Иссык-Куль, 1986

Mar 24, 2012 19:44

Преодолев последний перегон Ташкент - Фрунзе на поезде, я вновь сел на велосипед, чтобы объехать далёкое и загадочное озеро Иссык-Куль. Вместе с ведущей к нему Чуйской долиной, весь примерно 600-километровый кольцевой путь занял четверо суток. Никаких культурных мероприятий не планировалось (да и откуда им было взяться), так что данный вояж стал как бы отдыхом на природе после тяжёлых среднеазиатских испытаний: просто по пути любовался горными видами, купался в озере, пил кумыс, ел плов и абрикосы, и больше ничем не напрягался.



Столица Киргизии Фрунзе в то время был тихим, зелёным, уютным городом, на две трети заселённым русскими. Основанный в конце 19 века в качестве одного из уездных центров Семиречья, Фрунзе, естественно, не имел памятников старины, зато брал благоустройством: повсюду свободно росли цветы на клумбах, тротуары и фасады отличались чистотой и аккуратностью, и на тенистых улицах легко дышалось даже в жару - и всё это на фоне гор. В финансовом отношении, Киргизия, конечно, не могла сравниться с Узбекистаном, поэтому небоскрёбов в её столице не было, но центральные площади и здания на них не уступали ташкентским по размаху и торжественности. Своего рода индикатор благополучия - музей Ленина - здесь тоже выделялся монументальностью. Совархом я тогда интересовался мало (его и в Москве хватало), поэтому ограничился одним кадром:



Это Киргизская филармония им.Токтогула Сатылганова (1980, арх. А.Печёнкин). У её главного входа - скульптурная композиция “Манас”: легендарный герой на своём волшебном коне побеждает дракона, а позади скромно стоят его супруга и советник. У независимой Киргизии не всегда имелись лишние деньги на градостроительство, поэтому облик зданий и площадей с тех пор изменился незначительно. Вот та же площадь в 2010 году:



Дальше осматривать город я не стал - пора было выдвигаться в путь. От Фрунзе до Иссык-Куля предстояло проехать сотню километров по Чуйской долине, а потом забраться в горы: озеро хоть и не считается высокогорным, но над уровнем моря всё-таки возвышается на 1600 м. Плодородная долина была плотно заселена; сёла с типично русскими названиями (Новопокровка, Дмитриевка, Ивановка) переходили одно в другое, а дорога была в отличном состоянии и поднималась пока что очень плавно. Ехать было легко и приятно:



Перед подъёмом в горы стоило чем-то подкрепиться. В те годы никаких придорожных палаток не было, зато можно было отведать настоящий плов в одной из лагманных. Вилку, впрочем, надо было спрашивать особо, ибо по умолчанию рис предполагалось есть руками. Готовили плов прямо на виду у посетителей, в огромных чугунных чанах:



За Быстровкой (ныне Кемин) дорога стала заметно сужаться, а река Чу превращаться в горный поток - начиналось Боомское ущелье. Километровый столбик на однопутке завораживал своими цифрами - 5000 км до Москвы:



После цветущей долины, ущелье выглядело брутально. На протяжении 30 км оно представляет собой узкий каньон, стиснутый высокими скалистыми обрывами, ниспадающими на километр и более. А чтобы ехать было веселее, кое-где расставили скульптуры представителей местной фауны - орла, снежного барса, оленя:



Наконец, ущелье расступилось, и показался город Рыбачье (ныне Балыкчи, что оззначает то же самое, но по-киргизски) - ворота Иссык-Куля. Здесь я переночевал, а наутро решил объезжать озеро против часовой, чтобы преодолеть сначала более трудный путь вдоль южного берега. Здесь, в отрогах Тянь-Шаня, меня ещё ждали крутые подъёмы и перевалы, а природа была гораздо более дикой, нежели на северном, курортном берегу. Снежные вершины, видневшиеся на некотором отдалении к югу, выступали фоном на всём протяжении пути:



А между горами и берегом, местность была довольно аридной, хотя и пригодной для сельского хозяйства:



Где-то здесь, остановившись на привал, я даже проколол оба колеса, набрав на них два десятка острейших колючек:



Израсходовав весь запас дефицитных трубок, пришлось дальше ехать предельно аккуратно, перенося велосипед на руках через места без асфальта. Дорога не везде шла вдоль берега, иногда уходя в прибрежные горы. Там повезло увидеть целое стадо невиданных доселе животных - яков, которое пастух пытался перегнать через дорогу:



Яки на редкость сильны и упрямы, поэтому справиться с ними совсем непросто. Операция перехода дороги заняла приличное время, а проскользнуть мимо рогатого стада у меня даже мысли не возникало. Пришлось дожидаться, а между делом снимать диковинных лохматых зверей с безопасного расстояния:



Вскоре добрался до перевала Кескен-Бель - последнего двухтысячника в этом путешествии. Перевал порадовал длинной капитальной лестницей к статуе снежного барса, а также отметкой высоты в честь нашей любимой аудитории 2109 в универе:



Дальше было легче: дорога пошла вниз, вдоль берега, и можно было купаться в своё удовольствие:



А самый роскошный пляж оказался у поворота на Барскоон:



Здесь же, на редкость удачно, оказалась гостиница для дальнобойщиков, так что можно было совместить приятное с полезным. Шофёры, впрочем, пребывали в гораздо менее радужном настроении: они возили грузы с дальних горных рудников и опасались получить лучевую болезнь.

На следующий день я достиг самого дальнего пункта своего путешествия - города Пржевальск (киргизы его снова переименовали в Каракол). Город, с момента основания в 1869 году, фактически служил форпостом на краю русской ойкумены, а также базой для научных экспедиций в Центральную Азию. Тем не менее, интересных объектов в городе было немного; к ним можно причислить музей и могилу Пржевальского, а также дунганскую мечеть:



Мечеть в стиле буддистской пагоды была построена в 1910 году, целиком из дерева, и отличается богатством оформления - резными орнаментами и украшениями и цветовой гаммой. Кровлю внешней галереи поддерживают 30 колонн, а все детали соединяются друг с другом без помощи гвоздей или других металлических креплений. На мой взгляд, зелёный минарет (справа на снимке) мало отличается от православных колоколен. Пагода и сегодня выглядит точно так же, поэтому лучше приведу снимок с интернета, на котором хорошо видны детали карниза:



Теперь можно было и возвращаться. Северный берег был абсолютно плоским, на севере вдали виднелась гряда Алатау, на юге - бирюзовые воды озера, и пейзаж оживляли разве что стройные тополя у линии воды:



Ближе к курортному городу Чолпон-Ата, тополей становится больше:



Объехав к тому времени почти всё озеро и не заметив каких-либо организованных туристов, я немало удивился, обнаружив крупный туристический центр, с обилием отелей, санаториев, домов отдыха, пристанью и даже собственным аэропортом:



Отели выглядели суперсовременно для тех лет. Вот, например, санаторий "Аврора" в виде белого океанского лайнера:



Комплекс был построен ещё в 1979 году и включал в себя несколько корпусов и большой парк. По-видимому, в то время он принадлежал ЦК партии, а сейчас - управделами киргизского президента. Но не только элита отдыхала на Иссык-Куле; было много и обычных ведомственных санаториев для горожан Фрунзе и Алма-Аты:



Ну а я закончил день на городском пляже:



Спешить было больше некуда. На следующий день я легко доехал по уже знакомой дороге до Фрунзе, где сел на московский поезд. Мегапутешествие на этом благополучно завершилось.

театры, ущелья, велопрогулки, Киргизия, береговая линия, архив путешествий, гостиницы, курорты, горные массивы, пляжи, памятники, животные, перевалы, озёра

Previous post Next post
Up