Горный Алтай, 1988, ч.2: на Телецкое озеро

Mar 28, 2012 10:39

Из-за труднодоступности, кольцевой маршрут по Горному Алтаю невозможен. Петляя через всю территорию области, от единственного въезда на севере до монгольской границы на юго-востоке, ведёт главная транспортная артерия - 500-километровый Чуйский тракт, названный так в честь реки Чуя (по сути, верхнего течения Катуни). Построенный в 1935 году, Чуйский тракт связывает почти все сколько-нибудь значительные населённые пункты области между собой и со столицей, а к остальным поселениям от него ответвляются тупиковые ветки.

В рамках данной экспедиции, нам удалось преодолеть 4/5 Чуйского тракта (проехали бы весь, но для посещения последнего перед границей Кош-Агачского района требовалось особое разрешение, которое надо было оформлять за месяц до поездки). Помимо этого, мы совершили две вылазки в сторону от тракта: вдоль Катуни до посёлка Чемал и в высокогорный Усть-Улаганский район.

А вот главную природную жемчужину Алтая - Телецкое озеро - Чуйский тракт обходит стороной, и на восток к нему ведёт другая горная дорога. По этой причине, посещение Телецкого озера нам пришлось выделить в отдельный этап. Такую красоту пропустить было никак нельзя:

Но обо всём по-порядку. Знакомство с Алтаем началось с его столицы и единственного города - Горно-Алтайска. Особых дел в столице у нас не было, и мы заехали туда только затем, чтобы договориться с местным начальством о нашем размещении на Телецком озере (наш "алтайский блат" распространялся и туда). Город расположен у самой северной границы автономной области, и от него, собственно, и начинается горный массив. Небольшой участок равнины, где возможно практиковать земледелие, относится к сельскому Майминскому району, центром которого является не Горно-Алтайск, а его дальний пригород, село Майма. Переход от равнины к горам хорошо заметен на следующем слайде:

А сам Горно-Алтайск постепенно взбирается на холмы:

Город похож на большую деревню; зданий выше двух этажей в нём можно пересчитать по пальцам:

Преодолевать 200 километров к Телецкому озеру на ночь глядя было явным безрассудством, поэтому мы разбили палаточный бивуак в близлежащей курортной зоне на берегу Катуни, в районе турбазы Айя. Как выяснилось с утра, место мы выбрали просто чудесное. Здесь хотелось остаться на недельку и никуда дальше не ехать:

Но план поездки - закон, и лагерь пришлось сворачивать. Впрочем, нас ждали не менее приятные места. Перейдя пешком на левый берег Катуни, мы отправились купаться на озеро Айя - вода там была намного теплее, чем в горной реке. Подвесной мост через Катунь оказался на редкость фотогеничным: его я заснял, а озеро - поленился:

Таким образом, день получился не речным, а озёрным: дальше мы совершили марш-бросок на другое озеро, Телецкое - самое крупное на Алтае. Несмотря на разгар сезона, туристов было мало - сама удалённость озера оберегала его наилучшим образом. Казалось, что мы на самом краю земли, куда ещё не добралась цивилизация. Из западного края озера, как из ковша, широким фронтом вытекала река Бия:

Разместившись в домиках турбазы, мы попробовали купаться, но в 7-градусной воде невозможно было находиться более минуты, поэтому пришлось просто гулять по тихому туманному берегу. На следующее утро, нас ждал экскурсионный катер, на котором мы пересекли озеро по всей его длине в 78 километров до южной оконечности:

Крутые и дикие берега озера абсолютно необитаемы, и единственное поселение домов на двадцать (Яйлю) стоит на северной стороне - там размещается дирекция заповедника АГПЗ. А на восточном берегу находится его самый привлекательный для туристов объект - водопад Корбу:

Добраться к нему можно только с воды, и капитан катера любезно предоставил нам такую возможность:

Естественно, на отвесные скалы карабкаться никто не рискнул, поэтому пришлось ограничиться осмотром самого нижнего, 15-метрового уступа:

Зато пофоткались и поплескались от души:

Судя по всему, на этом внезапно кончилась плёнка, ибо дальнейших слайдов с Телецкого озера я не обнаружил. А там, несомненно, было чем полюбоваться. К обеду мы достигли южного берега, куда роскошной песчаной дельтой впадает река Чулышман. Только там вода прогревается до 10-12 градусов, и можно было немного поплавать. В этом месте мы оставили четверых смельчаков, которые решили совершить пеший переход вверх по Чулышману, на сотню километров на юг, к месту нашей предполагаемой стоянки в районе посёлка Акташ. И действительно, дней через пять, усталые но довольные, путники вышли к нашему лагерю (мы уже начинали волноваться - мобильной связи ведь тогда ещё не было). А основная часть экспедиции пустилась в долгий обратный путь к реке Катунь.

Алтайский край, покатушки на катере, архив путешествий, водопады, девушки, парки, Алтайские горы, мосты, озёра