вдоль кресов всходних, ч.5: Долгиново-Крайск

May 10, 2012 16:11

На обратном пути из Будслава в Минск, снова въезжаем в Вилейский район, где находим ещё одно древнее селение - Долгиново (Даўгінава, Dołhinów). Напомню карту:




Вёска известна с 16 века, и её история типична для всех сёл данного региона: поначалу во владении польских родовых семей, затем в составе Российской империи, межвоенной Польши, советской Белоруссии. В 19 веке действовала суконная мануфактура, и людей проживало втрое больше, чем сейчас (3600 против 1400). В религиозной истории села был короткий период, который мог возвысить в церковной иерархии Долгиново вместо Будслава: именно здесь в 1610-13 годах находилась чудотворная икона, привезённая из Ватикана. Однако, владевший ею местный ксёндз Исаак Солокай, внезапно сделал щедрый подарок будславским монахам, и сам остался в их ордене. А долгиновский костёл так и остался обычным парафияльным вплоть до наших дней.

Костёл св.Станислава резко отличается от всех остальных, виденных нами до сих пор. Если бы не кресты, я бы принял его за дом культуры:



Да, это не привычное для нашего региона барокко, а поздний классицизм: современное здание костёла было построено в 1853 году. Поскольку местная парафия на 300 лет старше, легко сделать вывод, что ранее на этом месте стояли его предшественники. Будучи деревянными, они часто горели от войн и пожаров, а на каменное здание средства нашлись только к середине 19 века. Трёхнефная разноуровневая базилика лишена башен, зато с фасада имеет впечатляющий портик с четырьмя дорическими колоннами и треугольным фронтоном без малейших следов декора. Единственным украшением, по сути, служат многослойные карнизы. Территория огорожена забором из бутового камня, а для входа служит небольшая кирпичная брама - видимо, конец 19 века. А вот деревянная отдельно стоящая колокольня выглядит старше:



У входа располагаются типовой деревянный крест в честь двухтысячелетия христианства и гипсовая скульптура Иисуса, снятого с креста:



Центральный неф завершается объёмной полукруглой апсидой. С алтарного ракурса хорошо заметно, что здание имеет ступенчатую структуру: главный объём - боковые нефы - сакристии. Окна здесь уже не прямоугольные, а арочные:



Вообще, да простят меня прихожане, более несуразного храма я в жизни не видел. Мало гипертрофированных колонн, так ещё базилика непропорционально вытянута в длину. Сбоку стиль здания больше напоминает не классицизм, а функционализм:



Пока я выбирал удачные ракурсы, сзади подкрался конь и стал шумно пить:



В моей шпаргалке было записано, что кроме костёла, в селе имеется ещё православная церковь и бывшая синагога. Последнюю было искать лень, поэтому я сразу направился к белевшему вдали куполу. Это оказалась церковь св.Троицы (1870):



Даже делая поправку на псевдорусский стиль, в нагромождении объёмов с ходу трудно разобраться. Ну попробуем, слева направо: шатровая колокольня, купол главного зала с маковкой на куче восьмериков, полукруг апсиды. Ближе к нам, похожий на апсиду боковой притвор, зачем-то с портиком (в церковь целых три входа). Всё это обильно снабжено всякими арочными окнами, люкарнами и другими элементами, названий которых я не знаю, а также зубчатого орнамента, имхо больше подходящего механизмам. Жесть!

Вопрос на засыпку: сколько ярусов на колокольне?



Ещё вопрос на засыпку: где тут трапезная?



Впрочем, если мысленно убрать весь этот лишний декор, церковь выглядела бы вполне достойно:



Из всех элементов, наиболее стильно выглядит брама:



Шёл уже третий час пополудни, поэтому интерьер посмотреть не удалось. Делая вывод, что обе долгиновские церкви стоят друг друга, отправляюсь через эту браму восвояси.

Мои постоянные читатели наверняка уже заметили, что белорусы обожают применять полихромное контрастирование, а проще говоря, буйство несочетаемых красок. Тем не менее, в Долгиново нашёлся человек, хозяин дома напротив церкви, достигший в этом деле абсолютного успеха. Любуйтесь - всем фавистам фавист:



Под впечатлением, едем дальше на юго-восток. Через несколько минут сельская дорога пересекает бывшую границу, но этого перехода я вовсе не заметил, разве что Вилейский район сменился Логойским. Дальше уже не будет костёлов - только православные церкви. На въезде в село Крайск, в живописном месте (на кладбище, разумеется) стоит церквушка (или часовня) св.Алексия:



Она проста по стилю, но все основные части в ней присутствуют: шатровая колокольня над трапезной, луковичный купол на восьмерике над молельным залом, пилястры, карнизы, немного декора. Вот только апсида отсутствует:



Кирпичное здание покоится на крепком фундаменте из бутового камня (моренных валунов, по-нашему), что позволяет определить примерный возраст - рубеж 19-20 веков:



Надпись у основания указывает на 1897 год. Кладбище тоже древнее: попадаются могильные камни, на которых высечено только имя усопшего, и больше ничего. Через дорогу - новая часть кладбища; на многих памятниках эпитафии типа "безвинно убит фашистами в 1943".

В центре посёлка находится ещё одна церковь того же времени и стиля, только крупнее - св.Николая:



Архитектурных элементов в ней тоже побольше: колокольня стоит отдельно, соединяясь с основным залом через довольно длинную трапезную, а для алтаря предусмотрена полукруглая апсида:



Церковь отличается богатством, но не разнообразием декора: все элементы полукругло-арочные, что однозначно говорит о псевдорусском стиле. А портал вообще выглядит странновато:



Иконы появляются ещё до входа в храм, на браме:



Слева от входа установлен бюст новому мученику, Николаю Второму (церковь-то Николаевская):



И всё бы хорошо, но на правой стороне обнаруживается придел, явно церкви не принадлежащий. Судя по вывеске, местный дом культуры:



В Крайске тоже есть свои фависты. Разцвечены не только церкви, но и жилые дома. Обилие цветочков и уточек как бы намекает, что перед нами частный детский сад:



На этом силы продолжать краеведческий марафон иссякли (напомню, это был уже восьмой посещённый за этот день населённый пункт), и уже давно хотелось перекусить. Как известно, с этим в наших сельских районах проблема, так что кафешку я даже не пытался искать, а сразу поехал в местный очаг цивилизации Плещеницы ("в Беларуси три столицы - Минск, Бобруйск и Плещеницы"), где искомое быстро нашлось. А оттуда, мимо горнолыжных курортов Логойск и Силичи, домой уже вела отличная, хотя и загруженная трасса.

церкви православные, часовни, классицизм, сельская местность, автомобильные маршруты, Кресы всходние, Белоруссия, животные, эклектика, китч, церкви католические, Минская область

Previous post Next post
Up