Гирокастра, ч.2: старый центр

Jul 14, 2015 11:06

В первой части цикла, мы рассказали про крепость Гирокастры, а сейчас воспользуемся её высотой и посмотрим сверху на старый город. Подобно Берату и Корче, исторические кварталы в Гирокастре обширны, а единого общественного центра так и не сформировалось. В османских городах совсем не было центральных площадей, а застройка различалась строго по функциональному признаку - жилая или торговая. Так, для базара выделялось одна или несколько смежных улиц в виде торговых рядов, а типичный дом на такой улице использовался как комбинация склада или мастерской (в глубине помещения) с торговой лавкой (на фасаде). Как правило, в одну из таких торговых линий вписывалась базарная мечеть.

Центром старой Гирокастры и являлся такой базарный комплекс, ядром которого служил перекрёсток пяти радиальных и разноуровневых улиц Qafa e Pazarit (буквально: Базарная Шея). Формирование торговых и жилых кварталов вокруг него началось в 17 веке, когда растущему городу стало тесно в прежних границах (крепость плюс первые внешние кварталы). Район получил название Новый Базар, которое вскоре редуцировалось до просто Базара. В 20 веке, уже в независимой Албании, по периметру Базара добавились общественные здания - ратуша, почта, гостиницы - которым, по европейской традиции, полагалась площадь. Так образовался теперь уже бывший центр города, который в этом качестве просуществовал недолго: в годы социализма, на чистом и ровном месте у подножия холмов, был построен новый современный город, в который переместилась и вся городская жизнь, кроме развлекательно-музейной. Кстати, это настоящая терра инкогнита - редкий турист забредёт в новую Гирокастру из старого города-музея, куда он в первую очередь попадает.

Сообразно его нынешней роли, мы слегка расширим границы старого центра так, чтобы он включал основные туристические объекты - музеи, памятники, рестораны. Для наглядности, нанесём наше районирование на карту:



В нашей виртуальной прогулке, спустимся от крепостных ворот к Базарному перекрёстку, а от него пройдём на запад до Этнографического музея и немного посмотрим по сторонам. Вблизи самой крепости, панорама закрыта деревьями, и виды на город открываются где-то посредине спуска. Берём ракурс на 11 часов (снимок 2013 года):



Это кварталы чуть севернее Базара (сам он - за левой рамкой кадра). В центре снимка - здание городского суда, с фасадом в стиле неоклассицизма. Правее него, видим обширную площадку круглой формы - это пьедестал стоявшего здесь ранее гигантского монумента Энверу Ходже. Памятник был установлен в 1985 году, но доминировать над городом ему было суждено недолго. Вот так он выглядел до своего демонтажа в 1992-м:



За два года, площадку облагородили и открыли ресторан "Кодра", со столиков которого открывается неплохой обзор на нижний город:



Под большим албанским флагом, наша камера запечатлела корпуса бывшего Загорского постоялого двора (Han i Zagoria). Его внушительный размер (а таких гостиниц было несколько) говорит о былых масштабах торгового оборота городского рынка - сюда приезжали с товаром крестьяне и ремесленники со всего санджака. Судя по названию, данный постоялый двор предназначался для гостей из греческой области Загория. Судя по тому, что в его правом крыле недавно открылась новая гостиница Калеми-2, комплекс постепенно восстанавливает свои прежние функции.

Следующий ракурс, на 10 часов:



Базарный перекрёсток узнаётся по характерному угловому дому с эркером в правой части кадра, а на переднем плане выделяются минарет и медресе Базарной мечети. К ней мы ещё вернёмся, а сейчас обратим внимание на белое здание с небольшим обелиском в центре. Более крупным планом:



Эта 7-метровая стелла (Mëmëdheu ABC, в вольном переводе - Алфавит Родины) водружена в честь открытия первой в Гирокастре албанской школы в 1908 году.

Следующий снимок (с того же ракурса, но ниже) я б, конечно, забраковал, но он наглядно отражает одну важную особенность Гирокастры,



а именно, уникальную для южной Албании и всего бывшего Эпира кровельную кладку. Крыши в городе укладывали черепицей из тонких керамических плиток (известняковый материал придавал им характерный серый цвет), причём без какого-либо скрепляющего раствора. Вид кровли из столь тяжёлого материала прижился только здесь потому, что конструкция могла держаться на балках из крепкой породы местного дуба. Главный же его недостаток заключался в шаткости: любой ураган приводил к обрушению крыш по принципу домино. На одном из старых домов, мы нашли неплохую иллюстрацию автохтонной гирокастринской кровли:



Теперь мы знаем где что, и готовы спуститься на уровень улиц. Выходим на главный променад Базара, с тротуаром, больше похожим на лестницу - в старом городе повсюду такой сложный рельеф:



Как и в прежние времена, здесь сплошной торговый ряд, только ассортимент товаров сильно сместился от полезных вещей в сторону сувенирных поделок. К тому же, цены завышены, даже в сравнении с эталоном албанского туристического базара в Круе.

По однотипным фасадам замечаем, что старинных домов здесь нет несмотря на солидный возраст квартала. Все постройки Базара дважды уничтожались сильными пожарами в 18 и 19 веках и пострадали во время войны, так что его современный облик - результат последней реконструкции 1870-х годов с учётом послевоенного восстановления. Единственное, что напоминает о средневековом наследии - это вышеупомянутый угловой дом со стилизованным под турецкий мансион верхним этажом:



Перекрёсток, кстати, - довольно опасное место: зазевавшихся туристов выезжающие снизу водители видят в самый последний момент.

Если идти прямо, можно выйти к обелиску, к бывшему памятнику Ходже, или посетить какой-нибудь из четырёх ресторанов по пути. С террасы "Кодры", открывается интересный вид на самую нижнюю базарную улицу - Ремесленников. Она, правда, выглядит заброшенной - ревитализация сюда ещё не добралась:



Возвращаемся обратно и проходим к базарной мечети. По следующему снимку, даже далёкому от архитектуры человеку сразу становится ясно, что базар и мечеть строились по единому плану, в комплексе друг с другом:



Источники подтверждают: Новый Базар возник не стихийно, а по проекту тогдашнего правителя санджака Меми-паши в начале 17 века. Мечеть была встроена в улицу таким образом, чтобы часть её помещений можно было сдавать в аренду торговцам для пополнения бюджета. А сегодня на нижнем этаже работает какое-то халяльное заведение, естественно, без пива и алкоголя:



Эта мечеть хороша уже тем, что не подверглась евроремонту, как большинство других албанских мечетей, а сохранила аутентичный облик последней перестройки 1757 года. Ещё обратите внимание на гранёную беседку рядом с минаретом: это хауз - место для ритуальных омовений перед молитвой.

Базарная - единственная мечеть Гирокастры, пережившая запрет на религию. Получив статус культурного памятника, она избежала ликвидации, правда, её большое помещение с куполом использовалось не как музей, а для тренировок цирковых акробатов. Сохранилось и медресе (1727), в свои первые годы служившее храмом для бекташей:



В ста метрах выше мечети, находится наше любимое заведение в Гирокастре - таверна Кука. Хорошая кухня, столики в саду, где даже в самую жару прохладно, и живут кролики и черепахи. Но мы на живность не отвлекаемся, а продолжаем снимать строго тематически :)



Слева - часть дома Ангонатева 19 века, в котором расположен гестхаус Котони (там мы, собственно, и остановились). Традиционным мансионам будет посвящена следующая часть, поэтому эту тему развивать пока не буду. Дальше по той улице - два дома-музея, к которым мы сейчас и подойдём. Первый из них - дом Скендули (shtepia Skënduli, 1823). Огромный дом из двух десятков комнат находится не в самом лучшем состоянии, хотя и наблюдаются следы ремонта. Заходить на экскурсию вовнутрь мне не очень хотелось, поэтому ограничился кадром снаружи:



Этнографический музей, по свидетельству побывавших там очевидцев, не особо интересен, и уступает аналогичным музеям в Круе и Берате, поэтому я даже не планировал посещение. Более того, само здание оказалось 1966 года постройки:



Раньше на этом месте стоял дом, где Энвер Ходжа провёл свои детские годы, но он был уничтожен пожаром. В новом доме, стилизованном под традиционный, разместили музей Освобождения Албании. Очевидно, в нём было слишком много Ходжи-партизана, и новые власти в 1991 году спешно переоборудовли музей под этнографический. Неудивительно, что качественной экспозиции создать не удалось - либералы и демократы с музейным делом не дружат.

Фактически, мы уже вышли за пределы старого центра; теперь предстоит снова подняться на уровень выше и вернуться к крепости по улице-террасе. Для закрепления материала, оглядываемся и на крепость и Базар - с западных холмов тоже открываются неплохие виды:



На следующем этапе нашей прогулки, увидим главное достояние и гордость Гирокастры - куле (kullë), или мансионы богатых горожан.

Гирокастра, Албания, торговые ряды, исторические центры, панорамы, мечети, гостиницы, памятники, музеи

Previous post Next post
Up