Постскриптум

Feb 03, 2024 14:15


Выставочный проект в петербургском Манеже «Сопряжение форм. Русская скульптура. ХХ век» завершился еще 3 декабря прошлого года. Собиралась туда я  долго, а получилось посмотреть выставку «в последний момент» -  за пару дней до закрытия. Можно было просто выложить фотографии, как информацию для тех, кто решает «идти или не идти» в последний день, но я решила этого не делать. Увиденное было настолько интересно подано, что нужно было время «на подумать».



Вход в Манеж во время выставочного проекта «Сопряжение форм. Русская скульптура. ХХ век»



Я рассматривала свои фотографии - скульптуру на них, людей на выставке, оформление каждого раздела и определяла для себя, чем они меня заинтересовали. Очень увлекательное оказалось занятие.

Например, бюсты мыслителей 19 века и фигура мастерового перед входом в Манеж. Можно расписать кто эти люди, каковы были их идеи, кто их ваял, когда и в какой манере. Но для меня интерес к этой композиции был вызван тем, как мыслящие головы привели в «состояние пассионарности» обычного человека труда. Можно было на этом развернуться и никуда не ходить - и так все ясно.

Но своеобразный анонс кураторов Манежа перед входом на выставку в дальнейшем развернулся в нескольких направлениях. Все оказалось не так однозначно, как я решила поначалу.



Александр Матвеев. Октябрьская революция 1927 (отлив 1958) Русский музей

И менять уже почти сформировавшееся мнение я начала с аванзала. Он был заставлен скульптурами разных размеров, материалов и стилей. И только после того, как я посмотрела весь проект целиком, стало понятно, что именно в первом зале были представлены идеи всех разделов выставки.

Центральную часть в нем занимал «новый герой» советской власти - рабочий, крестьянин, воин. А сзади на трехэтажном стеллаже были представлены бюсты людей, известных многим или только специалистам. Их расположение я позже восприняла как иллюстрацию отношения к герою у скульпторов за 70 лет существования «красного проекта».



Екатерина Белашова. Н.К. Крупская 1950 г.

В нижнем ряду Надежда Крупская, Зоя Космодемьянская и другие не менее известные личности.



Мария Харламова Автопортрет 1985-1986

В самом верху - представители творческой интеллигенции 1960-1980 годов. Такой внятный вектор движения от тех. кто ставил страну на первое место, до тех, кому интересен конкретный человек.



Иван Шадр Крестьянин 1922 год

Если двигаться слева направо по аванзалу, то можно понять, как менялось и отношение скульпторов к тем, для кого они творили.



Александр Соловьев. Уходящая Русь конец 20-х - 1930-е

«Дремучий» крестьянин Шадра и за ним не менее колоритная фигура с крестом и посохом Соловьева - так, вероятно, воспринимали народ скульпторы первых десятилетий советской власти.



Владимир Цивин Дом 1979

Мужчина с лодкой на крыше и женщина внутри дома - печальная констатация ситуации в обществе последних лет.



Олег Комов ХХI век 1991 год

И предсказуемый результат века нынешнего, причем Олег Комов создал эту пару в 1991 году.



Борис Королев Сопряжение форм человеческого тела 1922

А вот эта небольшая скульптура дала название всему выставочному проекту и наглядно показывает, как все взаимосвязано в нашем мире и одно прорастает в другом.

Это была моя попытка объяснить, как важно сделать паузу, перед тем, как делится своими впечатлениями. Спустя даже небольшое время многое видится совсем не так, как показалось сразу.

#такаязима

#такаязима, скульптура, Санкт-Петербург, ЦВЗ Манеж, арт

Previous post Next post
Up