Jul 02, 2023 17:13
ПРОЧИТАНО
Маркус Ортс. Воздушные пираты. Детская книжка, читал ребёнку. Ортс придумал очень своеобразный мир, который вообще ничем не похож на наш, и биология живущих там существ, и их социальное устройство, и всё прочее - совершеннейшая фантазия, которую не получается вместить в какую-то понятную нам реальность. Название “пираты” тут совершенно условно - реально это просто самоназвание живущих в воздушных потоках организмов, способных выпускать электрические разряды из глаз и взаимодействующих с ураганами, молниями и прочими радостями воздушной жизни. Скажем так: лет в 7-8 я был бы в восторге, сегодня книга для меня слишком детская. 6/10.
Егише Чаренц. Страна Наири. Прочёл немного классики - единственный роман классика армянской литературы, поэта Егише Чаренца. В принципе, это модернистская автобиографическая сатира о том, что происходило в родном городе Чаренца, Карсе, с 1913 по примерно 1920 год - как мирная жизнь и её комические персонажи, лавочники, гробовщики и всесильный Мазут Амо, сменяются сперва призывом на войну, в которую вступила Россия, потом какими-то бесконечными красными, синими и зелёными, какими-то комиссарами и где-то за пределами книги сражающимся за что-то Гарегином Нжде, взятием Карса турками и виселицей на крепостной площади. Читать книгу довольно сложно, она заполнена отсылками и аллюзиями; говорят, что для армянского языка она была абсолютно новаторской, написанной необычным образом, да и в переводе эта “необычность” чувствуется. В целом классика - она всегда классика. Для удовольствия читать её нет смысла. Для самообразования - пригодится. Оценку классике ставить не стану :)
Егише Чаренц. Из Ереванского исправительного дома. И ещё одна классика - второе крупное прозаическое произведение Чаренца. В отличие от “Страны Наири” - действительно смешное и милое, без всякого сожаления об окружающей реальности. История была такова: будучи богемным балбесом (да простят меня армяне) Чаренц, воспользовавшись временным отъездом жены, попытался закрутить роман с 16-летней местной красавицей, был послан по адресу и в порыве страсти стрелял в неё из пистолета, легко ранив в ногу, за что справедливо загремел в тюрьму. Там он вёл не менее богемный образ жизни, что и на воле, а по выходе описали всё там с ним происходящее, множество жутких и в то же время забавных тюремных типажей, добродушных убийц, милых грабителей и очаровательных насильников. Всё это странно и до ужаса реалистично, и да, внезапно интересно. Оценку тоже ставить не стану, но, в отличие от “Страны Наири”, мне понравилось.
ПРОСМОТРЕНО
Мизантроп (Misanthrope, США, 2023). В целом интересный, но “недокрученный” фильм о массовом убийце-стрелке. Сперва всё действительно интересно: невидимый, не оставляющий следов стрелок-профессионал совершает массовый расстрел и испаряется. Позже он совершает ещё одно массовое убийство. За дело берутся потерявший хватку из-за бюрократических препонов агент ФБР и девушка-патрульная с психологическими проблемами, волей случая оказавшаяся в команде следователей. Но как-то в конце всё слишком… не знаю… просто? Неинтересно? Да, она молодец, и убийцу тоже нам раскрывают довольно подробно, но всё равно ощущение, что ждал чего-то большего. Посмотреть можно. 6/10.
Охота на воров (Den of Thieves, США, 2018). Ну такой суровый триллер-детектив с элементами боевика и немножко отсылающий к “Обычным подозреваемым”. Провалился бы ввиду банальности и неприятного стиля съёмок а-ля “Трафик”, но Батлер, отдадим ему должное, фильм вытянул. Кроме того, сама история хорошая, на что намекает оценка 7.0 на iMDb. Я бы сказал, что для того, чтобы похвалить фильм, не хватает искусства режиссёра; для Гьюдгаста это была дебютная полнометражка (и пока что единственная) - и он не потянул. 6/10.
Рыцари справедливости (Retfærdighedens ryttere, Дания-Швеция-Финляндия, 2020). Скандинавская трешачина, забитая кровью, кишками, грязными шуточками над сексуальными меньшинствами (внезапно) и социальной справедливостью. Вершит её очень крутой и страшный Мадс Миккельсен и толпа несуразных идиотов, каждый со своей жуткой трагедией в прошлом, каждый - несчастный и изувеченный. Скандинавы вообще блестяще умеют выйти за рамки, смешать комедию с трагедией, боевик с социальной драмой, и всё это вытащить на фестивальный уровень. Говорят, американцы будут римейк снимать - вот же говно получится, представляю себе. А здесь кино не для всех, но да, кино. 7/10.
Тайлер Рейк: Операция по спасению 2 (Extraction 2, Чехия-Австрия-Австралия-США, 2023). Да в общем и первая часть умом-то не блистала (до сих пор не могу понять, почему нельзя было мальчика вывезти на вертолёте, а нужно было с боем идти через мост). Ну и так и эта тупая донельзя: злобные страшные грузинские бандиты прилетают в Вену и начинают там в центре города всё подряд уничтожать. А Тайлер Рейк в одиночку с притопом и прихлопом успешно их раскладывает на плесень и липовый мёд. Смотреть скучно. 4/10.
Гнев Бекки (The Wrath of Becky, США, 2023). Первая часть рассказывала нам о девочке-подростке, чьего папу убили четверо неонацистов, и девочка их всех в отместку тоже убила. Фильм бы невероятно тупой, потому что девочка составил мегаидиотский план мести, и победить ей удалось только потому что что сценаристы не стеснялись через каждые два кадра вставлять очередное удивительное совпадение или рояль, глядящий из кустов. Собственно, вторая часть - точно такая же, только на этот мерзких бандитов пять, а убивают они приёмную мать девочки. Идиотский план, набор дурацких совпадений, очень глупая концовка, и внезапно совершенно забытый Шон Уильям Скотт в роли главного плохого (мы его лет пять в кино не видели). 3/10.
Чёрное зеркало, 6 сезон (Black Mirror, Великобритания-США, 2023). В целом аккуратный сезон. Все пять историй очень оригинальные и крутые, но четыре из них откровенно недотянуты (пожалуй, сильная концовка только у истории про актрису-вурдалака - но это потому что она повторяет фабулу из “15 миллионов заслуг” из 1-го сезона. Все остальные истории имеют завязку на 100 и концовку на 1 - особенно обидно за линейный слив историй про демона и про ужасную Джоан. Я даже знаю, как надо было сделать концовку “Демона 79”, это же так просто. Она должна была без всякого удовольствия и через себя спасти мир, убив третью жертву - а потом продолжить убивать уже для удовольствия (при этом не стоило показывать её убийственные фантазии). Тогда было бы какое-то изменения главного героя. А так окей, мы просто что-то посмотрели. 5/10.
Маленький принц (Le Petit Prince, Франция-Канада-Италия-США-Китай, 2015). Прекрасный французский мультфильм - не экранизация классической сказки, а, скорее, фантазия на тему. В первой половине мультфильма старик-авиатор рассказывает девочке, которая живёт в скучном, лишённом звёзд, сером мире взрослых, сказку про маленького принца, причём сам мультфильм компьютерный, а рассказ старик а - кукольный, причём очень красиво сделанный. Вторую половину фильма девочка с игрушечным лисом ищет маленького принца и находит - только принц вырос и забыл о своей планете, розе, барашке и авиаторе. Всё это очень мило, и очень странно, что я пропустил этот мультфильм в 2015-м. 8/10.
ОТДЕЛЬНО ПРО “ПОКЕРФЕЙС”
Покерфейс, 1 сезон (Poker Face, США, 2023). Огнище! В конце 1990-х мы всей семьёй толпились у телевизора в ожидании новой серии "Мести без предела" с Майклом Мэдсеном. Помните, он там в каждой из 16 серий оказывал кому-то какую-то помощь, а в обмен просил не денег, а ответной услуги в будущем. Сериал был совершенно ирреальный (он использовал в каждой серии намного больше услуг, чем просил взамен), и персонаж был фантастически недостоверный, но оторваться было невозможно. Ну так вот, "Покерфейс" - это то же, но современное. Совершенно ирреальный персонаж, бухающая официантка со сверхспособностью чуять ложь катается по стране на раздолбанном пони-каре и в каждой серии натыкается на новое идеально сделанное и хитро замаскированное убийство, после чего его распутывает в стиле Холмса, параллельно делая кучу глупостей и регулярно получая леща от произвольных персонажей. В мелких 10-минутных ролях на одну серию звёзды первой величины - Броуди, Нолти, Гордон-Левитт, Перлман. Круто сделаны серии: мы видим одни и те же события дважды, с точки зрения убийцы и с точки зрения главной героини. Отдельно забавна 8-я серия, где Ник Нолти сыграл буквально Фила Типпетта в процессе работы над мультфильмом Mad God, который я пару месяцев назад посмотрел и поругал в FB. Реального Типпетта позвали делать для этой серии мультипликацию; прикольно: работать над оммажем самому себе. 9/10.
Кино,
Литература