White riot - a riot of my own Часть 2. Начало:
http://novigrad-s-a.livejournal.com/11697.html В тему «О музыке и не только» продолжаем вместе с панками The Clash - релиз 1977 года, песня «Белый бунт»:
White riot - a riot of my own
All the power’s in the hands
Of people rich enough to buy it
***
Белый бунт - мой собственный бунт
Вся власть в руках
Тех, кто достаточно богат, чтобы купить его.
Clash. Релиз сингла «White Riot» 8 апреля 1977 г. и того же года обложка первого LP.
Рассмотрим те грани феномена протестной активности, которые остаются за кадром обзоров СМИ, а именно - изначальная карнавальность протеста. От чего он не становится безобидным, скорее наоборот. Именно Карнавал (как и определённого рода, юмор) размывает границы дозволенного и ослабляет защитные механизмы Ratio.
Напоминаем, понятие протест имеет традиционно четыре значения, из которых только одно (за минусом юридического, финансово-торгового значений и термина морской юрисдикции) несет тот самый социальный пафос борьбы и несогласия с властью, который и является объектом внимания и эксплуатации со стороны СМИ.
Итак, протест (от лат. protesto - букв. гласно заявляю). Категорическое возражение против чего-нибудь, решительное заявление о несогласии с чем-нибудь, о нежелании чего-нибудь. Протест против фашистских зверств. Заявить протест. Выступить с протестом («Толковый словарь Ушакова», Д.Н. Ушаков, 1935-1940).
Протест, учитывая вышеизложенные тезисы о взаимосвязи власти и оппозиции, есть составная и, даже необходимая часть Спектакля. Протест сегодня - мероприятие организуемое, с многоуровневой системой менеджмента, затратным финансированием, пиар-подтанцовками и медийно-информационными ресурсами.
«С блаженным приятием действительности может хорошо сочетаться показной бунт - и этим выражается то, что даже неудовольствие превратилось в некий товар». Так-то вот.
Итак, говоря о Спектакле, мы толсто намекаем на Ги Дебора (Guy Debord), его
Ситуационистский Интернационал и «
Общество спектакля». Только ленивый, что называется….
Ну, а что вы думали? Повторенье - мать ученья.
Вот прямо в параграфе 1 читаем: «Вся жизнь обществ, в которых господствуют современные условия производства, проявляется как необъятное нагромождение спектаклей. Все, что раньше переживалось непосредственно, теперь отстраняется в представление».
Или в параграфе 2: «Образы, оторванные от различных аспектов жизни, теперь слились в едином бурлящем потоке, в котором былое единство жизни уже не восстановить. Реальность, рассматриваемая по частям, является к нам уже в качестве собственной целостности, в виде особого, самостоятельного псевдо-мира, доступного лишь созерцанию. Все образы окружающего мира собрались в самостоятельном мире образов, насквозь пропитанном кичливой ложью. Спектакль вообще, как конкретное отрицание жизни, есть самостоятельное движение неживого».
Протест в понимании Дебора - вещь штучная, не приемлющая ни копий, ни последователей, т.е. антикопирайтна по своей сути - вот и математик
Михаил Вербицкий с его трактовкой ситуационизма то же самое говорит.
Потому как повтор, римейк - это тоже Спектакль, как и та его часть, против которой это протест нацелен.
Именно вторичность, приправленная либо искусственно «страдательными» чувствами, либо эмоциональными срывами, граничащими с болезненными реакциями, и характеризует современное российское (точнее, наверное - анти-российское) протестное сообщество. И то, что, корректно говоря, уже давно отрефлексировано в европейской истории протеста, став музейным экспонатом, у нас подается за свежее блюдо.
То акционистская группа «Война» (в составе которой и Надежда Толоконникова из Pussy Riot) в Питере
поднимает рисованный на Литейном мосту х.й, то эстонцы, анекдотично реагируя с запаздыванием на пару лет,
возводят бревенчатый фаллос на каком-то островке… но все это, откровенно говоря, отстой. Все уже давно поднято и возведено, - возведено дадаистами, сюрреалистами и прочими веселыми, и не очень балбесами, например «
Веселыми проказниками» Merry Pranksters под начальством известного по «Гнезду кукушки» и «Песне моряка» ЛСД-пионера Кена Кизи.
Недавняя еще возня вокруг Pussy Riot , чья деятельность
оценена Вики как
protest art, по той же причине, что демонстрация эрегированных гениталий, относится к Спектаклю, - к спектаклю, чей сценарий давно пылится на полках европейской истории. Так, более полувека назад, в 1950 году четыре хлопца из предшествующей Ситуационистскому Интернационалу организации
леттристов Исидора Изу, ворвавшись в собор Нотр-Дам, раздели и связали кюре, а один из леттристов-интернационалистов, облачившись в сутану, обратился к прихожанам со словами: «Братья, Бог умер», что, в общем-то, и тогда уже было довольно замшелой новостью.
Отдадим, правда, должное искренности Нади Толоконниковой из Pussy Riot, которая честно пишет в «Недо-опавших листьях» о своем видении страны «…в России любят дурно пахнущее старое». Тогда вопрос: а зачем, вы, Пусси, двигаете «старье», сей «
сияющий прах»?
Однако ж в либерал-феминистском безумии - своя логика, отчасти описанная почти забытым антропологом, историком и социопсихологом
Борисом Поршневым, и «Бешеные матки» Pussy Riot как феномен подтверждение тому.
Забавно, но именно эта «логика», этот либерал-феминистский угар группы впрямую отсылает к карнавалу римских либералий, на которых плебс отрывался как мог (см.
здесь или
здесь; подробнее -
здесь) до той поры, пока их не запретил император Тиберий.
С опусом «Богородица, Путина прогони» так вообще засада. Понятно, что это не Sex Pistols с их
God Save the Queen, далеко не Pistols… К тому же, именно Покровительнице России видней, кого прогонять. Прогнали Pussy Riot, тогда как ВВП рулит, а все остальные, включая лидеров Европы, «челом бьют».
И, заметим, стало проявляться левое крыло протеста. У нас в РФ пока только раскручивают бренд левых радикалов (на чьи бабки, другой вопрос), а вот в Европе уже началось. «Панк-флешмоб», устроенный 18 марта во Франкфурте десятком тысяч активистов леворадикального движения «Blockupy», как бы против открытия нового здания Европейского Центробанка, на деле показал, что и панками, и анархистами можно технично управлять, и возить автобусами из соседних стран по необходимости. Это к слову, как надо устраивать «настоящие протесты» (под настоящим подразумевается лишь уровень профессионализма режиссёров и уровень спонсоров проекта) - в пику «болотным» etc.
Огненное шоу протеста. Франкфурт 18 марта 2015 г.
Так вот, продолжаю о панк-роке:
Роттен/ Лайдон, в отличие от российских последовательниц из girls-group, верен себе, своим взглядам вот уже четвертый десяток лет, ни в какие правозащитники не переобувался, и надо сказать, его группа PIL (Public Image Ltd) вполне в духе времени. Панк не умер. Не врали граффити. И причина здесь в том, как заявил сам Роттен (вернувший свою фамилию Lydon), что: «…наша музыка - она реально народная. Я сам из той среды, которую у нас называют рабочий класс. Это очень хорошие люди. Я их люблю.
И в этом смысле я народный артист - я из народа и делаю музыку для народа, о народе». Так вполне по-русски выразил свое мнение товарищ Лайдон.
John Rotten/Lydon (PIL) Taken at Bingley Music Live,
Sept. 04, 2010. Flickr.com
А вот девушки подкачали. И творчество их назвать народным язык не повернется. Анти, да. Вот и
чехи говорят, что негоже «п@@дами» называться. Народ не поймет. И это притом, что у них в Чехии, своих дегенеративных художников, типа Давида Черны, хватает, и они, вроде как привыкли к культуральным извращениям.
Еще нюанс: как только вышли девушки из «темниц путинских», тут же из драно колготочных бунтарок вдруг обернулись в прилично одетых «правозащитниц». А где медом намазано для правозащитных мух? Правильно, - в США. Теперь уже, без песен и камланий в храме, живые и невредимые символы протеста, презентовав себя в Европе, свалили за океан.
И если верить «
Свободе», чего делать не надо (ибо сказано, где говорят «свобода», там оно самое рабство и есть), то чуть ли каждый сенатор в США встает и засыпает с песнями «Пусси», а днем только и делает, что совместно с «пуськами» радеет за права и свободы... Однако вполне себе обычные американцы с традиционным взглядом на жизнь как-то не очень жалуют заезжих артистов, искренность протеста которых вызывает большие сомнения, как выясняется, не только у россиян.
«Американцы уважают любую жизненную позицию, но участие Алехиной, Толоконниковой и Верзилова в незаконных акциях протеста и беспорядках в Фергюсоне и Нью-Йорке стало последней каплей, - сказано в
петиции, размещённой на сайте Белого Дома, и далее - Мы, американцы, сами разберемся со своими проблемами, без помощи иностранцев с подмоченной репутацией. Мы требуем от властей США отменить визы для Толоконниковой, Алехиной и Верзилова, и запретить им въезд в Соединенные Штаты».
Сей длинный пассаж, не случаен, ведь Протест, как любой феномен Спектакля, имеет и своих звезд. Не будем здесь упоминать имена вождей Болотной и прочих разных. В отличие от первопроходца Ги Дебора, который закончил свою роль выстрелом в сердце (
Почти по Егору Летову: «Я стрельну себе в висок, - потекет веселый сок»), оппозиции «кровавому режиму Путина», как говорят французские пейзаны: «трусы Дебора вам, мусье, по колено будут». Разве что потравят или, как таинственной судьбы Немцова, застрелят. Ибо выкармливают оппозицию для убоя старые европейские и новосветские хищники, так как издавна так делают, - ведь на крови идея воздвигается крепче. И все равно им, белый ли ты Колчак, красный ли Троцкий. В одной школе обучим и пошлем воевать друг против друга, а кто будет побеждать, против того и воевать станем.
И ведь
предупреждал еще три года назад (в интервью «Смене» 20 февраля 2012 г.) прозорливый Анатолий Вассерман: «После президентских выборов 4 марта митинговая активность будет нарастать. Я не исключаю, что в это время может произойти громкое преступление - что-то похожее на убийство 7 октября 2006 года журналистки Анны Степановны Мазепы, более известной по фамилии мужа как Политковская.<…>. Сегодня в оппозиционном движении много людей, чья смерть обеспечит антигосударственному движению мощную рекламу. Я бы на месте, к примеру, Бориса Немцова постарался за несколько дней до выборов либо уехать за пределы России, либо попросить укрытия в одной из отечественных тюрем. Лучше пару дней провести за решеткой, чем оказаться в могиле… Сегодня есть масса людей, которым тот же Немцов в мертвом виде гораздо полезнее, чем в живом…».
Но и это не останавливает, и не останавливало «болотных». Хоть дома, да побастую. Как
Каспаров. На улицу ни ногой. В конце концов, все мы люди, со своими мечтами и желаниями. Однако же, получает тот, кто не желает (перечитайте-ка сказки про Иванушку, или на крайняк, про Форреста Гампа). Вот не желает ВВП воевать, но побеждает.
Оппозиция же, возносившая некогда свои мольбы к небесам неолиберального рынка о ниспослании «российского Пиночета» (читай - лидера либерально-национальной олигархократии), теперь с не меньшей страстью просят те же структуры небес убрать посланника, ибо оказалось не так как хотелось-желалось. Как в той же «White Riot» от The Clash, авторства Джо Страммера:
Are you taking over or are you taking orders?
Are you going backwards
Or are you going forwards?
***
Вы ведомый, или ведущий?
Вы пятитесь назад
Или рвётесь вперед?
Определитесь уже. Вот и несравненный в своей едкости Марк Эдвард Смит из The Fall, в песне из одноимённого альбома «Middle Class Revolt» (1994) стебется над «протестом» сытого среднего класса:
Everything you see you want
Go to clubs
A middle class revolt
Put it down, put it down.
***
Все видят, что вы хотите -
Ходить в клубы
Вот восстание среднего класса
Подавите его, подавите…
Кстати, у Смита и его The Fall есть и современный узнаваемый тип представителя «восставшего среднего класса» - Гарри Каспаров, который протестует в формате «домашний стиль» - «He wants Homestyle».
Нельзя не отметить, что аналогичное отношение к «сытым бунтарям» было и у нас в СССР, - вспомним незабвенного Майка (Михаила Науменко), который еще в эпоху развитого социализма проехался по хиту Макаревича «Новый поворот» - в песне «Белая ночь/Белое тепло» (группа «Зоопарк»,1982, LP «LV»):
Фонари не горят, и мосты разведены,
На улицах поют про «Новый поворот».
И я мечусь в постели - простыни в поту,
Мне нужен, февраль, холод, стужа и лед,
Но здесь лишь белая ночь, белое тепло...
Михаил «Майк» Науменко.
Unplugged в здании УПИ, г. Свердловск/Екатеринбург, 23.12.1983. Из архива автора.
И поделом, - ведь «молодежный герой» основателя «Машины времени» был изначально «сыт и доволен», - ангажирован тогдашней партийной номенклатурой, которая и дала «добро» «Машине» на гастроли и выступления.
В итоге, ни для самого Майка, странно умершего (погибшего?) в питерской коммуналке в 1991 году, ни для его недруга Макаревича, логично занявшего место на белоленточной сцене, и «Новый поворот» которого пророчески оказался ложью, добром это путешествие не кончилось...
Watch that side,
watch that side
don't you know
it gonna be dead in the drive
***
Смотри сюда,
смотри туда -
знаешь ведь,
добром это путешествие не кончится...
Ни для кого из них. Причем, в России, и амфетамин не нужен, чтобы увидеть White Light и почувствовать White Heat, в отличие от оригинальной версии Лу Рида (группа Velvet Underground, 1967-68, LP«White Light/White Heat»). Ибо все мы, так или иначе, пребываем в Спектакле. С той разницей (которая, кстати, почти исчезла ко времени смерти Дебора), что одни жили в его, концентрированной форме власти, другие - в распылённой; одни - в белой горячке, в белых ночах и песках Петербурга, другие - с белым кроликом под ослепляющим светом ЛСД.
«В 1967 году я различал только две противоборствующие и взаимосвязанные формы власти спектакля: концентрированную и распылённую. Обе эти формы возвышались над реальным обществом, являясь одновременно и целью общества, и средоточием всей его лжи. Первая форма благоприятствовала становлению такой идеологии, которая бы наиболее отвечала желаниям и требованиям определённой персоны - диктатора. <…>. Вторая же форма действовала иначе: она только потворствовала тому, чтобы рабочий утверждал свою свободу, но лишь в рамках потребления обширного спектра товаров. Эта форма выразилась в процессе американизации мира; процессе, который, несмотря на свои отрицательные стороны, легко прижился во всех странах, где традиционной формой правления являлась буржуазная демократия.
Однако с тех пор возник новый вид спектакля. По сути своей, он является рациональной комбинацией двух вышеприведённых форм, однако за основу он принял ту форму, которая показала себя более живучей, т.е. распылённый спектакль. Имя ему - интегрированный спектакль. И именно он отныне желает утвердить себя во всемирном масштабе». Ги Дебор «Комментарии к "Обществу Спектакля", 1988 ( перевод Болеслава Немана ).
продолжение:
http://novigrad-s-a.livejournal.com/11028.html