Дуррес, ч.2: набережная "Волга"

Mar 18, 2014 15:10

В данной части, познакомимся с парадной витриной Дурреса - морской набережной. Идея превратить пространство между бывшей крепостной стеной и береговой линией (по сути, зону прилива) в променад впервые была сформулирована в генплане 1942 года, принятом в период итальянской администрации. Работа по её реализации продолжилась и при социализме. План комплексного развития приморского бульвара был принят в 1984-м, и предусматривал возведение жилых, культурных и рекреационных объектов, памятников, а также площадок для проведения различных церемоний. С возвращением рыночных отношений, сюда пришли обычные для таких мест атрибуты капитализма - небоскрёбы, отели, рестораны, и городу стало непросто соблюдать баланс частных и общественных интересов и принципы зонирования территории. Лакомые участки достались крупному бизнесу, а он действует согласно девизу "быстрее, выше, сильнее".

В результате, современная набережная представляет собой симбиоз различных эпох, артефакты которых порой причудливо сочетаются между собой. Променад начинается сразу за территорией порта и тянется вдоль южного берега примерно на полтора километра:



Впрочем, ещё до его начала можно увидеть много интересного - не зря Via Egnatia на подходе к берегу тоже называется променадом (shëtitorja). Уходящая к центру улица Троплини радует глаз вишнёвыми деревьями и современными жилыми высотками:



Ближе к порту, вырос пока что безымянный, но очень нарядный небоскрёб. Нижние этажи для бизнеса, верхние - жилые:



На территорию порта не пустят без пропуска (или хотя бы легенды), поэтому смотрим снаружи. Выглядит вполне аккуратно:



В таком современном окружении, совершенно не теряется византийского вида церковь - православный собор святых Павла и Астия:



Церковь была построена в 2001 году и служила кафедральной для архиепархии "Тираны, Дурреса и всея Албании" вплоть до открытия нового собора в Тиране в 2012. Несмотря на новодельность, храм отличается безупречной стилистикой и гармоничными архитектурными формами:



Слева от церкви, находим неплохой образец стиля модерн - угловое здание Национального Коммерческого банка:



Здесь в 1925 году зародилась банковская система страны. Догадаетесь, кто сидит на крыше над порталом?

Выходим к бульвару Эпидамна (Bulevardi Epidamn), соединяющему главную площадь с началом Променада. Становится понятно, что мы гуляем не где-нибудь, а по субтропическому городу:



Эта дорога ведёт к храму - главной городской мечети, к которой мы подойдём поближе в следующей части. А с морской стороны, бульвар начинается с очередного симпатичного небоскрёбчика. Полукруглая мансарда как бы намекает, что там устроен панорамный ресторан или бар:



Выход к морю прикрывает круглый бастион - Венецианская башня:



Башня служила южным форпостом Дурресской крепости (Kalaja e Durrësit), возведённой ещё в 5 веке византийским императором Анастасием и, по крайней мере, дважды перестроенной: венецианцами в 15-м, затем османами в 16 веке. Кроме башни, от средневековой крепости сохранились фрагменты стен, которые можно увидеть вдоль улицы Анастаса Дуррсаку:



Для албанцев, крепость имеет такое же значение, как для нас Брестская: 7 апреля 1939 года здесь приняли неравный бой с итальянскими захватчиками 360 горожан, у которых нашлось хоть какое-то оружие - полицейские, пограничники, военные моряки. Одному из этих героев, морскому офицеру Муйо Ульчинаку, воздвигнут памятник у крепостных стен:



Выходя на набережную, не забываем оглянуться - ведь отсюда почти открыточный вид на крепость:



В начале улицы Таулантиа, от размеренной атмосферы только что пройденного бульвара ничего не остаётся: в застройку второй линии точечно втыкается очередной небоскрёб, а сквер с пальмами неуклонно вытесняется аттракционами:



Композиция генплана 80-х практически разрушена; даже её фокус - памятник Борцам сопротивления - совсем теряется на фоне аляповатых ларьков:



Масштабы деградации особенно наглядны, если сравнить с тем, что было на этом месте каких-то пять лет назад:



К счастью, дальше оказалось не так всё плохо. Первая линия - собственно Променад - выглядит ярко, динамично, и вполне цивильно:



Пора показать и то, ради чего мы вообще сюда пришли - море. Пляжа тут нет, зато рыбаки присутствуют:



Далеко в море выступает т.н. Новый пирс (Pista e Re) - там дискотеки, бары, рестораны:



К дискотечному острову сооружён, ни много ни мало, вантовый мост:



Оглядываемся назад, чтобы получить общий вид Променада с запада на восток. Пляжей в окрестностях Дурреса и так хватает, так что, думаю, береговую линию оставят как есть, пусть даже такую малофотогеничную:



Внутренняя, горная часть Дурреса закрыта для обзора с набережной высокими домами второй линии, но кое-где имеются просветы. Так, с этой точки неплохо виден старый маяк на вершине холма:



Новая застройка ведётся до победного конца, буквально до последнего метра набережной - земля-то здесь дорогая:



Из любопытства, заглянем за мыс. Здесь пока последний форпост наступающего города - новый (2006) университет Aleksandër Moisiu и элитный жилой комплекс, ещё не до конца заселённый:



Я бы назвал его "Парусом", но у албанцев в топонимике особо не мудрят - это всего лишь Западные Башни. А дальше, вдоль узкой прибрежной линии, на километр тянется старый рыбацко-курортный пригород, с лодочными причалами, ресторанчиками, мастерскими и просто частными домами. На севере, ранее пустынное побережье (пляж Куррила) постепенно осваивается - появляются дома отдыха, яхтклубы, частные пляжи:



А нам пора возвращаться в город - там осталось ещё немало интересного, помимо набережной. Но это уже в заключительной части.

Албания, церкви православные, береговая линия, Дуррес, башни, памятники, хайтек, набережные

Previous post Next post
Up