Кастория, ч.2: византийские церкви

Jul 04, 2015 22:30

Я не знаю ни одного города в мире с такой же, или хотя бы сравнимой, концентрацией храмов, как в Кастории. На компактной территории в 1 кв.км сохранилось около 70 церквей всех возрастов, от 9 до 20 века. По времени появления, их условно классифицируют на византийские (до 1385 г.), поствизантийские (15-19 вв.) и современные. Известна и количественная раскладка по каждой группе: 16, 40 и 11, соответственно.

От количества крестиков на плане города буквально рябит в глазах:



Планируя посещение Кастории, мы не ставили себе цели обойти все церкви или, скажем, по списку самых древних (выделены на карте красным ободком) или известных, а решили просто поплутать по улочкам старого города, осматривая наугад, - ведь церквей там столько, что должны попадаться на каждом шагу. Такая стратегия оказалась порочной, ибо не учитывала одного существенного обстоятельства. Византийские церкви обычно малы, лишены купола и колокольни, и, по понятным причинам, визуально не господствуют, а наоборот, прячутся в складках местности. Не бросаются в глаза и церкви османского периода: имперские власти разрешали возведение христианских храмов только на целевые пожертвования и для частного пользования (отсюда двойные названия касторийских церквей - к имени святого добавлялось имя спонсора), соблюдая при этом ряд условий по изоляции из городской среды, из общего принципа "не провоцировать мусульман". Вот и ответ на вопрос, почему их так много: помимо нескольких приходских, десятки церквей обслуживали только членов богатых семей во главе с тем или иным архонтом.

В результате оказалось, что обнаружить любую церковь - нетривиальная задача; если идти парадным шагом по главным улицам, не заглядывая во дворы и переулки, можно элементарно пропустить большую часть объектов. Нам не помогла даже распечатка карты, которую предусмотрительно взяли с собой: за пределами бывшей крепости, где они открыты на всеобщее обозрение, мы нашли только одну(!) чисто византийскую церковь, в то время как новых (19 века) - целых семь . В связи с этим, предлагаю турфирмам проводить в Кастории квест: кто больше найдёт церквей за единицу времени, а победителю вручать сувенир, например, меховой воротник.

В ходе нашего сегодняшнего квеста, стартовав с места парковки на южной набережной и двигаясь по контуру большой буквы Λ, мы пересечём туда и обратно холм с романтичным названием Ксениа, на котором и стоит старый город. Маршрут нет смысла чертить на карте, его и так маркируют порядковые номера посещённых нами объектов. Чтобы не перегружать текст, все названия и даты постройки будут вынесены в заголовок фотографий, а пояснения размещены уже под ними.

Одолев крутой подъём по лестнице, попадаем на улицу Манолаки, которая наиболее экономно (по гребню холма) доведёт нас до колыбели древней Кастории - детинца византийской крепости. Пройдя по улице метров 50, на левой обочине встречаем первую церковь.

1. Церковь св.Афанасия от Музаки (Άγιος Αθανασιος Μουζακη, 1387)


Это первая церковь, возведённая в Кастории после утраты византийской юрисдикции. Турки-османы ещё не закрепились на новых землях, и город находился под управлением известного албанского клана Музаки. По предельно простой архитектуре видно, что церковь возводилась наспех - время было смутное, однако, расписана она была должным образом, и фрески внутри сохранились по сей день. К сожалению, большинство церквей Кастории так и остались частными, поэтому допуск широкой публике сильно ограничен - служб не проводится, двери заперты на ключ. А в данном случае, даже снаружи обойти не удаётся - строители соседнего дома заставили всю площадку своими материалами.

2. Митрополия (Ιερά Μητρόπολις, 1857)


По правой стороне, располагается обширный комплекс, принадлежащий митрополии - резиденция, собор, зал приёмов и др. С улицы ничего из этого толком рассмотреть не получается, кроме верхних ярусов колокольни. Любопытно, что собор триединого посвящения св.Константину и Елене, Вознесению и св.Николаю никто не называет кафедральным, а просто "митрополией".

На улицах старого города примечательного мало. Даже удивительно, почему, имея в активе многолетний прибыльный бизнес, Кастория выглядит настолько запущенно, проигрывая в благоустройстве даже многим албанским городам. За сотню лет независимости Греции, в городе не появилось ни богатых особняков, ни солидных общественных зданий. Вот так уныло выглядят центральные улицы:



Позорно пропустив пару интересных объектов в переулках, выходим на главную площадь старого центра - Омонию. Здесь нет и речи о единстве композиции - застройка бессистемна и аморфна, нет ни газонов, ни фонтанов, ни хотя бы памятников:



Посреди площади - какая-то имитация раскопок детинца, а её главный дом настолько обшарпан, что выглядит заброшкой:



Зато на площади есть сразу две древние церкви, и мы прощаем остальные недостатки.

3. Церковь св.Николая от Каснидзиса (Άγιος Νικόλαος του Κασνίτζη, 1170-80)


На стенах хорошо заметна т.н. византийская кладка (cloisonné) с поперечными перекрытиями и несложными узорами, а внутри сохранились древние фрески. К слову, обилие открытого пространства вокруг церкви возникло лишь благодаря сносу окружавших её домов в ходе реконструкции площади. Она же, но с алтарной стороны:



4. Церковь св.Иоанна Крестителя (Άγιος Ιωάννης Πρόδρομος, 1350-80)


По какой-то причине, вместо кирпичной, стены этой церкви выложили бутовой кладкой на грязевом растворе, а чтоб конструкция не расползалась, вставили деревянные прокладки между слоями. Когда колокольного звона не хватает, в дело вступает громкоговоритель:



Покидаем площадь по не менее унылой улице, которую оживляют разве что печные трубы:



Бывшая цитадель не ограничивается площадью Омонии: чуть севернее обнаруживается ещё один древний комплекс, с остатками укреплений и кластером древних церквей.

5. Церковь пресв.Богородицы Кубелидики (Παναγία Κουμπελίδικη, 1020-50)


Уникальна прежде всего наличием купола, что отражается даже в названии. Бутово-кирпичная кладка выполнена техникой cloisonné и богато декорирована, особенно по поверхности цилиндрического купола, что говорит о высоком мастерстве строителей и каменщиков. Судя по множественным слоям, внутренние стены регулярно расписывались каждое столетие; сохранились даже внешние фрески на фасаде:



6. Церковь Архангелов прихода Гимнасиу (Ταξιαρχες Γυμνασίου, 10-12 вв.)


Мнения о датировке этой церкви сильно расходятся, но в любом случае, она гораздо скромнее предыдущей по расположению, архитектуре и исполнению. Разве что внутренние фрески так же хороши, но нам об этом судить трудно - несмотря на утро субботы, пока что ни в одну церковь попасть не удалось. Алтарная часть с полукруглой апсидой:



Покидаем детинец и движемся дальше на север, стараясь не терять высоты без нужды - склоны везде довольно крутые. В переулке замечаем церковь, замаскированную под обычный дом:

7. Церковь св.Параскевы прихода Иконому (Άγία Παρασκευή Οικονόμου, 1846)


В тесных кварталах, вновь появляются сложности с доступом к подходящим для съёмки точкам, но занятное крылечко я всё-таки изловчился запечатлеть:



Византийский музей (Βυζαντινό Μουσείο, 1989)


На пустынной и запущенной площади Дексаменис, стоит неприметное здание музея иконографии. Поскольку мы днём ранее посетили аналогичный музей в Корче, сюда заходить не стали. А чуть дальше, на вершине нашей маршрутной линии, обнаружили самую большую церковь города.

8. Церковь св.Георгия-Победоносца (Ιερός Ναός Αγίου Γεωργίου, 1882)


В ней нет ничего от византийского стиля, поэтому смело причисляем эту приходскую церковь к современным. С этого места уже открываются виды на северную набережную, господствующую высоту над которой занимает ещё одна современная церковь.

9. Церковь Ильи-пророка (Ιερός Ναός Προφήτη Ηλία, 1917)


Любопытно, что эту церковь возвели солдаты сербского гарнизона, пребывавшие в Кастории в 1916-18 годах в составе Салоникского фронта союзников. Сейчас высота служит смотровой площадкой, и неудивительно, что там возник развлекательный комплекс.

Теперь меняем направление и движемся на юго-восток по улице св.Мины. С десятой попытки, наконец нашлась открытая церковь.

10. Церковь св.Николая от архонта Томану (Άγιος Νικόλαος Άρχοντος Θωμανού, 1637)


В 1950-е годы, она подверглась коренной реконструкции: добавили купол, новый притвор, переложили стены. От старого здания остались только внутренние фрагменты с фресками.

11. Церковь Милосердных апостолов (Ναός Αγίων Αποστόλων Ελεούσας, 1547)


Апостолы-елеусы - это, очевидно, Пётр и Павел. Судя по табличке, на деньги Евросоюза проводится евроремонт: уже заменили крышу, соорудили новый навес над входом, начали отделку фасада гладкой штукатуркой. Главное, чтоб ничего не трогали внутри: там ещё сохранились фрески знаменитого албанского иконописца Онуфри. Кстати, было приятно обнаружить в Кастории и улицу братьев Зографи - воскопойских художников. Мастера албанской школы живописи на протяжении столетий были известны и востребованы далеко за пределами родных мест.

Выходим на площадь св.Мины. Это сердце старого христианского квартала - только в ближайших окрестностях площади насчитывается десять церквей. Отсюда мы совершим две вылазки вбок от нашего основного маршрута. Сам же район и его главная улица св.Теолога (т.е. Иоанна Богослова) выглядят запущенно даже на общем неважном касторийском фоне. Для иллюстрации, приведу несколько примеров. Вот сама площадь:



А вот часть школы №2 (очевидно, кабинет директора и учительская):



Несколько старинных жилых домов дошли до состояния "восстановлению не подлежит":



В отличие от обычных домов, церкви находятся под некоторой охраной государства, поэтому поддерживаются в приличном виде, даже когда подходы к ним зарастают травой.

12. Церковь св.Георгия Полития (Ναός Αγίου Γεωργίου Πολιτείας, 17 в.)


В отличие от большинства остальных, эта церковь - трёхнефная, как можно догадаться по значительной ширине фасада и асимметричной крыше. Опять же, над уязвимыми внешними элементами установили навесы, а новой штукатуркой лишь имитируют прежнюю бутовую кладку.

13. Церковь св.Стефана (Άγιος Στεφανος, 9 в.)


Ура, это наша лучшая находка - самая большая, древняя и красивая из всех византийских церквей. Трёхнефная базилика поражает разнообразием и гармонией форм, качеством кладки, чувством вкуса и меры в оформлении. Видно, что некоторые элементы были достроены позже, из-за чего центральный неф и трёхгранная (nota bene) апсида слегка нарушили первоначально задуманные пропорции.

14. Церковь св.Фомы (Άγιος θωμας, 1849)


Трёхнефная базилика врезалась в склон настолько, что алтарная часть целиком ушла в землю, а перепад высот между уровнем пола и улицы составил метра три. Разницу пришлось прикрывать отдельной структурой со стороны фасада, состоящей из высокой стены и экзонартекса - крытой деревянной галереи между ней и базиликой. Снова наблюдаем бутово-грязевую кладку:



А прямо напротив, стоит гораздо более древняя церковь с необычно изогнутым корпусом.

15. Церковь св.Николая от архонтиссы Теологины (Άγιος Νικόλαος της. αρχόντισσας Θεολογίνας, 15 в.)


Это не креатив средневекового архитектора, просто спустя два века на склоне не нашлось достаточно места для пристройки притвора. Отмечаем, что продольные деревянные балки проложены слоями и по всему периметру. Церковь действует, и можно даже зайти внутрь, во второй раз за всю прогулку.

16. Церковь св.Апостолов прихода Сервиоти (Ναός Αγίων Αποστόλων Σερβιωτη, 1857)


Очередная церковь ниже уровня улицы. Простая, без изысков, но в русле византийского стиля. Алтарная сторона отличается от фасадной разве что наличием полукруглой апсиды:



17. Церковь св.Иоанна Богослова (Άγιος Ιωάννης Θεολόγος, 1552)


Здание перестроили в 19 веке, в частности, добавив экзонартекс, который я сперва принял за террасу ресторана из-за вывески слева.

Мы снова на набережной, а стало быть, завершили наш марафон. Делаем вывод, что Кастория интересна не только любителям ценного меха: для наглядного ознакомления с византийским зодчеством, пожалуй, не найдётся лучшего места. Правда, к поездке нужно как следует подготовиться :)

церкви древние, малые города, церкви православные, Греция

Previous post Next post
Up