Дуррес, ч.1: привокзальный

Mar 17, 2014 15:48

Дуррес (115 тыс.жит.), по сравнению с Тираной, - вечный город: он был основан ещё древними греками в 7 веке до нашей эры. Несмотря на то, что Дуррес быстро уступил Тиране роль столицы в независимой Албании, он рос и развивался как экономический и транспортный центр, ну а морскими воротами страны он был всегда.

Этому городу мне удалось уделить всего несколько часов, в рамках однодневной вылазки из Тираны. Я хотел было прокатиться туда на поезде, но накануне узнал, что железная дорога из Тираны уже ушла - демонтаж этого вида транспорта в Албании явно ускорился. Ветку Вора-Тирана закрыли в сентябре 2013, и с тех пор успели разобрать рельсы и на месте перронов и привокзальной площади вырыть котлован. От станции осталось только здание вокзала, которое решили перепрофилировать под ресторан.

Впрочем, сложностей в сообщении между городами эта ликвидация не добавила: Тирану и Дуррес (35 км) связывает неплохое шоссе, по которому бойко курсируют автобусы и маршрутки. Остаётся лишь найти место посадки: автовокзалов в Тиране нет, и автобусы отправляются откуда придётся, а точнее, где удалось договориться с властями о стоянке. Раньше это были окрестности вокзала, но в связи с реконструкцией, большие автобусы теперь разворачиваются у Дворца спорта (километра за три от центра), а маршрутки прячутся в привокзальных дворах. Проблему оповещения народа о новых раскладах решили по-албански просто: от вокзала выстраивается цепочка зазывал, которые зычно выкрикивают "Дуррес!" и направляют пассажира к нужной маршрутке.

Стоимость проезда минимальна: 150 лек, что на сотню дешевле, чем до аэропорта, который вдвое ближе (а автобусный билет даже подешевел до 130, в качестве компенсации за недовоз до центра). Ехать меньше часа, но фотографировать через тонированные окна не получится, так что представление о маршруте передадим с помощью карты:



Замечаем, что по площади Дуррес не уступает Тиране, тогда как населения меньше в 6 раз. Надеемся увидеть менее плотный, более спокойный (насколько это возможно в Албании) город.

В прошлом году, на шоссе появился новый ландмарк: на пригорке у поворота в аэропорт вырос 5-звёздочный отель Amadeus Palace. Помпезности его здания позавидовал бы даже Древний Рим:



А дальше, вплоть до самого Дурреса, вся равнина к югу от дороги занята дачно-коттеджной застройкой весьма приличного вида. Говорят, что земли бывших колхозов раздавались чуть ли не всем желающим, после чего эти желающие дружно занялись самостроем, даже не заморачиваясь легализацией своих участков и домов.

Прибываем в Дуррес. Здесь всё предельно просто: весь транспорт сосредоточен в одном месте - на обширной привокзальной площади. Поскольку моя поездка случилась экспромтом, пришлось тут же в киоске купить карту города и составить план его осмотра. Виртуально, нашу прогулку мы разделим на три части. В первой, пройдёмся по площади и вокруг, и конечно же, посетим вокзал. А все прелести Дурреса - набережную и "вторую линию" - оставим на потом. Итак, маршрут первой части, по часовой стрелке:



Площадь плотно заставлена разномастными автобусами, а вся её западная сторона буквально усеяна транспортными агентствами, выполняющими функции автовокзала. Здесь можно купить билет на международные рейсы, от Стамбула до Гамбурга, а также на паром в итальянские порты Бари и Бриндизи (всё в пределах 50 евро):



Слева - пустынный вокзал. Дуррес остался единственным железнодорожным узлом страны, и всё пассажирское расписание умещается на одном плакатике - четыре пары поездов в день:



На перроне обнаруживаем, наверное, половину всего вагонного парка страны:



Два двухвагонных состава, очевидно, готовятся к отправлению на Шкодер и Влёру - проводники на месте, приводят в кое-какой порядок своё хозяйство. А оно в удручающем состоянии: вагоны раздолбаны, все стёкла побиты. Первый класс отличается от второго разве что количеством граффити:



На запасном пути обнаружился и локомотив. Это прекрасно знакомый нам ЧМЭЗ (серия Т669.1, годы выпуска 1969-72) - Чехословакия поставляла тепловозы не только в Советский Союз, но и в ряд других стран, включая Албанию (около 30 штук):



Совсем в албанском духе, по путям бегают дворняги и мирно пасутся свиньи (пруфпик сделать не смог, ибо против солнца).

В тупике стоит то ли памятник, то ли забытая цистерна:



Привокзальная застройка особым изяществом не отличается, но стоит пройти пару кварталов к набережной, и появляются признаки современности. Сразу два торговых центра - Flagship и Blue Star на улице Эгнатиа:



А к северу от вокзала - кварталы традиционной застройки старого Дурреса. Здесь же городской рынок и сопутствующие ему рыбные, молочные и мясные лавки. Натурализм порой слегка шокирует:



Эта часть города выглядит мрачновато, и на улицах почему-то мало торговых заведений:



На балконах всё как обычно: цветочные горшки в ряд, бельишко. Капитальный ремонт, судя по всему - забота самих жильцов:



К востоку, жилой фонд постепенно облагораживается - среди старых домов появляются элитные особняки,



а ещё дальше - дорогие по виду жилые новостройки оригинальной архитектуры:



А за улицей Стефана Качулини - уже полноценные коттеджные посёлки:



В отличие от тиранских, элитные пригороды Дурреса весьма обширны, и не страдают от дефицита пространства. Интересно, это тоже самострой, или уже организованный, легальный рынок?

По Адриатическому авеню возвращаемся к исходной точке. Слева тянется портово-промышленная зона, а справа - вполне цивильный проспект, с широкой полосой сквера и кафешками на первых этажах:



На стене крайнего дома обнаружилась ксенофобская надпись о том, что здесь формируется пакистанское гетто - возможно, со времён социализма, этот район утратил свою престижность. Ну а мы, по итогам этой короткой прогулки, можем смело применить универсальную формулу: "Дуррес - город контрастов".

Албания, вокзалы, железные дороги, Дуррес, вагоны, локомотивы

Previous post Next post
Up