Основанная в 1561 г. флорентийская Академия изящных искусств - это первая академия живописи в Европе. У ее истоков стояли такие известные художники как Джорджо Вазари и Аньоло Бронзино. Но что интересно, в галерее их творчество почти не представлено. Также как и барокко в целом. Академия - это вместилищ Ренессанса.
В какой момент при академии была организована галерея я не знаю, да это и не важно. В настоящее время эта галерея является одним из трех самых труднодоступных мест города, наряду с куполом Дуомо и галереей Уффици, при этом большую часть туристов привлекает сюда одна конкретная статуя. Подлинники Давида работы Микеланджело. Но об этом позже. В целом в галерее вполне достойная коллекция с упором на живопись треченто и кватроченто. Есть даже коллекция русских икон, но к сожалению в день посещения она не работала.
Лично мне здесь понравилось даже больше, чем в Уффици. Несмотря на то что имена вполне достойные, работы их по большей части менее "заезженные" и при этом - ничуть не хуже.
К сожалению, из-за огромного количества туристов на первом этаже отфотографировать удалось не все. Так, например, сложилось с несколькими полотнами Ботичелли. Но что интересно после зала с Давидом музей пустеет и второй этаж почти безлюден.
А вот что понравилось из того что не является брендами музея. К самим брендам чуть позже.
Филиппино Липпи (1457-1504), Пьетро Перуджино (между 1445 и 1452-1523) Снятие с креста 1504-1507
Доменико Гирландайо. Святой Стефан между Святыми Иаковым и Петром. 1493 г.:
Филиппино Липпи. 1496 г.:
Мученичество Святой Аполлонии. Granacci Francesco. 1530 г. Некоторые сцены нагоняют жуть. Особенно в нижнем правом углу. Что делать, такая тематика.
андреа дель сарто, первая треть 16 в. Типичная для него размытость черт.
беноццо гоццоли, вт. пол. 15 века. К слову, по реалистичности эти работы и рядом не стояли от его же фресок в капелле волхвов. Это я к тому, что техника и каноничность икон сильно ограничивали возможности мастеров, но никак не наоборот.
На эту же тему: Джоттиньо, Мадонна с младенцем, ангелами и святыми. Фреска. ок. 1356.
Несмотря на то, что это работа написана на 100 лет раньше, чем та же капелла, она производит просто невероятное впечатление. Очень сильная вещь. Автор ее достаточно мало известен, точно известны только два его произведения, возможно это дальний родственник Джотто и уж точно один из самых удачных его продолжателей.
Сравните например с более каноничными и сухими иконами других мастеров
пуччио ди симоне, 1346
Коронация Марии со святыми. Бернардо Дадди. 1320-1348 гг.:
Бернардо Дадди и Пуччио ди Симоне. Полиптих. 14 век
Формально в Академии есть и сам Джотто, точнее фрагмент фрески начала 14 века.
Хотя все равно видна рука великого мастера, одного из основателей Ренессанса.
С другой стороны даже каноническое искусство вполне могло выдавать невероятные вещи. Вот например это распятие
бернадо дадди, 1340-45
Но все же главные шедевры Академии это несколько скульптур.
В первую очередь - это Давид Микеланджело Буонаротти, сделанный из цельного куска забракованного другим резчиком мрамора является наверное самой известной в мире скульптурой. Даже в самой Флоренции на разных площадях стоят две ее копии. Копия также есть и в Москве, в ГМИИ им Пушкино. Кстати, очень разница почти незаметна.
Чуть менее знаменито "Похищение сабинянок" Джамболоньи, но ее копия также имеется во Флоренции на площади Синьории
Микеланджело в Академии много, правда неоконченного. Есть еще и одна из его многочисленных Пьет. Несмотря на то что эту тему он развивал всю жизнь работы получались разные. Здесь меньше лоска, чем например в ватиканской пьете, но больше боли и реальности как мне кажется.
И еще. Насколько я помню это неоконченные рабы
а это один святых
После Давида идет небольшой зал с более поздней скульптурой. Как я понял там есть и гипсовые слепки. В общем не особо интересно
В заключение еще немного любопытных экспонатов