Дуррес, ч.3: исторический центр

Mar 20, 2014 14:50

По всей видимости, господствующим в регионе в период 1501-1912 туркам-османам не был нужен удобный порт на Адриатике, а посему к 19 веку Дуррес пришёл в запустение - в городе осталось не более тысячи жителей, а крепость и заброшенные дома превратились в руины. Как результат, подавляющая часть современной застройки относится к 20-му веку, а исторический центр представлен лишь фрагментами, извлечёнными археологами из культурного слоя.

К тому же, у албанцев просто беда с городской топонимикой (мы уже дважды сталкивались с этой проблемой - в Гирокастре и Тиране): названия районов неведомы даже риэлтерам. В данном случае, я затрудняюсь назвать одним словом ту часть Дурреса, с которой мы сегодня будем знакомиться. Короче, идём по второй линии с запада на восток и, через амфитеатр, выходим на главную площадь:



Вторая линия побережья проходит по улице с очередным звучным греко-римским названием - Таулантия. Выше неё, параллельных улиц уже нет, поскольку уклон возвышающегося над бухтой холма Kep i Durrësit (Дурресский мыс) не позволяет воплощать сколь-нибудь регулярную планировку. Зато частному сектору такие высоты (80 м) и склоны - небольшая помеха. На вершине имеются и знаковые объекты - маяк и вилла короля Зога. Очевидно, что маяк хорошо виден с моря, а вот увидеть его с городских улиц, не поднимаясь на гору, удаётся не везде. Найдя одно из таких мест, применим зум:



Октагональная 8-метровая башня не выглядит старой, однако, деталей о дате постройки или наличия предшественников мне выяснить не удалось. Пишут, что к маяку можно пройти пешком, и даже насладиться оттуда видами на бухту. Несмотря на наличие балкона на крыше маяка, туда вас навряд ли пустят, и придётся ограничить себя пребыванием у его подножия.

Второй доминантой холма служит летняя резиденция короля Зога:



Зог I правил Албанией с 1925 по 1939. Вначале победив на выборах, Зог быстро установил диктатуру, а в 1928-м и вовсе интронизировал себя в монархи. Король редко посещал свой дворец, но уже в следующую эпоху он стал более востребованным, так как Энвер Ходжа превратил его в дом партийных приёмов. Впрочем, вилле так и не суждено было стать музеем диктаторов: после победы демократии, её вернули сыну короля по реституции.

Но вернёмся вниз, на Таулантию. Контрасты албанских городов нас уже не удивляют. Вот во дворе обшарпанного дома разместилось модное кафе. Владельцы подкрепили его название, "Золотое яблоко", соответствующим материальным символом у входа, наделив официантов дополнительными обязанностями. Несмотря на занятость, они мгновенно (но доброжелательно) отреагировали на фотосъёмку:



На другой стороне улицы, видим уже не хрущобы, а жильё улучшенной планировки:



Чуть дальше, новостройки опять чередуются с панельными развалюхами:



Частный сектор постепенно сдаёт позиции в пользу красивых, современных домов:



Внезапно напоминает о себе античность - во дворе археологического музея живописно разбросаны остатки колонн и барельефов:



Здесь, поблизости от мест раскопок, при социализме планировали организовать музей под открытым небом. Как видно, отчасти эту идею реализовали, оставив часть экспонатов за пределами нового здания (2010). Смотрите, как вольготно статуи отдыхают на пленере:



На пригорке за музеем, обнаруживаем православную церковь:



Это церковь св.Георгия, постройки 19 века (других сведений в интернете не содержится). Вообще, чтобы сделать правильный снимок, в Дурресе надо уделять большое внимание выбору ракурса. Вот оцените, насколько отличается фронтальный вид церкви от диагонального (оба сняты с близких точек):



Видно, что напрямую, через частокол заборов, к церкви не подберёшься, но можно было обойти справа. Я же пошёл другим путём, и в итоге упёрся в непроходимый кустарник:



Дальше по Таулантии, в одном из двориков, обнаруживается колоритнейший дом, стоящий на солидном фундаменте:



Не нравится панельный дом? Не беда - никто не мешает в отдельно взятой квартире заменить панель на кирпич.

Повернув на Эпикадевскую, вскоре выходим к главной античной достопримечательности Дурреса - амфитеатру:



Римское сооружение 2 века впечатляет своим размером: трибуны могли вместить аж 20 тысяч зрителей. Позже (в 4-13 веках), появились "подтрибунные помещения", но они служили уже культовым целям - это часовни и гробницы, фрески в которых сохранились и по сей день.

Любопытно, что о таком грандиозном памятнике культуры ничего не было известно до 1966 года, когда албанский археолог Vangjel Toçi буквально откопал его из-под земли. Местные власти якобы не справились с консервацией объекта, и с 2004 года раскопки передали в ведение Пармскому университету. Несмотря на невысокую цену билета (300 лек), желающих прогуляться по амфитеатру не наблюдается:



Продолжение раскопок сталкивается с проблемой расселения и сноса окружающих частных владений. Как часто бывает в подобных случаях, хозяева даже самых ветхих строений отчаянно сопротивляются:



Обойдя амфитеатр, по лестнице спускаемся на угол главной площади города - Иллирийской (sheshi Iliria). Справа горсовет, слева городская мечеть:



Непонятно назначение Т-образных столбов на крыльце мечети, но кто-то, безо всякой богобоязни, накинул на один из них велопокрышку :)

Главная мечеть города - Большая (Xhamia e Madhe) - датируется 1937 годом:



Это не единственный исламский храм в городе. Так, неподалёку (в глубине квартала) находится древняя (1502) мечеть Фатиха, открытая сразу после завоевания Дурреса османами, но от древности там не осталось и камня после недавнего ремонта.

От южного угла площади к морю, проложен бульвар Эпидамн, в честь греческого названия древнего Дурреса. Мы его уже видели в предыдущей части отчёта, а теперь снимем с другого конца:



По периметру площади располагаются важные для города административные и культурные объекты; смотрим против часовой стрелки. Здание ратуши - образец стиля функционализма 20-х годов - выглядит несколько мрачновато, особенно на фоне новых высоток:



Офисно-жилой комплекс EGT Tower:



На северо-восток уходит луч ещё одного бульвара - Дюррах (Dyrrah), но до бульварного уровня он явно не дотягивает - деревья так себе:



Во главе северного угла площади, стоит драмтеатр имени Александра Моисси (1953), зачем-то увешанный мощными антеннами:



Ну а на восточной стороне, периметр завершается зданием префектуры. Жалюзи на его окнах регулируются централизованно, очевидно, чтобы привить сотрудникам единомыслие :)



Здание больше похоже на штаб партии социалистов - очевидно, управление округом сегодня в их руках.

К северу от площади, в сотне метров по улице Александра Гоги, вновь находим следы античности, да ещё какие - остатки форума византийского императора (историки, правда, ещё не решили, какого именно - Анастасия или Юстиниана) 6 века. Так же, как и амфитеатр, Ротонда была обнаружена сравнительно недавно - в 1987 году, и возможности хоть как-то выделить шедевр древности из плотной городской среды оказались ограничены:



К сожалению, дальше расчистки площади дело не продвинулось (не хватает чего? Правильно, денег на содержание), и открытый во всех смыслах памятник подвержен эрозии и даже вандализму, что сразу заметно не только специалисту, но и любому прохожему:



Дальше по улице Гоги ничего интересного глазу фотографа не нашлось, и на этом ознакомительная прогулка по Дурресу подошла к концу. Красивый, динамичный, интересный город!

Албания, театры, церкви православные, площади, Дуррес, мечети, улицы, археология, маяки, функционализм, античность, ратуши, усадьбы

Previous post Next post
Up