На прошлой неделе мне удалось понять некоторые отличия «наших» композиторов от «не наших», а именно, от голливудских. Моей собеседницей была
Анна Музыченко - отличница, спортсменка, комсомолка… и просто красавица. А еще и обладательница приза «За лучшую музыку» имени Микаэла Таривердиева Фестиваля «Кинотавр» за музыку к фильму Дмитрия Мамулии «Другое небо». Учитывая то, что это первая работа Анны в кино, то это, конечно, достижение.
Анна - композитор с академическим образованием, победительница международных конкурсов композиторов, т.е. человек, который с композиторской точки зрения может все. Ее любимый композитор - Альфред Шнитке. Из голливудских кинокомпозиторов ей нравится Джеймс Хорнер. В общем, все серьезно.
И хотя Анна и делает свои первые шаги в кино, киномузыка ей совсем не чужда. Ее дедушка Владимир Чернышов тоже писал музыку для кино («Москва-Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Женщина в белом»).
Давайте представим, что такого композитора, как Анна Музыченко, приглашают писать музыку для фильма - продолжения, скажем, «Служебного романа», или «Свой среди чужих, чужой среди своих», или любой другой нашей картины с «культовой» музыкой. И задачу ставят так - взять музыку из оригинальной картины, сохранить основные темы и вставить где-то что-то свое, ну чтобы саунд был посовременнее, или там где какой музыки не будет хватать. Как вы думаете, это реально? У нас же вся общественность на дыбы встанет, что вот мол, ни сюжета нового придумать не могут, ни даже музыку написать! И чтобы потом еще эту музыку обсуждали критики, и давали положительные рецензии? Нет, это не про нас…
Зато в Голливуде такая история вполне возможна. Вот, возьмем, к примеру,
Джона Дебни. Очень заслуженный, обожаемый многими композитор, особенно после «Страстей Христовых». Пригласил его Роберт Родригес, продюсер новых «Хищников», написать музыку к этому сиквелу. А Джон Дебни, оказывается, всю жизнь мечтал написать музыку к продолжению великого «Хищника», потому что музыка Алана Сильвестри к этому шедевру произвела на него в свое время глубочайшее впечатление и, вообще, он считает эту музыку одним из самых великих саундтреков в истории научной фантастики в кино. Так зачем же изобретать велосипед?
Так вот, Джон Дебни предложил, а продюсер с режиссером и со всей студией Fox его поддержали, и приняли решение использовать ставшие уже «классическими» темы Алана Сильвестри из первого фильма, с «примесями» Джона Дебни. И ничего. И все рады. И поклонники «Хищника», и киномузыкальные критики, и сам Джон Дебни.
Действительно, ведь если вдруг будет продолжение «Звездных войн» без Джона Уильямса, так неужели не использовать его музыку? Это же логично! В общем, видимо не надо нам быть такими критичными и всегда требовать от композиторов оригинальности и свежести. Иногда такие «ремиксы» выполняют задачу гораздо лучше, чем вновь изобретенные велосипеды.