От Ги Дебора до Летова Егора (протест как спектакль). Часть 1

Apr 01, 2015 16:38


Статья в чуть сокращенном виде опубликована в "Повестке дня" http://agenda-u.org/06-04-15-65025.html

Доводилось в 1980-е доставать подпольный журнал «Урлайт» (позднее вышла  версия - «Контр Культ Ура»). Так вот, кажется, №4 этого фэнзина назывался «Панк-рок и его место в нашей жизни». Актуально. Что и подтолкнуло меня к написанию сего текста.
«То был, как чувствовали все, тревожный знак для Президента,
внешне похожего не столько на своего непосредственного предшественника,
сколько на великого Путина, служившего теперь для кандидатов идеальным образцом»
Ольга Славникова «2017»

«Все идеологии современного мира стремятся занять такое место,
где их нельзя подвергнуть анализу и осмеянию.
Методов существует довольно много - оскорбление чувств,
предъявление праха, протест, благотворительность и так далее.
Но в нашей ситуации начать целесообразно именно с протеста»
Виктор Пелевин «Бэтман Аполло»


Are you ready to die?

Do you still hold ambitions
Of being a man?
Are you ready to live?
Are you ready to die?
     ***
Вы все еще амбициозны
В своем праве быть человеком?
Но готовы ли вы жить?
Готовы ли вы умереть?
           Группа Wire, «Are You Ready?» (2008, «Object 47»)
Только вот как умирать тем, кто и так неживой? - Вопрос неизбежно возникает после прочтения «Общества спектакля» Ги Эрнесто Дебора, тем более, сам мэтр протестного «Мая 1968-го» определил Спектакль как «самостоятельное движение неживого» - Le mouvement autonome du non-vivant (фр.). Вполне подходящее, надо сказать, название для песни в духе панка-рока, идейные основы которого именно Дебор, пусть невольно, но определил. Истины ради, первый фэнзин (1975 года), как и название его - «Punk» родились в США, и авторы его - Джон Холмстром, Гед Данн и Легс Макнил реально считают британским панк вторичным (американцы и правда, верят, что панк-рок родился в нью-йоркском клубе CBGB).
И не случайно, ведь парижский Май 1968-го опирался не на рабочий класс - по Марксу, но по Маркузе и Дебору - на студентов, на люмпенизированных интеллектуалов и, по меткому выражению Артема Рондарева, -  слегка интеллигентствующих люмпенов. В определенной мере микс из частей этих социальных групп стал в 1980-е социальной базой для тех, чьи «сердца требовали перемен», и средь которых билось сердце и автора данного текста. Что ж, как говаривал Диоген Синопский, «когда-то я и в кроватку мочился». В 17 и даже еще в 25 можно позволить себе бунт против системы, особенно если бунт сей дальше кухонного обличения её пороков и распития портвейна под звуки «Зоопарка» или «Гражданской обороны» не идет… В крайнем случае, по пьяне лить слезу горючую от кажущейся безысходности, либо выплескивать свой яд и боль вовне, тем более объект для этого всегда найдется.


Нечеткая фиксация групп потенциального протеста, противоречивость взглядов носителей анти-системного сознания, объединенных лишь по принципу «мы против» привели и к краху Мая-68 в Париже, и, ожидаемо, к мертворождённому проекту «Болотная». Тем более что проект этот был согласован большими людьми по обе стороны океана.
Но при любом госстрое я - партизан
При любом режиме я - анархист!
- пел в 1988-м омский герой советского андеграунда Егор Летов («Гражданская оборона», альбом «Так закалялась сталь», 1988) в песне с многообещающим и важно значащим для сегодняшней оппозиции названием «Новый 37-й». При том, что творчество Летова находится в мире, чья мерность превосходит как жесткую трехмерность официоза, так и текучесть двухмерного мирка оппозиции, и его анархизм скорее из сферы метафизики, чем биологии, химии и физики политических доктрин какой-либо партии и идеологий оппозиций, какими бы они ни были…  Да и «37-й» сегодня в России большинством воспринимается чуть не полярно тому, как он воспринимался в 1980-90 гг.
Аналогично и сегодня. Потенциально протестные группы молодежи, естественным образом противопоставляющие себя взрослому миру, кооперирующиеся на сайтах вроде http://a-protest.org/ в силу своих «анархических» взглядов (в кавычках потому как все это условно, и кто  там кучкуется - вопрос) попросту могут использоваться (и используются) теми же либеральными карасями, что плавают у самой кормушки, против которых и направлен один из векторов этого протеста.
Музыкальная подборка там, надо сказать, весьма неплохая, - дает представление о современном спектре анархо-панк-рока. Весь пафос, что, в общем, неудивительно, сводится к Fuck the System Jazz в исполнении «Электрических партизан», и «Нам нужна анархия, нах@й демократию!» их же. В целом согласен (я - за политию, аристотелевский контр-полюс демократии). Пусть и напоминает отчасти Dead Kennedys (типа Nazi-punks F@ck off) сорокалетней давности, что само по себе неплохо, только вот опять «нераздельное питание». То есть, все в куче.
Более точно цель заявлена у хардкор-группы «Mausoleum» в «Крылатых ракетах»: «F@ck USA!», что в свете событий 14-15 марта текущего года, чуть было не приведших к ядерной атаке США против России как нельзя кстати. Опять же, и наш ответ американской группе Ramones, имевшей наглость в 1977-м записать альбом «Rocket To Russia».
В целом, неопределенность целей вкупе с таковыми же политическими взглядами обрекает аудиторию a-protesta на внешнюю управляемость теми, против кого они выплескивают свой гнев и задор. То же касается и журнала Punkway (http://punkway.ru/), хотя там с концепцией все в порядке, как и ссылками на умные книги (даже Элизе Реклю есть). Правда, слоган тот еще: «Свободу народам! Смерть империям»! Бред. Как там у Аристотеля: только глупец может ратовать против государства (ибо оно имеет сверхчеловеческую природу). Посему, видимо, пишет Аристотель в «Никомаховой этике»: «И вот большинство,  сознательно избирая скотский образ жизни, полностью обнаруживают свою низменность, однако находят  оправдание в том, что страсти многих могущественных людей похожи на страсти Сарданапалла». Поэтому, наверное, любой свой пук многие артисты сцены (в т. ч. и панк-рок-) склонны расценивать как арт-акцию «против режима».
Для сравнения приведем ярчайший образец «стихийного анархизма» в советскую эпоху. Так, первый панк-рокер в СССР ленинградец Андрей Панов, известный больше как «Свин» был (умер в 1998 г.) не только более сфокусирован (творчески) на объекте, но и по-настоящему левым в спектре политических идеологий.


Андрей Валерьевич Панов, лидер группы «Автоматические удовлетворители» (АУ).
Фото примерно 1987 г. Источник: VK.

Чтобы не было голодных
Надо всех их накормить.
Чтобы не было богатых
Обобрать и всех убить.
          Песня «Слушай, мальчик, расскажу»
Я по городу хожу
На буржуев я гляжу
Вот увидел, дал в лобок
И прохожий мне помог.
      «К приезду Рейгана в Ленинград /Буржуи»

Попутно заметим, что популярная благодаря «Чижу» Чигракову песня «Комиссар/Батька-атаман» с выраженным анархо-месседжем в формате 1919-1920 гг. была впервые исполнена «Свином» и АУ. Для него эту якобы народную песню написали: Алексей Леонтьев - музыку, текст - Михаил «Солидный» Тинкельман и Игорь «Сатин» Шолк, проживающий ныне в Израиле.
Андрей Панов, будучи тем самым люмпенизированным интеллектуалом (по выражению Артема Рондарева), на мой взгляд, наиболее адекватно выражал состояние той части молодежной среды в советском обществе, что была маргинальна, потенциальна протестна. Но вектор этого протеста был, как, не парадоксально, в рамках советского социума узнаваем и понятен, как у Высоцкого для поколения постарше («очкастый частный собственник…»). К слову, человек, при жизни называвший себя «Свиньей» родился в довольно известной семье балетных танцоров Валерия и Лии Пановых и получил хорошее воспитание. Учился в Театральном институте, который, правда, вскоре бросил.
«Когда я учился в Театральном, нам сказали, что мы, все здесь сидящие - говно. Настоящие артисты ходят по улицам. Я это принял буквально на свой счет и сообразил, что играю-то я в жизни, сейчас вот. А выходя на сцену - я расслабляюсь» (интервью с А. Пановым: «Я не панк», Rock-Fuzz/ 1996, #7-8).
Так купив на деньги, присланные ему отцом, хорошую музыкальную аппаратуру, летом 1979 года он создал первую в СССР панк-группу - «Автоматические удовлетворители», ставших кумирами у питерской шпаны, и не только.
Сегодня, повторяюсь, социальная база протеста более расплывчата и неоднородна. По причине чего, вероятно, хит Летова и его «ГрОб» 1988 года «Всё идет по плану» - стал невольным претендентом как на статус неформального лозунга правящей партии в России, так и на голос оппозиции. Думаю, покойный Игорь Федорович Летов не был бы рад ни тому, ни другому.  «Я не верю в анархию» - это тоже его мнение. Парадоксальное, как и  все у гения.


Присвоить «Всё идет по плану» оппам с белыми лентами все же не вышло.  Спонтанный позыв журналиста Олега Кашина (на митинге 6 мая 2013 года на Болотной площади) запеть гимн подпольщиков времен позднего СССР понятен. По-человечески, так сказать… Но старшие товарищи, воспитанные на других песнях, его тотчас осадили: «А какого же х@я «ты тут цирк устроил? - зло спросил Немцов. - Ты же, бл@ть, чуть весь сценарий не сломал!». Олег почесал свою лысину и сказал удивленно: «Ребята, сам не знаю…» - пишет Василий Семенов в комментариях к ролику на Youtube. И уж совсем ни в каком сне не привиделось бы, что Летова споют в Британии. Так 4 июня того же 2013-го культовые трип-хопперы из Бристоля Massive Attack (откуда вышел и Tricky, полюбивший екатеринбургский «Телеклуб») на концерте в Манчестере исполнили кавер-версию «Всё идет по плану». Что тоже показательно. Однако же, с другой стороны, нежели может показаться иным другим «борцам с системой», сами Massive Attack, планируя в 2013-м мировое турне под флагом «исследования феномена авторитарных режимов и борьбы с ними», не особо грузили себя изучением контр-культуры в СССР, и использовали те хиты рашен-андеграунда, что им подсказали люди в теме. Это и были «Всё идет по плану» «Гражданской обороны» и «Печаль моя светла/Как мне х@ево» Янки Дягилевой.



Massive Attack исполняет «Всё идёт по плану», live in Manchester, July 4, 2013.
Поэтому, что весьма показательно, в 2015-м, замахав руками: no, no, no, мэссиваттакеры отказались от тура в Россию. Притом, что их земляк и собрат по группе Tricky уже прикипел к Уралу, а королю глэма David Bowie не стрёмно собраться в Донбасс к ополченцам. Это в тему «О музыке и не только» (помнится с детства, так называлась рубрика в советском журнале для молодежи «Ровесник»).
Теперь о «не только». Сначала масс-медиа пугали бунтами голода к марту: «В 2015 году будет жарко и в городах, и на селе. <> Самый плохой прогноз - уже к весне озлобленные «белые воротнички» выйдут на акции протеста вместе с рабочими и обнищавшими бюджетниками. Где ждать первых бунтов, какой сюрприз готовят власти коммунисты, когда проснется «болото» и что за новую силу элиты с ужасом ждут на улицах и площадях» («URA.Ru» 13.01.2015).
«Теперь, в связи с углубляющимся экономическим кризисом, в России может начаться новая волна протестов - такие прогнозы дают сразу несколько специалистов…» -  кликушествовал либерально ангажированный Росбалт. Ura.ru прогнозировали бунт на начало апреля, ссылаясь экспертов, а те - на грядущую дату 40 дней со дня смерти Бориса Немцова, которая-де объединит в едином порыве «оппов».
Что ж, вероятность такого сценария есть, но не настолько, чтобы тагильским ребятам готовить арматуру. Только т.н. элита с ужасом ждет расплаты за свое поведение, несистемное и неправедное, как у охинских сахалинцев, или челябинского вице-губернатора.
Вот и Джордж Фридман - основатель и руководитель частной спецслужбы Stratfor, посетив давеча Россию, с горечью выразил мысль, что «экономическими санкциями Россию в принципе не разрушить - русский народ живет чем-то большим, чем интересы желудка и мочевого пузыря».
Расчет новых буревестников был на то, что активность военных действий на Украине спадет рано или поздно, на этом фоне гражданское население России, отвлёкшись от украинской повестки, начнет всерьез задумываться: что делать, когда валюта врага растет (росла), подстегивая и рост продуктовой корзины? Впрочем, враг нам же и помогает. Не успел Дебальцовский котел остыть, как 26 февраля Vanguard перебросил 80 бойцов ЧВК Greystone в Приднестровскую Молдавскую Республику. Осада РФ продолжается. Того и гляди, Среднюю Азию запалят. Ведь Доктрину Linkage никто не отменял (Киссинджер рулит?). И наш внешний враг - вот он, как всегда теперь - у ворот, но и он уже дезориентирован, а часть его представителей уже пристроена, благодаря стратегическому гению сами знаете кого, и встроена в проект ЕАСа. Ведь для людей, типа управленцев из Вангард, не важно из чего делать деньги - с войны, или с восстановления разрухи. Вопрос - где выгоднее (а лучше и то, и другое).
Впрочем, речь о делах внутренних. Несмотря на возможные многоточия, хочется поставить точку в бесконечных и, по сути, бесплодных, спорах о социальных протестах. Будут ли протесты в ближайшие месяцы-годы в России или нет, и смогут ли они смести «кровавый режим» или вернуть Украине Крым - эта и подобная ей повестка попросту достала. Крым вернулся, и это только начало. В ближайшие лет пять Малороссия войдет в состав нового Федерального округа РФ, с возможными территориальными уступками Венгрии. И это вопрос решенный. А если кто-то хочет (а ведь хочет!) сесть на транши для организации шоу на улицах, тогда давайте создавать повестку в СМИ, дискуссии и прочие форм-опросы.
Здравомыслящая Европа в этом вопросе устами старых европейских львов, выразила свое мнение ясно и недвусмысленно. Еще почти год назад (22 мая 2014 г.) князь Карел VII Шварценберг (представитель старой европейской аристократии) дал ясно понять корреспонденту «Украинской правды» почему Европа никогда не признает Украину. И, при всей горячей его, Шварценберга, старого хищника, нелюбви к России, её - Европу устроит граница с Россией, каковой она была при СССР до 1991 года.
Спасать Украину точно никто не собирается, скорее наоборот. Речь идёт только о том, что, кому, когда, в каком виде и на каких условиях достанется после её ликвидации. Скоро год с выхода интервью, и мы видим, что князь говорил правду.
Так и с протестами. Обещанный в столице Урала Марш 1 марта не состоялся, мутировав в неизбежный при форс-мажоре митинг в память погибшего Бориса Немцова.
Тем более, все предсказуемо в ситуации с протестами и провокациями. Схемы известны, правда, от этого порой не менее эффективны. Кто сумел перехватить повестку - тот и прав, если же эту повестку ты и готовить, тебе и приз. Поэтому, неважно, кто, как и почему, - будет «виноват Путин». За ЦБ, за Украину и корзину, за то, что посмел, теперь вот за бедного Немцова…. Кто бы ни заказал (по цепочке) известного парнасовца, - для либералов «виноват Путин», которому эта смерть если и была бы гипотетически нужна, то в очереди её желавших он стоял бы последним. Ибо, во-первых, «кровавость» - не его метод, и не свойство его природы. Как правило, это проецируют именно те, кто сам готов за объективно сомнительные идеи проливать кровь, причем чужую,  - кстати, типичное свойство людей, которых в прошлом веке называли троцкистами. Но о них чуть позже. И, во-вторых, не исключено (и многое указывает на это) что, Борис Немцов, если не впрямую работал агентом Кремля внутри т.н. пятой колонны и дезинформатором для стоящих за ней западными спецслужбами, то, как минимум был многостаночником. За что и погиб. Для наивных повторюсь: тонус оппозиции всегда и везде поддерживается официальной властью, и крупные рыбы, и помельче в её косяках, работают, минимум на два фронта. Это вообще необходимая часть системы, фактор ее адаптивности и жизнеспособности. Это как, прошу прощения за аналогию, паразиты - глисты, например, круглые или ленточные, задают организму хозяина определенный иммунный тонус за счет токсинов, что выделяют, питаясь тканями хозяина. Здесь опасность для системы лишь в том, чтобы паразитарное сообщество не разрасталась сверх допустимых здоровьем хозяина норм, и инициативу не перехватывала третья сторона.  Для удобства системы же, оппозиция скучкована по группкам, фракциям и партиям. Причем, дойдя до определенной стадии, они сами себя «накручивают», транслируя вовне мемы, которые могут заражать слабые организмы… Создают иллюзии, и кормят ими низовой состав, который, в свою очередь, воодушевляясь, выходит на улицу, руководствуясь принципом, обозначенном в песне группы World Domination Enterprises «Bullit Man» (1988,  LP «Let's Play Domination»):
I went outside I guess there must have been a fight.
                            ***
Я вышел на улицу, я думаю, там должна быть борьба.

Обращаю также внимание, что по причинам некоего особого устройства психической конституции либеральной (да и анархо-, троцкистской) оппозиции, каждый более-менее известный выразитель её уверен, что он настолько важен, уникален и искрист идеями, которые почему-то не нравятся власти, что эти власти за ним только и делают, что следят, заводят дела, и мечтают уничтожить.
Так, был у меня в друзьях в далекие 1980-е один небесталанный деятель, пьяница и поэт, чьи взгляды можно оценить как замес анархизма с либерализмом. Так вот, носился он с идеей «свержения советского режима», уничтожения «Системы», которая-де тоталитарна, и мешает свободному развитию человека вообще, и лично его, пьяницы и поэта. И был он уверен, что за ним следят, и были тому «подтверждения».
То был довольно распространенный в узких кругах молодежных рок-тусовок типаж «потерянного поколения СССР», про которое герой тогдашнего андеграунда Вова Синий (Владимир Емелев) из Снежинска (Челябинска-70) пел:
Brezhnev, Brezhnev beat, Brezhnev beat generation
Beria, Beria star, Beria star reservation…

Саундтрек (и видео) стоят в первых кадрах вполне серьезного документального фильма «KGB la Forteresse» французского производства, снятого сразу после беловежских соглашений. Кстати, о «кровавости системы»: самого Вову Синего, пойманного банально «с травой», никакой КГБ не «пытал в застенках» (хотя повод был - Сева Новгородцев на BBC крутил хиты группы «Вова Синий и Братья по разуму», жирно намекая на антисоветский месседж творчества группы), а попросту предложил пойти в армию. Тем более и возраст был подходящий.


Вова Синий, как один из знаковых фигур на андеграунд-сцене СССР,
попал на страницы The Face (1990, 21 июня).
Автор фото - известный уральский фотограф Дмитрий «Фейм» Кунилов.
…Но тогда, в начале 1980-х, героический же ореол возможных будущих мучений «в застенках КГБ» реял над хайром моего товарища, пьяницы и поэта. Так мнилось ему, как и мнится до сих пор страдающим за идею свободы.
Но уже в конце 1990-х, как-то в мирной беседе с офицером госбезопасности мой герой выяснил, что ничего такого, о чем он грезил и подозревал, не было. Сетка была крупноячеистая, и такая мелочь попросту не представляла для рыбаков интереса.
Не представляет и сегодня. Скорее наоборот, оппозицию лелеют и холят, прячут даже от гнева народного, как «пусек» после их бесноватого молебна, или как Навального перед событиями 27.02.15. Вот бывшего и.о. премьера России, Егора Гайдара чуть было не потеряли в 2006-м, когда он, истекая носовой кровью, и корчась в рвотных потугах непосредственно на конференции в Дублине (27 ноября 2006 г.), понял-таки, что он может быть следующим за экс-полковником ФСБ Александром Литвиненко. А поняв все правильно, он рванул в Россию, где еще жил-поживал, и лег в московскую клинику, а не в дублинскую, и не в лондонскую.
Кстати, кому интересно, как лечат в Лондоне, смотри здесь - как «подлечили» Питера ван Бьюррена, что сдался людям Greystone 21 января в селе Спартак Донецкой области, откуда был отконвоирован в Киев, и частным чартером доставлен в Лондон из аэропорта Жуляны. 23 января он скоропостижно скончался от инфаркта миокарда в лондонском медицинском центре Sevenoaks, принадлежащем его работодателям из Vanguard Group, - пишет звезда полит-инета Татьяна Волкова,  - а ведь мог бы много интересного рассказать мировой общественности, что, как и кем мутятся дела на Украине. Но не скажет уже, и архивчик его домашний не помог пролить правду, так как накануне умерла его мама в далекой от Украины Пенсильванщине, а документы пропали.
Так-то, соотечественники-оппозиционеры. Не зовите черта, он сам придет. В образе ли Аслана Алханова и давшего (предположительно) ему приказ Семена Семенченко, либо в каком другом…


Один из проектов Макларена в Нью-Йорке, 1975 г.  - попытка позиционировать группу New York Dolls как "левую", просоветскую...

Продолжение: http://novigrad-s-a.livejournal.com/11462.html

Ситуационизм, спектакль, Егор Летов, протест, Ги Дебор, панк-рок

Previous post Next post
Up