За что мы любим мосты? Во-первых, по сравнению с произведениями искусства, они ещё и приносят пользу. Во-вторых, являются материальным воплощением торжества человеческого разума: айподы приходят и уходят, а мосты остаются. В обычной жизни мы их часто не замечаем - ну стоял и стоит, а мы по нему ходим и ездим. Но стоит им по какой-либо причине выйти из строя, сразу наступает хаос.
Вот было недавно наводнение на многих европейских реках. Поначалу я не придавал особого значения и думал, что очередная ТВ-страшилка меня не касается. Но вот под Будапештом своими глазами увидел затопленные улицы и разбросанные повсюду мешки с песком, а вскоре моим планам на текущий день пришёл песец в виде венгерских полицейских и добровольцев, на чистейшем немецком пытавшихся объяснить невесть откуда взявшемуся иностранцу, что "туда низзя", "вассер по пояс", а главное - "брюкен гешлоссен!", то есть мосты закрыты. И всё, автомобилист 21 века, я почувствовал себя абсолютно беспомощным перед водной стихией, даже вовсе не бурной, а вполне себе тихой и гладкой. Другой берег я отлично видел, но попасть туда никак не мог.
В общем, если я где-либо по пути видел мост, обязательно старался его сфотографировать.
Не всегда это удавалось: попробуйте сфоткать мост во время езды по нему, например. Даже с моста сложно (а обычно именно оттуда открываются лучшие виды), ибо ПДД запрещают на нём любую остановку. Кроме того, мосты длинные, и никак не хотят помещаться в кадр. То есть, трудности были. Но кое-что мы всё-таки поймали.
Белорусский город Полоцк стоит на большой реке Западная Двина. Через неё возведено два больших и красивых моста - автомобильный и железнодорожный - но почему-то о них в Википедии ни слова, и вообще сведений в интернете мало. С большим трудом нашёл, что второй был построен в 30-х годах, а первый - в 50-х. И всё - ни точной даты, ни длины узнать не удалось. Так что если кто в курсе, прошу уточнить. А пока просто смотрим: автомобильный (более новый) поместился в кадр почти целиком, а от железнодорожного - только маленький кусочек слева.
Польский Торунь стоит на Висле, причём главная польская река в этом месте шире Волги до водохранилищ. Через Вислу, как и в Полоцке далеко отстоящих друг от друга, построены два моста: "колейовый" им. Малиновского (1873), и "дроговый" им. Пилсудского (1934). Каждый на сей раз удостоился отдельной фотографии:
По мосту даже электричка ползёт... и кто-то оранжевый в такую погоду решил искупаться :)
А вот его автодорожный собрат:
Несмотря на возросшую нагрузку, мост пока справляется, и пробок не возникает. Во всяком случае, я по нему проехал без остановок:
В австрийском Граце речка Мур поуже, и соответственно, мосты поменьше. Зато под мостами много интересного: под Hauptbrucke оборудован авангардный пляж, а под соседним пешеходным - так вообще огромная ракушка Murinsel, где происходят разные тусовки выставки:
В столице Словении Любляне речка ещё мельче, поэтому мосты короткие и, в основном, пешеходные (боюсь, даже названий не имеют), а одна из проезжих улиц вместо выхода на мост внезапно ныряет в туннель. Зато во втором по величине городе Мариборе река Драва очень даже полноформатная, и через неё в черте города целых 6 мостов. Все фоткать не стал, но самый центральный - вот он. Даже фонтанчик из опоры бьёт:
А вот любимый народом город Птуй и здесь на высоте! Та же Драва значительно расширяется из-за водохранилища, но это не помешало перекинуть аж 4 моста: автострадный, обычный, желдор и самый известный - велосипедно-пешеходный, что для города с населением 23 тысячи очень даже круто. Год постройки и длину каждого искать поленился, но понятно, что автострадный мост построен совсем недавно. Как раз за ним начинается Птуйское озеро:
Остальные птуйские мосты находятся в черте города, и особенно популярен мост для "пешчей и колесариев". Последних здесь, как и во всей стране, очень много, и ни возраст, ни вес не являются помехой для повседневных перемещений на велосипеде. Вот так выглядят ближние мосты с высоты городского замка:
В Словении есть не только железные капитальные мосты. В Триглавском национальном парке много деревянных подвесных мостиков, перекинутых через горные ручьи. Большинство, правда, закрыто для прохода ввиду ветхости, но имеются и действующие. А то как, скажите на милость, выпасать овец и коз?
Великолепны мосты в Хорватии. А иначе и быть не может: хотя там нету крупных рек, сложный рельеф, множество заливов подобных фьордам и наличие островов вынуждают хорватов строить большие мосты. Особенно впечатляют мосты главной автострады страны, где она пересекает горные массивы, но их заснять мне ни разу не удалось. Зато есть в коллекции два знаковых моста, на и с которых открываются головокружительные виды. Это мост на остров Крк:
(даже сильно издалека он не полностью уместился в кадр), и мост через залив перед городом Шибеник:
Этот - даже не автострадный, а обычный, и очень жаль, что на нём и рядом нет никакой возможности остановиться, чтобы полюбоваться лазурной водой залива, стоящими под мостом яхтами и просто необычным для русского человека пейзажем.
В приморских городах, где есть узкие проливы, нередки и пешеходные мосты. Например, историческая часть Задара расположена на длинном узком полуострове, и чтоб сократить к ней путь пешеходам, через залив построили вот такой мостик, очень популярный среди горожан:
Пять минут ходьбы от унылых новостроек югославского периода - и ты уже в совершенно иной городской среде, почти что средневековой :)
В Словакии тоже есть интересные сооружения. Ударными темпами строится широтная автострада через всю страну, а где автострада - там всегда много больших и красивых мостов. Вот этот уже почти готов к сдаче в эксплуатацию:
Совершенно неожиданно в центральной части страны обнаружился виадук, размерами и стройностью ничуть не уступающий римским. Очевидно, он был построен в 19 веке для железной дороги по Низким Татрам, но всё равно выглядит впечатляюще:
А самый красивый мост встретился в Будапеште - мост Сабатшаг, или Свободы (1896 г., 334 м в длину и 20 в ширину). Я его не осилил преодолел, но зато сфотографировал в анфас и в профиль. Несмотря на высокую воду (Дунай поднялся метра на два), мост функционировал в прежнем режиме:
Видно, что опоры почти целиком спрятались под водой, а время от времени на них натыкались плывущие брёвна и другой крупный мусор, который обычно подхватывает вышедшая из берегов река. А в анфас - как бы и ничего особенного не происходит, обычный трафик в будний вечер столичного города:
Спасибо за внимание.