Гирокастра внесла свой вклад в мировую архитектуру уникальной концепцией семейного жилого дома, реализованной в 17-19 веке зажиточными горожанами. Для его обозначения, используются различные термины: дом башенного типа, турецкое куле (kullë), мансион, вилла, Gjirokastra house, и даже османский дом-колодец. Состоит такой дом из двух вертикально обособленных частей: высокой каменной нижней и жилой деревянной верхней. В отличие от традиционных османских двухэтажных домов, мансионы Гирокастры многоэтажны: два-три яруса в нижней части, и один-два этажа в верхней. Нижняя часть, будучи буквально каменным мешком с толстыми стенами и узкими окнами-бойницами, отлично подходила не только для самообороны, но и для разнообразных хозяйственных целей: в прохладном круглый год помещении могли долго хранить зерно и другие продукты, питьевую воду в больших цистернах, и даже укрывать домашний скот в зимний период.
Будучи не только резиденцией, но и мерилом богатства и влияния элитных кланов, мансионы формировали городскую среду и моду: кварталы вокруг богатых особняков становились престижными, высоко ценилось мастерство возводивших их строителей, дизайнеров, декораторов. В результате, к концу 19 века, в Гирокастре уже насчитывалось около 600 мансионов того или иного класса по размеру и сложности. Самые простые состояли из одного объёма и внешней пристройки в виде лестницы, сложные могли иметь 1-2 флигеля, перпендикулярных или даже параллельных основной структуре дома, арочный портал с колоннами.
Большинство мансионов размещалось на склонах холмов к западу от старого города, вписываясь в сложный рельеф на значительной высоте - примерно на уровне крепости. Разумеется, каждый из них имеет название по фамилии населявшей его семьи, и было бы чрезвычайно полезно и удобно, если б кто-то взял на себя труд нанести хотя бы самые значимые мансионы на подробную карту. К сожалению, об этом можно только мечтать: даже обычные карты албанских городов с границами районов имеются только в учреждениях и у крупных риэлторских фирм. Так, известно, что Гирокастра состоит из десятка исторических районов, каждый из которых имеет имя собственное (а не порядковый номер, как в других городах - даже в Тиране и Дурресе) и совпадает границами с официальными городскими единицами - lagja. Многие источники перечисляют их поимённо, однако, у читателя нет никакой возможности понять, где именно расположен тот или иной район, и фразы типа "большинство мансионов находится в кварталах Палорто и Дунават" останутся пустым звуком.
А теперь давайте покажем хотя бы топологическое расположение районов на картосхеме Гирокастры:
Обрела ли после сверки с картой смысл предыдущая фраза? Думаю, вопрос риторический: если вы разберётесь, где на карте крепость и где "сувенирный" перекрёсток, то и найти Палорто тоже труда не составит.
Один из мансионов, дом Зекате (Shtëpia Zekate), всё-таки отмечен на всех туристических картах (а на местности его можно найти по указателям). С него мы и начнём виртуальную прогулку, двигаясь на восток, по направлению к Старому Базару, и по пути заглянем в кварталы Палорто, Партизани и Дунават.
Дом Зекате считается эталонным. Построенный в 1812 году Бечиром Зеко, чиновником администрации Али-паши, он содержит в себе все типические черты и архитектурные элементы гирокастринского куле. Дом состоит из двух башен-близнецов, соединённых высоким двухарочным порталом - кемером, увенчан шатровой черепичной крышей с печными трубами из каждой комнаты и нависающими карнизами, которые подпирают косые дубовые балки. Возвращённая по реституции прежним хозяевам вилла в настоящее время необитаема, но посетителям здесь рады, ведь они помогают собрать средства на реконструкцию. Живущие в отдельно стоящем гостевом доме владельцы даже открыли во дворе небольшое кафе:
Одна из менее приятных особенностей этого дома - его фасад не виден ниоткуда с расстояния меньше километра. Обойдя дом со всех сторон, я так и не обнаружил ни одной приемлемой точки для съёмки. Придётся смотреть издалека:
Заходить в гости в частный дом за деньги, пусть и небольшие (200 лек), мне не очень нравится, поэтому интерьера я не увидел. Впрочем, в сети много фотографий,
кому интересно.
Надеюсь, теперь вы сразу заметите дом Зекате на общем виде района Палорто:
Всю левую часть кадра, занимает даже не дом, а целый комплекс Ангонате (1881) - самый большой мансион в городе. Он состоит из двух отдельных массивных куле с общим двором. Заметно, что к концу века, оборонительная часть зданий уже сокращается в размерах в пользу обитаемой - в дальнем здании целых три жилых этажа. В ближнем здании, хозяева разделили нижнюю часть на тесные мезонины и устроили в ней гостиницу B&B Котони.
Ещё один гестхаус - Джирокастра - открылся в резиденции Бабамето, что поблизости от медресе. Этот мансион - единственное, что осталось от бывшего комплекса бекташей, давшего название кварталу Тече (от слова текие). Его фасад после побелки не дружит с фотосъёмкой, поэтому я даже пробовать не стал, зато использовал как плацдарм для обозрения района Партизани (который наверняка раньше назывался как-то иначе) и северного отрога Дунаватского холма.
В Партизани, под живописной скалой, разместилось сразу несколько шикарных вилл:
Самая верхняя - почти точная копия дома Зекате, и их часто путают. Практически все планировочные типы представлены на этом снимке, но ни одного мансиона мне идентифицировать так и не удалось. Вот центральная группа более крупным планом - может, кто-то узнает?
У левого дома - великолепная полукруглая арка с огромным окном и декор с фресками:
Надо как-нибудь приехать ещё раз, чтобы более глубоко изучить вопрос, а пока продолжаем обзорную прогулку. Через овраг от Партизани, начинается район Дунават. Он выглядит победнее, даже слегка запущенно, но там тоже встречаются османские красавцы:
Наверху справа - дом Тотозани или Бейо Бечири (Banesa Bejo Beqiri, начало 19 в.), один из лучших образцов мансиона с одним флигелем. Находясь на одной из вершин, он доминирует над кварталом. Пройдя двести метров на юг, между холмом и крепостью, мы его снова обнаруживаем во главе панорамы, разве что под другим углом:
В глубине района, застройка становится менее плотной, и вокруг особняков появляется место для сада-огорода:
Вот оно, олицетворение поговорки "мой дом - моя крепость": брутальность в чистом виде, и ни один враг до ближайшего окна с земли не достанет.
Нам осталось посетить один, но важный район. Обходим крепость вдоль длинной стены, к подножию её северного бастиона. Оттуда, как бы в продолжение крепости, в долину спускается длинный отрог. Именно его выбрали в качестве первой площадки для выхода растущего торгового города за пределы крепостных стен в 15 веке. Из-за сложного рельефа, площадка была крайне неудобной для заселения, тем не менее, здесь сумели организовать торговлю и возвести капитальные строения. Сегодня квартал Старый Базар - самая аутентичная часть Гирокастры: многие здания там сохранились с 17-18 века в оригинальном виде.
Общий план квартала можно заснять разве что с вертолёта; даже с высоты бастиона, хорошо просматриваются только крыши:
На северной стороне, удаётся обнаружить колокольню:
По ней догадываемся, что где-то рядом скрывается Спасо-Преображенская церковь (Kisha e Shën Sotirit, 1784) - бывший кафедральный собор Гирокастринской митрополии ААПЦ. Новый собор - Архангельский (Kreyëngjëjve) - тоже попал в кадр на предыдущем снимке (слева, с голубым куполом). Он был возведён в 2013 году, при этом, для храма не нашлось лучшего места, чем прямо на территории двора действующей школы.
Сквозь лабиринт даже не улиц, а узких проходов Старого Базара, мы попытались подойти поближе к бывшему собору. Попытка удалась лишь частично: церковь была закрыта, а обойти её вокруг мешали всякие препятствия. С двух метров, в кадр смогла уместиться только часть фасада, судя по надписи, реконструированного в 1861 году. Новый фасад буквально вырезан из метровой каменной стены:
Главная улица квартала имеет ширину не больше метра. Удивительно, как при таком дефиците пространства, в средние века сюда умудрялись вписывать торговые ряды базара:
В квартале сохранились не только старинные дома, но и не менее старинные атрибуты быта. Похоже, что в этой нише когда-то размещалось предприятие общепита:
Спускаться до конца по главной улице мы так и не рискнули, ибо в жаркий летний день терять высоту - энергозатратное занятие:
Вот, собственно, и всё, что я смог рассказать по итогам двух визитов в Гирокастру. Продолжение, безусловно, когда-нибудь последует: древний город ещё не раскрыл всех своих секретов, а можно приехать и просто так - отвлечься от суеты.