Неоклассицизм в Русском музее

Jul 28, 2023 17:00


В Корпусе Бенуа у самого входа направо еще 29 июня открылась выставка «Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России». На удивление мало посетителей было в субботу, когда мы ее смотрели. Видела в сети информацию о том, что нынешняя экспозиция полностью повторяет выставку 2008 года. Тогда это была часть большого проекта, в котором Русский музей знакомил с разными течениями в искусстве на примере своих коллекций. Ничего не могу сказать на эту тему, поскольку тогда еще в Петербурге бывала наездами, но масштабность идеи впечатляет. Если коллекция неоклассицизма в 2023 году экспонируется в нескольких  залах, то сколько всего интересного можно было увидеть в 2008.

А «куда летит тополиный пух» в 2023 году?



Выставка "Неоклассицизм в России" июль 2023



В семи залах последовательно разворачивается история развития направления с 1900 по 1932 годы. При этом специалисты считают, что закончился этот период в России в 60-х годах.

Зрители, пришедшие на выставку в ожидании пышных аллегорий, помпезного, отвлеченного от реалий жизни «нормативного» искусства будут разочарованы. Подобные произведения не могли появится в России начала ХХ века, с господствовавшим в ту эпоху культом индивидуализма, усталостью от идеологических оков эпохи «народничества», скептическим отношением к «авторитетам» и всякого рода дидактике (из анонса выставки)



Верх - Е. Лансере "Сумерки. Танцующие нимфы и фавны" эскиз декоративного панно для зала ресторана "Большой московской гостиницы" в Санкт-Петербурге 1906. Низ - В. Шухаев, А. Яковлев "Каллиопа, Эвтерпа, Мельпомена, Урания, Муза" эскизы росписей в особняке Фирсановой на Пречистенке в Москве 1915

В первом зале представлены работы художников объединения «Мир искусства» А. Бенуа, Е. Лансере, Л. Бакста, А. Яковлева, В. Шухаева, А. Матвеева, С. Коненкова и др. В  картинах и графике отчетливо видны отсылки к мифологии древней Греции, классицизму 17 века, ампиру и барокко.



Фрагменты эскиза "Урания" В. Шухаева А. Яковлева

Здесь же можно увидеть и знаменитый двойной автопортрет Василия Шухаева и Александра Яковлева в костюмах Арлекина и Пьеро. Их создал для пантомимы «Шарф Коломбины» Николай Сапунов, а постановку осуществил в 1911 году Всеволод Мейерхольд в театре «Дом интермедий».



В. Шухаев, А. Яковлев Автопортреты (Арлекин и Пьеро) 1914

Тут же рядом - эскиз этой работы, где все чуть по-другому: немного выше рука Пьеро, раскрыта правая рука Арлекина, другой наклон тел и голов. И совсем другое впечатление от увиденного:)



Слева А. Яковлев "Арлекин и Пьеро" эскиз 2014 Справа А. Яковлев "Скрипач" 1915

Но меня больше привлек «Скрипач» Яковлева, какой-то диссонанс в выражении лица, позе, наглухо закрытом сюртуке и фоне картины.

Известно, что Яковлев, будучи в Италии, встречался с неким старым музыкантом. Но, сохранив черты лица героя картины, привнес в создаваемый образ и нечто далекое от портретной классики, добившись потрясающего эффекта новизны - не оторвать глаз!

«Культ индивидуализма» вероятно был одной из идей кураторов выставки, потому что основная часть ее - это портреты: парные, групповые, одиночные. Пейзажей очень мало, мне запомнились только два: один в первом зале, второй в следующем.



Верх - Б. Кустодиев "Лето (Поездка в "Терем") " 1918 г. Низ - Ю. Оболенская "Коктебель. Гора Сюирю-Кая" 1913

Он посвящен живописи и скульптуре младшего поколения художников-мирискусников: З. Серебряковой, Б. Кустодиеву, К. Петрову-Водкину, Н. Аронсону, В. Мухиной, А. Матвееву.



В. Мухина Женский портрет 1915 г.

«Ушедшие в себя» или в процесс игры, работы, люди прошлого века разительно отличаются от нас, плотно погруженных в виртуальный мир.



З. Серебрякова "Карточный домик" 1919

Несмотря сложную историю прошлого века,  дети Зинаиды Серебряковой, изображенные на картине, прожили довольно долгую жизнь. Евгений (слева) 1906-1990, Екатерина (рядом в центре) 1913-2014, Александр (с картой бубнового валета или короля)  1907-1995, Татьяна (справа) 1912-1989. Александра и Екатерину Серебряковой удалось забрать к себе во Францию, куда она поехала в 1924 году выполнять заказ. Татьяну и Евгения художница смогла увидеть только во времена «хрущевской оттепели».



А. Голубкина Портрет Евфимии Павловны Носовй-Рябушинской 1912

В третьем зале собраны работы, отражающие интерес неоклассиков разных поколений к античной и христианской мифологии. Здесь нас ждут работы В. Серова, С.Карпова, С. Воинова, А. Голубкиной, В. Кузнецова.

Взаимоотношения богов и людей всегда были источником вдохновения и для художников, и для музыкантов, и для писателей. Я еще в 2018 году увидела эту работу в  Новой Третьяковке на выставке «Некто 1917» и была удивлена годом создания этой работы. Сейчас уже не удивляюсь.



Н. Каламков "Артемида и спящий Эндимион" 1917 г

Миф, по которому создана картина, я видела в двух интерпретациях. В первой Эндимиона Зевс погрузил в сон в виде наказания, за его любовь к Гере. Во второй - Артемида обратилась к Зевсу за помощью, когда Эндимион стал стареть, и тот погрузил прекрасного пастуха в сон, чтобы он оставался вечно молодым.

Античные представления подразумевали, что наградой человеку может стать божественная жизнь, дарованная главой пантеона. Христианство предложило другую концепцию становления богом.



В. Кузнецов Портрет Н.Н. Загорного 1912

Возможно поэтому на заднем плане бюста Нестора Загорного - «Голова Спасителя» Святослава Воинова. Художник был репрессирован и погиб на Соловках в 1920 году. Другой скульптор - автор бюста Загорного, умер в 1923 году в Петербурге от тифа. А сам Нестор Николаевич в год создания скульптуры еще студент Санкт-Петербургской консерватории. Он ее закончит в 1915 году и будет преподавать фортепиано и теорию на курсах И. Гляссера. С 1916 года станет музыкальным журналистом в журнале «Музыкальный современник». После 1917 года последовательно будет занимать руководящие должности в разных музыкальных учреждениях, напишет несколько методических работ, по которым до сих пор учат будущих музыкантов. Переживет ВОВ и будет награжден медалью «За доблестный труд в ВОВ» в 1945 году. Скончается в возрасте 82 лет.

Композиция, как цитата из «Хранителя древностей» Ю. Домбровского, но может это только у меня?



Слева С. Сорин Портрет О. Орловой 1917 Справа - Б. Кустодиев Портрет Р. Нотгафт 1914

В следующем зале никаких богов, только люди.



Слева - К. Сомов Портрет Е. Сомовой 1924. Справа - Н. Ионин Портрет Е. Иониной 1920-е

Экспонаты зала являют собой развитие принципов неоклассики в различных жанрах живописи 1920-х - начала 1930-х годов, давшие галерею тонких психологических портретов творческой интеллигенции (из анонса в зале выставки)



Слева - Н. Радлов Портрет поэта М. Кузьмина 1926 Справа - К. Малевич Автопортрет ("Художник") 1933

Интересно, что Казимир Малевич и другие художники, работавшие в стиле неоклассики, «не прошли мимо» кубизма.   Но картин в этом стиле на выставке нет, только переходный вариант у Святослава Воинова 1918 года



С. Воинов Портрет жены 1918

Так «куда  летит тополиный пух»? К «социалистическому реализму». По мнению кураторов выставки,  именно идеи неоклассиков вобрало в себя это течение. Этому направлению отдан последний зал.



Слева А. Самохвалов "Метростроевка со сверлом". Прямо А. Дейнека "Раздолье". Справа - Ф. Решетников "Великая клятва"

Картины в последнем зале «...отражают преломление искусством социалистического реализма на рубеже 1920-1930 годов идей неоклассиков, их мечты о совершенном человеке и гармоничном социальном устройстве общества» (из анонса в зале).

Ну, не знаю, с моей точки зрения одно «притянуто» к другому. И видимо не только я так считаю, поскольку в завершении выставки на отдельном стенде маленькая картина З. Серебряковой - эскиз панно для зала-ресторана Казанского вокзала в Москве.



З. Серебрякова Турция 1916

Все варианты убранства которого были готовы, но никогда не были реализованы.

#тосамоелето   

#тосамоелето, Русский музей, живопись, выставка, путешествия, Санкт-Петербург, путешествие, арт

Previous post Next post
Up