Jan 28, 2020 12:50
ПРОЧИТАНО
Мадлен Миллер. Песнь Ахилла. Хорошая, интересная и простая книга, развивающая миф об Ахилле в полноценный роман. Никаких отклонений от мифологии, всё по канону, и при этом хорошая история, рассказанная от лица Патрокла - ближайшего друга и любовника Ахилла. Вы спросите: зачем это нужно? Зачем писать роман на тему, на которую уже всё написано в “Илиаде” и у миллиона исследователей? Я поясню: примерно 99% на планете не знают о древнегреческих мифах ничего (не нужно переоценивать человечество). А в формате художественной книги они прочтут и узнают. Лучше бы, конечно, ещё разок экранизировать (хотя “Троя” с Питтом была неплоха). 7/10.
Ребекка Склут. Бессмертная жизнь Генриетты Лакс. Отличнейший документальный роман - этот жанр у нас редок, зато очень популярен в англоязычной среде. История не просто знаменитой клеточной линии HeLa, но того, что стоит за ними - необразованной чёрной женщины по имени Генриетта Лакс, умершей в возрасте 29 лет от агрессивного рака шейки матки в 1951 году. Склут стала первым журналистом, которому удалось пробиться сквозь поставленные семьёй Лакс заслоны - невежество, непонимание, нежелание общаться, зависть к тем, кто зарабатывает на клетках, выращенных из их матери, и так далее. Склут стала по сути подругой Деборы Лакс, дочери Генриетты - и написала ужасно интересную книгу, в равной мере научно-популярную и трогательно-художественную. Особенно прекрасен момент, когда эта тёмная 51-летняя тётка из трущоб впервые в жизни берёт лабораторную пробирку с клеточной культурой, прижимает к себе и говорит: “Мама, ты жива”. И это правда. После книги кажется, что действительно жива. 9/10.
ПРОСМОТРЕНО
Тьма, 2 сезон (Dark, Германия-США, 2019). Да-а-а-а. Пришлось пересмотреть с нуля первый, чтобы хоть как-то не запутаться. Более 30 центральных персонажей (можно сказать "главных героев"), причём все они имеют три возраста - детский, средний и пожилой, и действуют в пяти разных временах, регулярно между ними перемещаясь и встречаясь с самими собой. Очень круто, но очень запутано. И обидно, что перед третьим сезоном (последним) явно придётся пересматривать оба первых. В целом же первый сезон больше всего походил на маньячный детектив об исчезновении ребёнка, а второй - на “Скользящих”. И это очень хорошо. Зато не скучно. 7/10.
Пацаны, 1 сезон (The Boys, США, 2019). Очень по стилю напомнило “Хэппи” - такие же безбашенные балбесы, и такое же отсутствие смущения в плане демонстрации крови и вообще хладнокровного мочилова героев (я бы даже сказал - супергероев). Суть в том, что группа обычных людей решает противостоять понтовой тусовке пригретых государством супергероев. Последние имеют прямых прототипов в хорошо известной вселенной DC Comics (Хоумлендер - Супермен, Куин Мэв - Чудо-женщина и так далее), но они другие, то есть Вселенные целенаправленно разведены. По недоброй традиции сезон обрывается, и надо ждать второго, чтобы узнать, чем закончится. 7/10.
Малефисента: Владычица тьмы (Maleficent: Mistress of Evil, США-Великобритания, 2019). Лучше первой. Всё начинается как обычная сказка, но затем превращается прямо-таки в социальную драму, в которой герои жертвуют собой и умирают (да, смерть выглядит как превращение в цветы и животных, но это смерть). В сюжете есть откровенный провал - никак не объясняется, почему Малефисента смогла противостоять волшебной стреле; по логике она должна была погибнуть, как и обычные тёмные эльфы. В остально всё красиво, приятно, интересно, местами грустно, местами смешно. Детям показывать можно (или даже нужно). 6/10.
Кролик Джоджо (Jojo Rabbit, Чехия-Новая Зеландия-США, 2019). Совершенно чудесный антифашистский фильм, милый, добрый, невероятно смешной и чудовищно печальный. 10-летний мальчик в последний дни Рейха по-прежнему верит в величие и держит Гитлера в качестве своего комического воображаемого друга - а потом обнаруживает, что его мама (Йоханссон наконец-то играет маму, а не юную красавицу, в 35 лет уже пора) прячет на чердаке девушку-еврейку. Шикарные комедийные скетчи (особенно когда они толпой зигают) чередуются со страшными сценами (когда мальчик обнимает мамины туфли, например), и мы понимаем - фашизма не нужно бояться, над ним нужно смеяться, и тогда он проиграет. 9/10.
1917 (1917, Великобритания-США, 2019). Очень сильно, хотя на главный фильм года не тянет - проиграет и “Джокеру”, и “Однажды в… Голливуде”, и даже “Форду против Феррари”. Фильм, намеренно снятый имитацией одного дубля с замаскированными склейками (как “Бёрдмен”) о том, как в 1917 году два солдата идут через линию фронта предупредить другой батальон о немецкой ловушке. И да, визуально фильм неимоверно гениален. Особенно сильная сцена бега ефрейтора поперёк атаки; и ещё потрясающий момент, когда ефрейтор даёт молоко ребёнку в подвале. Прекрасные детали - рука внутри трупа и лицо, смотрящее из земляной стены, и падающий самолёт, врезающийся в амбар, и известные актёры (Скотт, Камбербетч, Ферт, Строг) в минутных ролях - всё это не даёт оторваться ни на секунду. Но с точки зрения истории - это просто road story. Очень красивое путешествие из точки А в точку Б без подоплёки. Но всё равно 8/10.
Ford против Ferrari (Ford v Ferrari, США-Франция, 2019). И это шикарно, да. По сути это не о “Форде” и не о “Ферраре”, это - байопик о Кене Майлзе, пилоте и инженере, которому всегда не хватало до величия совсем чуть-чуть. В основном - чуть-чуть хорошего характера и умения разговаривать с людьми. В фильме есть ряд кинодопущений (например, Майзл принимал участие в Ле-Мане 1965 года, а не слушал репортаж о нём по радио, а “Фиат” купил “Феррари” не до, а после описанных в фильме событий), но суммарно история очень красивая, трогательная и достоверная. Особенно концовка с 20 футами, решившими исход гонки - так и было, как ни странно. А байопики американцы снимать умеют очень хорошо - тут есть и эпическое, и личное, ты и улыбаешься, и грустишь, и каждый кадр выверен, и режиссёр Мэнголд правильный (“Поезд на Юму”, “Логан”). 9/10.
Ирландец (The Irishman, США, 2019). Му-у-у-у, му-у-у-у-у-у, спасибо за внимание. Скорсезе снял неимоверно занудное и лишённое какой бы то ни было оригинальности 3,5-часовое кинище исключительно для того, чтобы потешить престарелое самолюбие самого себя, а также своих давних друзей Пачино, де Ниро и Пеши. Примерно 50% сцен можно смело исключить, и ничего не изменится. Кто-то говорил: основное происходит в последний час, и это очень крутой час! Но последний час не отличается ни от первого, ни от других скорсезанудств вроде “Молчания” или “Острова проклятых”. Ну, фанатам Скорсезе, наверное, понравится. В общем кинематографическом смысле ценности не имеет. 4/10.
Терминатор: Тёмные судьбы (Terminator: Dark Fate, США-Испания-Венгрия-Китай, 2019). Примерно такое же говно, как и пятая часть. Ну единственно что они вернули плюс-минус нормальный стиль повествования - без тупарских шуток и элементов скетч-комедии, “Терминатор” снова стал убийственно серьёзным, каким и должен быть. Но всё равно фильм честно занял своё 5-е место в рейтинге “Терминаторов”: части 1 и 2 прекрасны, часть 4 хороша, часть 3 плоха, но по-крайней мере не рушит хронологию, часть 6 плоха и рушит хронологию, часть 5 - неприкасаемая. Особого феминизма в фильме я не почувствовал, но смотреть было откровенно скучно - рядовой боевичок без особой логики и смысла. 2/10.
Кино,
Литература