шатровым куполом с кованым крестом:
На последних двух снимках была правая башня, ещё не тронутая реставрацией. Между прочим, она и без этого неплохо выглядит, достаточно лишь слегка почистить штукатурку, сохранив естественное сочетание цветов. На одном из круглых окошек верхнего яруса сохранились часы, правда, сломанные:
А вот левая башня, в результате сплошной побелки светло-бежевым цветом утратила не только аутентичный вид, но и визуальную различимость деталей:
Из-за ремонта, внутрь конечно же не пускали, но ворота портала были закрыты не сплошной дверью, а чугунной решёткой. Это позволило пробравшись через доски, просунуть фотоаппарат через прутья и, практически вслепую, заснять интерьер. Он того, безусловно, стоит:
Здесь отметим два момента. Во-первых, всё, что вы видите в алтарной части - колонны, статуи, карнизы - это не барельеф и даже не лепнина, а рисованная фреска на совершенно плоской стене. Во-вторых, хорошо заметен главный алтарь с четырьмя белыми колоннами - он сооружён в 1790-м году специально для знаменитой иконы этого храма. Саму икону, впрочем, куда-то унесли на время ремонта, и на её месте сейчас зеленеет зеркало. Поэтому найдём изображение в интернетах - икона действительно хороша:
Этим сокровища храма не исчерпываются. Пройдём теперь вдоль его северной стороны. Здесь мы видим второй трансепт, а правее - небольшую, но очень важную пристройку:
Это не что иное, как часовня, стены которой остались от старого костёла-предшественника. В неё с торца ведёт отдельный вход, а за ним открывается чудо-алтарь 1649 года:
Так же, как и новый, который мы только что видели в базилике, этот деревянный алтарь был изготовлен в своё время для иконы девы Марии, однако, переносить его в новый костёл не стали, а оставили в специально сооружённой для него часовне св.Варвары, заменив чудотворный образ холстом с изображением распятия. На карнизах и в нишах алтаря размещаются 20 скульптурных фигур библейских персонажей, а его фланговые крылья выполнены с такой мастерской перспективой, что создаётся сильный оптический эффект трёхмерности и глубины. Гармонию форм дополняет применение цветового контраста: позолота скульптур, капителей, орнаментов и других элементов стильно сочетается с чёрным фоном деревянных конструкций.
Вот таким получилось моё "паломничество" в Будслав. Дополнительно, в отчёте блоггера
antonsm можно увидеть
фотографии костёла ещё до начала реставрации, а нам ещё предстоит заключительный этап, уже на обратном пути в Минск. А на закуску, по дороге от костёла к станции можно увидеть весьма красочный двор механизированной колонны:
Контрастная полихромность неведомых механизмов здесь в высшей степени доставляет:
В следующей части едем в Долгиново и Крайск. Спасибо за внимание.