Горный Алтай, 1988, ч.1: на подступах

Mar 27, 2012 18:50

До этого путешествия, я никогда не был в Сибири, поэтому в начале июля 1987 года с энтузиазмом воспользовался представившейся возможностью и присоединился к экспедиции географического факультета МГУ (который в своё время и закончил) на Горный Алтай.

Экспедиция проходила в рамках летней практики студентов 2 курса зарубежной кафедры, которая вот уже более 30-ти лет проводится в форме большого обзорного путешествия по регионам (каждый год разным) родной страны. Для многих учащихся на элитном отделении престижного вуза, до сего момента искренне верящих, что "за МКАДом жизни нет", эта практика становится, по сути, первым знакомством с материальным производством вместо абстрактного экономикса, да и с реальной жизнью вообще. Ну а бессменный руководитель экспедиций, amerikanist проф. Л.В.Смирнягин, в моём представлении не нуждается.

Безусловно, учебная практика стала ярким событием в жизни каждого из примерно 500 человек, её прошедших, однако должного отражения в интернетах я почему-то не нахожу. Нигде нет даже полного каталога по годам и маршрутам, а единственным человеком, который развивает эту тему в жж, был и остаётся Семён Павлюк ака pavlyuk - младший руководитель практики. А вот наследие двадцати или более лет прошлого века так и остаётся, в лучшем случае, в чьих-то домашних архивах. Попробую хоть немного восполнить этот пробел в данном небольшом цикле. Отчёт не претендует на полноту: учебных и организационных вопросов я касаться не буду, личные впечатления оставлю при себе, а полный список участников привести не могу и не хочу (может быть, кто-то из читателей узнает на снимках себя или своих знакомых - персональных разрешений на публикацию я не получал, так что по первому требованию готов такие фотографии удалить). Качеством фотографий я, прямо скажу, недоволен: в условиях глубины и разной освещённости алтайских пейзажей, я часто ошибался в ручном выставлении выдержки и экспозиции, да и краски на слайдах не вечны. Много слайдов я также раздарил сразу по возвращении. Дисклеймер озвучили, можно приступать к рассказу.

Местом сбора "присоединившихся" участников стал Новосибирск. Кто-то долетел из Москвы самолётом, а я, будучи уже тогда латентным антиглобалистом, добрался на поезде:

Это знаменитый Первый железнодорожный мост через Обь, с постройкой которого в 1897 году началась история нынешней столицы Сибири. От великолепия старого моста остались только опоры, а чудо инженерной техники - массивные стальные пролёты для двухпутной дороги - постепенно разобрали с 1974 года, когда мост перевели на однопутный режим. Одну секцию оставили на набережной как памятник.

Вверх по течению могучей сибирской реки мы вскоре выдвинемся к нашей главной цели, а пока что три дня тусуемся в Академгородке. Может, кому-то и нравятся советские наукограды, но на меня вид хрущёвских пятиэтажек, стоящих посреди редких сосен, производил унылое впечатление. Зато рядом был пляж Обского моря, где можно было купаться и загорать, и даже рыба ловилась без помощи удочки. Сейчас бы такой кадр назвали "Язь!":

Но вот наконец настало время, и мы погрузились в жёлтый пазик - главное транспортное средство экспедиции. Подпрыгивая на каждой плите стратегической бетонки, взяли курс на Барнаул:

Обь в районе Барнаула была так же широка, загружена речным трафиком, а по берегам стояли гигантские элеваторы:

До гор было ещё далеко, но правый берег уже выглядел достаточно крутым:

В краевом центре нам предстояло провести дней пять. Разместились в какой-то высотной общаге без мебели и кроватей, далеко от центра и посреди частного сектора:

К концу срока мы почти что одичали, и в один прекрасный день покончили с дисциплиной, притащив 50-литровую канистру местного разливного пива. Ещё Барнаул запомнился гигантскими сибирскими комарами, так что день отъезда мы встретили с облегчением и энтузиазмом. Через пару часов после старта, мы приехали в город Бийск. Здесь, по-моему, по программе ничего запланировано не было, и город мы не осматривали. Показалось, что он полностью состоит из одноэтажных деревянных домов сельского вида:

У Бийска берёт своё начало Обь, образуясь путём слияния Бии и Катуни. Исток Бии мы ещё увидим, а здесь она уже весьма полноводна. Городской пляж у моста выглядел совсем по-деревенски:

А наш дальнейший путь пролегал по долине Катуни. Вскоре после Бийска, заметили указатель на село Сростки - родину Шукшина, но останавливаться не стали:

Начались предгорья Алтая. На обратном пути, мы где-то в этих местах переночевали, раскинув палаточный лагерь на берегу живописной речушки - видимо, одного из притоков Оби:

Ставить палатку, разводить костёр при любой погоде, готовить кашу в котелке каждый из нас умел с закрытыми глазами, так что с ночёвкой мы никогда проблем не имели. А запас продуктов мы сделали ещё в Барнауле. Был смешной эпизод. Время голодное, перестроечное - ещё не 90-й год, но дефицит уже чувствовался. У нас был какой-то блат в краевых структурах власти, и Л.В. послал двух гонцов-экспедиторов чуть ли не к председателю исполкома с целью добыть картошки, консервов и круп на три недели пути. Чиновник при виде московских горе-ходоков долго смеялся: "ребята, вы хоть раз в наши магазины заходили?" - "ну да, пиво покупали, а есть ли продукты, как-то внимания не обратили". Короче, никакой разнарядки не понадобилось, и мы спокойно затарились в ближайшем продмаге. Хватило не только на всю поездку, но и на то, чтобы достойно отметить день рождения нашего старшего товарища в последний день пути. И это не голословное утверждение:

Таким образом, к границе Горно-Алтайской АО мы прибыли в полной боевой готовности и в отличном настроении. Продолжение следует.

архив путешествий, Алтайский край, пляжи, мосты, реки, автомобильные маршруты