Эльбасан: мусорный фугас

Apr 10, 2015 01:31

Город Эльбасан производит весьма приятное впечатление, чего не скажешь о его обширной промзоне. Готовя обзор по своей туда поездке, я решил разделить позитив и негатив по разным постам, благо материала накопилось достаточно. В первой части поговорим о проблемах - экономических и экологических.

Пятый пятилетний план развития народного хозяйства Албании 1971-75, как и два предыдущих, проходил под лозунгом "опоры главным образом на собственные силы". Хитрая оговорка главным образом отражала всестороннюю помощь (в виде целевых кредитов и прямых инвестиций) единственного в те годы союзника - КНР. Флагманом пятилетки стало возведение китайскими специалистами Эльбасанского металлургического комбината в 1974 году. Выбор площадки для комбината был обусловлен выгодным географическим положением Эльбасанского района в центре страны, а также относительно транспортных путей и источников сырья в виде железной руды, месторождения которой находятся в пределах сотни километров к востоку. В комплексе с комбинатом, были введены в эксплуатацию новые рудники и обогатительные фабрики, к наиболее крупным их которых - Преньяс и Гури-и-Куч - провели железную дорогу.

Какова была мощность комбината полного цикла, названного "Сталь партии", и сколько на нём реально производилось чугуна и стали, сейчас вряд ли кто вспомнит. Однако известно, что завод потреблял 600 тыс.т/год обогащённой руды (половину от всей добычи), и в его штате состояло 8 тыс. человек. По значению в экономике страны, завод занимал такое же место, как, скажем, Магнитка или Запорожсталь в Советском Союзе. Промзона комбината тянется вдоль дороги на протяжении 3 км, и по площади она мало уступает самому городу:



Для наглядности, надо бы дать ещё вид сверху. Лучший обзор открывается со старого тиранского шоссе, но там мы не были, поэтому тырим фотку у коллег-велотуристов. Помимо комбината, в промзоне где-то прячется довольно крупный цементный завод (я так и не установил его местонахождение), а также городская тюрьма. Здесь же находится крупнейший в стране узел линий электропередачи: входящая со стороны Греции магистраль на 400 кВ с помощью двух понижающих подстанций ветвится на несколько ЛЭП-220, что позволяет импортировать недостающее электричество из единой европейской сети, питать промобъекты и город, и доставлять его дальше в столичный регион. Промышленная панорама впечатляет:



С уходом коммунистов с политической арены, комбинат быстро деградировал, и к концу лихих 90-х вообще прекратил производство. Заодно закрылись и рудники, выработав за годы эксплуатации всего лишь 10% своих промышленных запасов. В 1999-м, новые власти страны поспешили оптом (по цене металлолома) продать всё, что осталось от завода, турецкой компании Kürüm International. Поскольку правовой базы приватизации тогда ещё не имелось, комбинат был взят как бы в аренду на 20 лет, и окончательно перешёл в собственность инвестора только в 2012 году. Сумма сделки - 109.5 млн. евро (а после компенсации НДС - и вовсе 90 млн.); решайте сами - много это или мало.

Насколько я понял, никаких целевых ограничений на деятельность нового хозяина наложено не было. Турки организовали здесь выплавку вторичной стали из металлолома, дали работу примерно семистам эльбасанцев, и даже поставили одну единицу нового оборудования - электродуговую печь ёмкостью 60 тонн. Интересно, что сырьё они стали брать не на месте (хотя вокруг - горы ржавого железа), а ввозить из-за границы, покупая лом на "кладбищах автомобилей" в Сербии, Македонии, Болгарии и России в количестве 600 тыс.тонн в год.

Это были голые факты, а теперь разберёмся детальнее, что к чему. Коммунистов можно упрекнуть за две вещи: гигантоманию и недальновидность. Гиганты тяжёлой промышленности не способны вписаться в экономические реалии небольшой страны, истощают её ресурсы, наносят непоправимый ущерб природе. Спрашивается, куда Албания девала полмиллиона тонн чугуна, не имея сколь-нибудь значительных металлоёмких производств? При этом, молох комбината пожирал на входе миллионы тонн руды, известняка, воды и угля, оставляя на выходе горы токсичного шлака, отравленный воздух и реки. Мало того, надо было откуда-то импортировать весь коксующийся уголь, который в стране не добывался.

Понятно, что предвидеть крах социализма никто не мог, но почему нельзя было проводить индустриализацию рационально и эффективно? Например, использовать богатые никелем и хромом руды для производства ферросплавов, а не переводить их на чугунные чушки. Направлять целевые китайские кредиты на финансирование покупки западных технологий, а не копировать допотопные китайские заводы целиком (надеюсь, все помнят, как хунвэйбины выплавляли чугун во времена т.н. Большого скачка). В общем, сейчас понятно, как надо было делать - строить малые и средние предприятия, периодически проводя их модернизацию, отбросить автаркию и включиться в социалистическое разделение труда с упором на трудоёмкие отрасли и т.д. - но с тех людей уже не спросишь и ничего не исправишь. Тем не менее, несмотря на все промахи и перегибы, за годы социализма Албания стала промышленно развитой страной с технически грамотными кадрами и малой зависимостью от импорта. И очень жаль, что такое наследство разбазарили всего за несколько лет.

Критиковать либеральных демократов вообще бессмысленно - они во всех странах "победившей демократии" делали одно и то же: уничтожали промышленность, распродавая иностранцам даже основу для её возможного возрождения - землю, недра, транспорт, связь, - тем самым создавая условия для массовой эмиграции наиболее активного населения. Пикантно, что в нашем случае, акулы мирового капитала солидные инвесторы побрезговали полумёртвыми албанскими активами, и их пришлось отдавать откровенным стервятникам вроде Курума (а эта фирма нам уже знакома - они владеют электростанциями в долине реки Мат). Что же сделала турецкая компания за 15 лет владения эльбасанским комбинатом? Может, провела рекультивацию земель или хотя бы генеральную уборку и очистку территории? Нет, вся промзона выглядит как пёстрая мозаика руин, холмов и насыпей из шлака, битого кирпича, угля и просто мусора. Вот такие картинки там на каждом шагу (фотка примерно с того же ракурса, что и предыдущая обзорная):



Может, фирма возродила производство стали и проката, заменив архаичные агрегаты новым, современным и экологичным оборудованием? Отчасти да: установили пару механизмов по измельчению лома, компактную электропечь (да и та сгорела в 2008-м, полгода чинили) и прокатный стан для выпуска несложных изделий - таких, как строительная арматура. Для их бесперебойного снабжения электричеством (а требуется 800 тыс. кВт-ч в день - больше, чем всем жителям Эльбасана) в условиях энергодефицита, Куруму пришлось приобрести аж 4 малых ГЭС. А вы думали, они албанцам помогают с электричеством?

Может, компания заботится об уникальной албанской природе и бережно утилизирует отходы? Напротив, она их только умножает. Во всех странах, прессованные автомобили со свалок считаются токсичным мусором, ввоз которого строго запрещен. Тем не менее, компании Курум каким-то образом удаётся убедить каждое новое албанское правительство, что она импортирует не мусор, а лом металлов. Правительство смотрит на это сквозь пальцы, а наиболее дотошным журналистам жалуется, что ничего поделать не может, поскольку "у них сильное лобби".

Пройдя через фильтр-измельчитель, металлолом освобождается от пластиковых и других примесей, непригодных для загрузки в печь. А вот что происходит с ними дальше в эльбасанской промзоне:

image Click to view



Это видео снял американский геолог Райан Перрой: зрелище сброса самосвалами мусора в реку, видимо, поразило его до глубины души. А меня поразило зрелище пластиковых огрызков, намотанных на все кусты вдоль берега реки Шкумбини, заметное даже из окна поезда с расстояния в 500(!) метров. И так на протяжении многих километров, почти до самого моря:



Вот такая экологическая бомба обнаружилась в самом сердце Албании. Взорвётся она или нет, зависит как от правительства, так и от каждого гражданина. А воспитывать сознательность надо начинать с простых и понятных истин, например: будете мусорить - туристы к вам не приедут.

Албания, заводы, экология, Эльбасан, политика

Previous post Next post
Up