Палаццо Медичи-Риккарди - не самая известная достопримечательность, но у нее есть несколько бонусов. Во-первых, дворец работает в понедельник, когда в большинстве других мест выходной. Во-вторых, находится он практически в центре города, в пяти минутах ходьбы от собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Ну и в-третьих, внутри есть как минимум одна вещь которая стоит просмотра сама по себе - это капелла волхвов, расписанная Беноццо Гоццоли. При чем посещение здания начинается именно с нее, но в своем рассказе я оставлю сладкое на последнее. В принципе, остальные части дворца много времени не занимают, поэтому наверное очередей сюда нет.
Вот внутренний дворик, к сожалению, он был в процессе реконструкции
Сам дворец построен в 1444-1460 гг известным архитектором Микелоццо ди Бартоломео для Козимо Медичи Старшего и является первым светским зданием Раннего Ренессанса. Пятнадцатый век был не самым простым для его жителей, будь то художники или герцоги. Вот и в этот момент Медичи хоть и являлись самой могущественной семьей во Флоренции, но так получилось, что они только что вернулись из изгнания и этот дворец должен был подчеркнуть их роль в городе. По мне так себе получилось. В настоящее время дом находится на узкой улочке приблизительно одинаковой этажности и особо не выделяется. У меня даже фоток его приличных не осталось, только обзорный вид с купола.
В нижнем правом углу видны два верхних этажа. С левой стороны, кстати, капелла Медичи и базилика Сан-Лоренцо.
В нижней части кадра, по центру.
Но место с точки зрения расположения отличное.
В 1659 году дворец перешёл в руки семьи Риккарди, отсюда и двойное название. А сейчас кроме музея здесь еще и Риккардианская библиотека. Хотя это со слов википедии, так что есть сомнения.
Внутри, если не учитывать капеллу волхвов, скучновато.
Вот портреты некоторых обитателей дворца:
Не возьмусь утверждать кто есть кто.
Неплохие гобелены тоже присутствуют
Имеется и картина самого Филиппо Липпи (середина 15 века), хотя не могу сказать, что она у него лучшая. Работы в Уффици все-таки интереснее
Ну и так, разные интересности
Но есть и неожиданно любопытные вещи - вот, например, роспись потолка в одном из залов, работы Луки Джорждано 1682-1685 гг. Хотя это уже барокко, а не ренессанс, но впечатляет
Ощущения открытого пространства над головой присутствует. Не уникальная вещь, конечно, но приятно.
А теперь капелла волхвов. Как я уже говорил, она расписана в 1459-60 гг Беноццо Гоццоли при участии Филиппо Липпи. Не смотря на то, что по реалистичности она и уступает творению Джордано, по производимому впечатлению их не сравнить. Середина 15 века, это еще период не сформировавшейся классической в нашем понимании живописи. Ботичелли еще только начинает творить, Микеланджело, Рафаэль и да Винчи еще не родились даже. Живопись уже уходит от канонических религиозных трактовок, но еще не пришла к вершинам высокого ренессанса. Тот же Гоццоли, кроме фресок, в основном, известен классическими иконами.
Для начала алтарь, как центр композиции, работы Филиппо Липпи (Все остальное Гоццоли)
А дальше, соответственно караваны волхвов. Гоццоли, как это зачастую было принято у художников той эпохи, в их числе изобразил синхронных ему политических деятелей, прежде всего Медичи, хозяев дворца. Сами по себе волхвы, приносящие дары только что родившемуся Иисусу, являются глубоко положительными героями Нового завета, поэтому их отождествление с конкретными лицами легко понятно.
Лоренцо Медичи "Великолепный" в образе молодого волхва
Юноша с гепардом в синей накидке - Джулиано Медичи
Мужчина в красном колпаке на белом коне - Пьеро де Козимо Медичи
А вот по этой фигуре идут споры, возможно это даже император Византии Иоанн VIII Палеолог, который был во Флоренции за 20 лет до создания фресок.
На самом деле большая часть людей изображенных в процессии это реальные люди. Но спустя 500 лет после создания уже сложно определенно сказать кто есть кто, но для времени создания это была по сути галерея важнейших лиц города.
Плюс ангелочки
Конечно, данная работа скорее ближе к сказочной процессии Джентиле де Фабриано, чем к более поздней картине Ботичелли подобной же тематике (Обе находятся в Уффици), но впечатление безусловно сильное, такое же сказочное яркое позитивное, чего наверно в первую очередь и добивался Гоццоли.