P.P.S.

Feb 23, 2024 15:14


Я уже писала пост-размышление о выставке в ЦВЗ Манеж, которая закончилась еще в декабре прошлого года «Сопряжение форм. Русская скульптура. ХХ век». Сегодня хочу продолжить, потому что первый этаж выставочного пространства за аванзалом, был заполнен произведениями той части нашей истории, к которой относится сегодняшний праздник. В 2019 году он назывался «День основания РККА», а как он был создан и видоизменялся с течением времени можно почитать тут.



Бюст Льва Троцкого 1924 год. Дерево, металл, резьба. Автор не известен



Вообще-то и организовывал Красную Армию, и обеспечил выигрыш в Гражданской войне 1918-1920 года «иудушка Троцкий». Или Лейба Давидович Бронштейн, как его звали при рождении. В данный момент мне не столько интересна его биография, сколько сам принцип мифотворчества в долгой истории нашей страны.



Генрих Ягода за картой Беломорканала 1935 год. Авторы Сергей Орлов, Алиса Сакс. Уфалейский мрамор, резьба шлифовка

Кураторы выставки очень интересно размещают скульптуры. Обратите внимание, как за спиной нервного Троцкого основательно разместился Генрих Ягода с картой Беломорканала. Собственно судьбу и одного, и другого не сложно найти в сети, тут важна сама миссия конкретной фигуры. Как только она выполнена, персонаж исчезает из структуры и жизни.



Вячеслав Молотов 1930-1940-е гипс, лепка. Автор - Александр Игнатьев

Кому-то удавалось задержаться в деле строительства государства на долгое время, как например Вячеславу Михайловичу Молотову. Его скульптура размещена практически в центре первого этажа, а рядом находится бюст Гоголя. Вполне говорящее соседство. За спиной просматриваются множество фигур обычных людей, занятых своей собственной жизнью. Причем власть активно влияла на то, чтобы население занималось не абы чем.



Модель памятника Хальзунову 1939-1940 год. Бронза, литье. Автор - Михаил Белашов

Если сравнивать структуры «социальных лифтов» в императорской России и в советской, сравнение будет не в пользу первой. Потому что возможностей реализовать себя у наиболее активной части людей появилось больше. В процесс сотворения мифа «новой жизни» включили популяризацию текущих потребностей страны.



Эвакуация на собаках 1944 год Гипс тонированный Автор - Михаил Габе

Сюда входили и «ударники коммунистического труда», и покорители Севера, и спортсмены, и студенты и т.д.



Аральское море майолика Автор - Антонина Ладур

И до какого-то периода это все работало, а потом остановилось. Нет, мифотворчество не прекратилось, но ушло в область искусства, где в конечном счете выродилось в анекдот.



Петр I 1965 год гипс тонированный. Автор - Владимир Лемпорт

Люди же, в большинстве своем, решили, что хватит уже жить мифами. Как там у Юлия Кима?  ...Займемся обедом, займемся нарядами, заполним заботами быт...



Музыканты (Ночные певцы) 1969 алюминий Автор - Татьяна Соколова

Чем вся эта история закончилась все знают, но до 1985 года у нас был еще долгий период вырождения мифа. И об этом рассказывал второй этаж выставки, я о нем напишу позже. Но неким анонсом того, что там я увидела, можно считать вот эту скульптуру



Танец. Балерина 1930 кебрачо, ваяние. Автор - Степан Эрьзя

Любой миф содержит в себе и элементы анекдота. Если сказитель былин не соотносил свое творчество с  реальностью его переставали слушать. Но зато о нем начинали сочинять байки скоморохи. 

скульптура, Санкт-Петербург, ЦВЗ Манеж, арт, выставка

Previous post Next post
Up