Третьяковская галерея на Крымском валу "Некто 1917"

Jan 11, 2018 11:18

Я не большой знаток живописи и не отношу себя к ее любителям. И когда 2 января 2018 года выяснилось, что Третьяковская галерея на Крымском валу работает, и для меня действует скидка, то решение пойти было провинциально-прагматичным: еще не известно, когда я сюда в следующий раз попаду, нужно идти. Из того, что предлагалось, как временные выставки - Эль Лисицкий и Игорь Шелковский меня не впечатлили, а вот выставка под названием "Некто 1917" заинтересовала.
Откуда такое название? Кураторы взяли его из сборника "Пощечина общественному вкусу" Велимира Хлебникова, вышедшего в 1912 году. Сборник был посвящен размышлениям о падении государства и последняя фраза оказалась в каком-то смысле пророческой.




Мне понравилась сама идея выставки - собрать произведения, написанные в 1917 году. Само время, в которое каждый из художников переживает происходящее со своей позиции, смотрит с полотен. Еще не наступило время осмысления великого перелома, все пребывают в свойственных им иллюзиях. Ничего не определено и никто не знает о том, что его ждет в ближайшем будущем. Именно эта идея меня и привлекла. Скажу сразу, что выставка оказалась гораздо интереснее, чем я себе представляла. К сожалению, снимать со вспышкой было нельзя, я снимала на смартфон, поэтому качество фотографий невысокое. Часть запомнившихся картин мне удалось найти в сети, спасибо тем, кто их выложил, все остальное выкладываю, как иллюстрацию собственных впечатлений.

Начинается выставка с темы народа, о котором у большинства художников были весьма туманные понятия, достаточно посмотреть на полотна З.Е. Серебряковой, имение которой было разграблено, а сама она умерла в эмиграции. Но все-таки были те, кто видел больше, чем осознавал. Например, Б.Д. Григорьев, меня остановило его полотно "Лики России", хотя написано оно было все-таки не в 1917, а в 1921 году.



Здесь же несколько его работ 1917-1918 годов, из которых "Старуха-молочница" и "Олонецкий дед" явно говорят, что художник вполне реально оценивал современных ему людей. Эта часть выставки так и называется "Мифы о народе". Еще одно полотно:  Владимир Кузнецов "Божьи люди/Черные вороны" 1917 год.



Убойной силы вещь! Художник всю жизнь прожил на Урале среди старообрядцев, знал уклад этих людей, их истовость и закрытость, это не Нестеровские иконоподобные лица, это реалии тогдашней жизни.
Следующий раздел выставки - "Город и горожане", тут в основном натюрморты, виды городов и тех, кто в них тогда жил. Натюрморты поражают скудностью - бутылка и рыба, бутылка и хлеб, селедки, понятно, что с едой у художников, во всяком случае, было не слишком хорошо. Из горожан остановила картина того же Григорьева "Пара. Жиган и проститутка" 1917 года из частной коллекции. Новое время - новые герои.



Следующий раздел выставки - "Эпоха в лицах". Портреты Керенского меня как-то не слишком тронули, а вот портрет Феликса Юсупова кисти Яна Рудницкого остановил, жаль не удалось найти фото в сети, мою фотографию ЖЖ упорно грузит боком, а в формате GIF "съедает" часть цвета.
Раздел "Прочь от этой реальности" очень ярко показывает, как сознание, столкнувшееся с условиями, которые никак не может объяснить и принять ищет возможность укрыться от беспощадности нового мира. Кто-то рисует картинки из прошлого, например, О. Остроумова-Лебедева "Интерьер с собакой"



Хотя, из гневной статьи Владимира Петрова "1917 год и «Некто» из «Новой Третьяковки»" можно понять, что это далеко не характерная для нее вещь в тот период. Но тем не менее, зачем - то она ее писала...
Н.К. Калмаков, чья работа 1917 года "Артемида и спящий Эндимион" из коллекции Русского музея представлена в том же разделе, уже в 1918 году уехал в Константинополь и более в Россию не возвращался.



Отдельно вынесен "Еврейский вопрос", здесь представлены работы Марка Шагала, Натана Альтмана и других. Знаменитую картину "Над городом" 1918 года можно толковать как полет влюбленных, но при этом нельзя забывать, что уже в начале 20-х годов Шагал окончательно простился с Россией



В разделе "Утопия нового мира" представлены К. Малевич, В. Кандинский О. Розанова и другие художники, искавшие новые революцонные формы выражения. Я не способна воспринимать беспредметное искусство, но не считаю его "мазней", как некоторые. Поэтому оставлю этот раздел тем, кто больше меня в этом понимает.
Могу сказать, что выставка вызвала неоднозначную реакцию в прессе. Далеко не все приняли концепцию кураторов, но это и хорошо, потому что позволяет посмотреть на события 100-летней давности с другой точки зрения.
Ну, и последнее, выставка заканчивает свою работу 14 января 2018 года.

Москва, страны, фото, города, живопись, выставка, путешествия, Третьяковская галерея, путешествие

Previous post Next post
Up